Предмет экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие). Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека. Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай - несовместимость с жизнью человека. Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека. Все это и является предметом экологии.

Содержание

I Теоретическая часть 3

Введение 3

Глава 1. Предмет Экологии 4

§ 1. Предмет экологии 4

§ 2. Объекты исследования 4

§ 3. Задачи экологии 5

Глава 2. Загрязнение среды отходами производства и потребления 6

§ 1. Загрязнение среды отходами 6

§ 2. Экологические проблемы промышленности 6

§ 3. Химическое загрязнение атмосферы 8

Глава 3. Механические способы очистки воды 11

§ 1. Методы очистки воды 11

§ 2. Выбор технологической схемы очистки сточных вод 13

Глава 4. Международное сотрудничество в области экологии 15

§ 1. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды 15

§ 2. Участие России в международном сотрудничестве 19

Заключение 22

II Практическая часть 23

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

    В настоящее время широко используются разработанные ВНИИВодгео системы  автоматического регулирования (САР), предназначенные для управления реагентной очисткой сточных вод. Повышение уровня автоматизации процессов физико-химической очистки промышленных сточных вод позволяет уменьшить расходы реагентов.

§2. Выбор технологической  схемы очистки  сточных вод

 

    Выбор оптимальных технологических схем очистки воды - достаточно сложная  задача, что обусловлено преимущественным многообразием находящихся в воде примесей и высоким требованиями, предъявленными к качеству очистки воды. При выборе способа очистки примесей учитывают не только их состав в сточных водах, но и требования, которым должны удовлетворять очищенные воды: при сбросе в водоем - ПДС (предельно допустимые сбросы) и ПДК (предельно допустимые концентрации веществ), а при использовании очищенных сточных вод в производстве - те требования, которые необходимы для осуществления конкретных технологических процессов.

    Для приготовления из сточных вод  технической воды или обеспечения  условий сброса очищенных сточных  вод водоемов большое значение имеет  технико-экономическая оценка способов подготовки воды. Экономическое преимущество  имеют, как правило, замкнутые системы водоиспользования [1-3].  Однако процесс замены современных производств безотходными, в том числе и с полностью замкнутой системой водоиспользования, достаточно длительный. Поэтому часть очищенных сточных вод сбрасывают в водоемы. В этих случаях необходимо соблюдать установленные нормативы для относительной концентрации вредных веществ в очищенных сточных водах.

    Применяемые схемы очистки должны обеспечивать максимальное использование очищенных  вод в основных технологических  процессах и минимальный их сброс в открытые водоемы. При широком внедрении оборотных систем имеются дополнительные резервы по сокращению расхода свежей воды и уменьшению сброса в открытые водоемы. При широком внедрении оборотных систем имеются дополнительные резервы по сокращению расхода свежей воды и уменьшению сброса сточных вод в водоемы (совершенствование технологических процессов, повышение эффективности очистки сточных вод). Сточные воды являются чистыми, если их отведение в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контролируемом створе или пункте водоиспользования.

    Степень очистки сточных вод при сбросе их в водоемы определяется нормативами  качества воды водоема в расчетном  створе и в большой степени  зависит от фоновых загрязнений. Для снижения концентраций вредных примесей, присутствующих в сточных водах, до требуемых величин необходима достаточно глубокая очистка. Поэтому важное значение имеет надежный контроль степени очистки сточных вод, так как с ужесточением требований к качеству очищенных вод значение ПДК большинства вредных веществ снижается и, следовательно, возрастают трудности их определения [4]. Кроме того, контроль усложняется при определении концентраций вредных веществ в сильно разбавленных сточных водах. 

 

Глава 4. Международное сотрудничество в области экологии 

§ 1. Международные конвенции  и соглашения, посвященные  проблемам охраны окружающей природной  среды 

    Экологические проблемы, которые встали перед человечеством  во второй половине 20 века, стали предметом  озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий  международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей природной среды.

    Международные конвенции и соглашения  известны с 19 века. Первыми были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 г. между Францией и Великобританией, Соглашение об охране морских котиков, достигнутое в 1897 г. между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. В начале 20 века Россией было заключено несколько конвенций и соглашений по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней.

    В первые годы советской власти были подписаны соглашения с Финляндией о рыболовстве и пограничных  водах, с Афганистаном о совместном использовании водных ресурсов, конвенция с Турцией о предотвращении занесения эпизоотий, многосторонняя конвенция с Афганистаном и Ираном по защите растений, а также по борьбе с саранчой.

    Особенно  быстро развивалось международное  сотрудничество после второй мировой войны. В этот период было заключено более 250 международных договоров, соглашений и конвенций, имеющих природоохранное значение. Среди них исключительную роль играет Московский договор (1963г.) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который подписали боле 100 стран. Важное значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанная в 1973 г. более чем 80 странами.

    Достигнуто  много международных соглашений по охране птиц, в том числе Конвенция по охране мест гнездовья, отдыха и зимовок водоплавающих птиц (МАР). В 1973 году между бывшим СССР и Японией заключена специальная конвенция по охране перелетных и редких птиц. Позднее такого рода конвенция была подписана также с Индией.

    Очень важны соглашения между бывшим СССР и США о сотрудничестве в области  изучения и охраны окружающей среды (1972), Канадой (1973) по проблемам охраны природы, Францией, Швецией, Финляндией и рядом других стран по некоторым вопросам охраны природы, о международном научно-техническом сотрудничестве со странами Восточной Европы по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В итоге встречи комиссии Гора – Черномырдин 23 июня 1995 г. было подписано двустороннее соглашение по развитию сотрудничества между США и Россией в области охраны окружающей среды. Новое соглашение подписано взамен соглашения 1972 г. по окружающей среде между СССР  и США и также будет курироваться Environment Protection Agency (USEPA). Кроме того, комиссия объявила: подписано соглашение о совместной работе по снижению риска, связанного с обращением с жидкими радиоактивными отходами низкой активности в Российской Арктике; грант USAID (1млн.долл. США) для поддержки института в Санкт-Петербурге; грант USEPA (50 тыс. долл.США) для развития международного сотрудничества по защите озонового слоя.

    Научно-исследовательские  учреждения и ученые России, а также  других стран СНГ принимают участие  в реализации ряда международных  программ, в частности программы ЮНЕСКО (специализированный орган ООН по вопросам образования, науки, культуры)  «Человек и биосфера». Организация объединенных наций (ООН) постоянно уделяет внимание проблемам охраны природы.

    Вопросы комплексного использования и охраны вод, сохранения, восстановления и повышения плодородия почв, производительности лесов и ресурсов животного мира находятся в центр внимания ФАО.

    Санитарно гигиеническим аспектам охраны окружающей среды большое внимание уделяет  ВОЗ. Эта организация провела ряд конференций по выявлению источников загрязнения атмосферы и воды и методам борьбы с ними на основе опыта различных стран.

    Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Международный морской комитет (ИМКО) также постоянно уделяют внимание проблемам охраны природы.

    Среди международных организаций особое место занимает созданный в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО Международный  союз охраны природы и природных  ресурсов (МСОП). Эта авторитетная организация  – основной научный советник и  консультант ООН по проблемам охраны живой природы. На 1 января 1991 г. в МСОП входило 636 государственных и общественных организаций из 118 стран и 45 международных организаций, таких, как ЮНЕСКО, ФАО, Всемирный фонд охраны дикой природы, Международный совет по охране птиц, Комитет по охране природы Тихого океана, Международная федерация молодежи по охране природы, Международная федерация ландшафтных архитекторов и др. От СНГ в нем представлены Министерства природных ресурсов РФ, Институт эволюционной экологии и морфологии животных (ИЭЭМЖ) Российской академии наук, Всероссийское и Туркменское общества охраны природы.

    В соответствии с уставом МСОП содействует  сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, занимающимися вопросами  охраны природы. Он готовит проекты международных конвенций и соглашений. В задачу этого союза входит научная консультация государств, национальных и международных органов по охране природы и правовым вопросам. МСОП разрабатывает и распространяет новейшие научные и технические достижения в данной области и пропагандирует идеи охраны природы.

    Для осуществления конкретных мер и  выполнения соответствующих решений  в той или иной области охраны природы в МСОП создано 6 постоянных комиссий:

  1. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
  2. Охрана национальных парков и других видов охраняемых территорий;
  3. Охрана экологии;
  4. Планирование ландшафтов;
  5. Природоохранное просвещение;
  6. Законодательства и администрация.

    В комиссию избрано более 200 ученых –  крупнейших специалистов мира в данной области.

    Широкую известность получила Красная книга, созданная комиссией охраны редких и исчезающих видов животных и  растений, содержащие сведения о состоянии  популяций, находящихся под угрозой  исчезновения видов, а также рекомендации по их восстановлению. Зеленая книга, составленная также этим союзом, включает много ценной информации о редких и уникальных ландшафтах. МСОП выпускает справочники о национальных парках, резерватах и заповедниках во всем мире. Постоянное внимание эта организация уделяет разработке экологических принципов долгосрочных прогнозов воздействия на биосферу при осуществлении крупных проектов преобразования природы.

    МСОП  при поддержке ЮНЕП и содействии Всемирного фонда охраны дикой природы  разработал всемирную стратегию  охраны природы, представляющую собой долгосрочную программу мероприятий, направленных на поддержание структуры и энергетики биосферы, которые обеспечили бы оптимальные условия для существования и развития человечества.

    МСОП  поддерживает постоянные контакты и  сотрудничает с другими специализированными учреждениями ООН,  и, в первую очередь, с ЮНЕСКО, ФАО, ЮНЕП, а также с международными научными объединениями – Международным советом научных союзов, Международным союзом биологических наук и др., осуществляет совместные проекты с Всемирным фондом охраны дикой природы (ВВФ – WWF). Эта организация основана в 1963 г. и ставит своей целью составление конкретных проектов по охране животных и природных участков.

    Международное сотрудничество России в области  природопользования и охраны окружающей среды, которая становится все более активным и действенным, основывается на принципах и подходах, вытекающих из национальных задач страны и положений, изложенных в таких известных документах, как доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», «Региональная стратегия охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в странах – членах Европейской экономической комиссии ООН на период до 2000г. и далее», «Итоговый документ венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», «Повестка дня на 21век» (принята на бразильской конференции в Рио-де-Жанейро и подписана главами более чем 100 государств, в том числе России), а также в ряде других международно-правовых актах.

    Сохранение  биологического разнообразия, предотвращения глобального изменения климата, борьба с разрушением озонового  слоя, охрана уникальных природных  зон, обмен природоохранными технологиями и информацией и некоторые другие чрезвычайно важные для безопасности биосферы экологические проблемы относятся к приоритетным направлениям международного сотрудничества. В их реализации принимают участие многие страны мира, в том числе Россия.

    Подписаны Конвенция по сохранению анадромных видов в северной части Тихого океана (февраль, 1992г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (март, 1992 г.) и др. Министерство природных ресурсов РФ и соответствующее ведомство по охране природы Германии заключили Договор об охране окружающей среды (июнь, 1992 г.).

    Совет Европы – это правительственная  организация регионального уровня, объединяющая более 30 государств Европы и действующая в интересах  европейского единства. Начало деятельности Совета Европы в области охраны окружающей среды относится к 1962 г., когда были созданы Комитет экспертов по охране природы и ландшафта и Европейский комитет по охране природы и природных ресурсов.

    В целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство РФ в октябре 1996 года утвердило Федеральную целевую программу «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий». Конечная цель конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий РФ экономический эффект от реализации программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление. Реализация программы позволит выполнить обязательства РФ по Конвенции. 

    §2. Участие России в международном сотрудничестве 

    В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

Информация о работе Предмет экологии