Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:08, реферат
Загрязнение подземных вод не является локальным процессом, оно в значительной степени обусловлено загрязнением других природных сред - атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Будучи загрязненными вследствие выбросов различных веществ антропогенного происхождения, эти среды становятся как бы вторичными источниками загрязнения, влияющими на подземные воды. В свою очередь загрязнение подземных вод может сказаться на качестве речных вод в местах разгрузки загрязненных подземных вод в реки.
Введение…………………………………………………………………………
1 Понятие "нефтепродукт". Источники загрязнения подземных водоносных горизонтов нефтепродуктами………………………………..
1.1 Нефтепромысел…………………………………………………………
1.2 Транспортирование нефти и нефтепродуктов………………………
1.3 Нефтеперерабатывающие заводы и базы хранения нефти и нефтепродуктов………………………………………………………..
1.4 Склады горючих веществ и мазута…………………………………….
2 Условия нахождения и миграции нефтепродуктов в горных породах и подземных водах……………………………………………………………..
2.1 Газообразные углеводороды……………………………………………
2.2 Движение жидких углеводородов……………………………………
2.3 Движение растворенных и эмульгированных нефтяных веществ в подземной воде…………………………………………………………
3 Мониторинг состояния недр на объектах нефтепродуктового загрязнения…………………………………………………………………..
3.1 Определение нефти и нефтепродуктов в подземных водах…………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
Установлено, что существенное влияние на рост числа аварий на промысловых нефтепроводах оказывает характер местности, на которой они произошли. Выделяют следующие основные типы местности по-разному оказывающие влияние на нефтепроводы: заболоченная местность, болото, низина, территория куста, грунт, траншея, дорога, берег водоема и подводные переходы.
По опыту нефтепромыслов Западной Сибири в 60% случаев аварии происходят на нефтепроводах, проложенных на болотах и в 26,8% - на заболоченной местности, что объясняется, по-видимому, повышенной коррозийной активностью почв в данных условиях. В 5,5% - при водных переходах, вследствие коррозии металла труб под действием солей и кислот, растворенных в воде.
Особенности нефтегенных потоков, формируемых при авариях на промысловых нефтепроводах, в их подземном, внутрипочвенном движении и дренировании, как правило, в водоемы и водотоки. Такие потоки особенно опасны, так как они не поддаются воздействию поверхностных факторов разрушения (в частности, фотохимическому и микробиологическому разложению), и, кроме того, их значительно труднее обнаружить и предотвратить дальнейшее распространение.
Потенциальными центрами формирования нефтегенных потоков на нефтепромыслах являются сборные пункты и установки первичной подготовки нефти, где происходит отделение газа, обезвоживание нефти, разрушение водонефтяной эмульсии. Водные потоки формируются в результате сбрасывания или утечек сточных вод, отделенных от нефти в результате обезвоживания. Состав сточных вод в основном аналогичен составу вод нефтяных пластов.
Сточные воды обычно сбрасываются в специальные бассейны, природные и искусственные резервуары, их стараются утилизировать, закачивая в продуктивные пласты для поддержания пластового давления. В принципе неизбежны утечки этих вод и загрязнение ими почв, грунтовых вод, водоемов, наземных и водных биоценозов. Утечка сточных вод и их попадание в окружающую среду происходит либо на компрессор-но-насосных станциях, либо на нагнетательных скважинах в результате аварии.
Большие потери нефти и нефтепродуктов имеют место при их транспортировке, как по магистральным нефтепроводам, так и водным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Учитывая огромную протяженность магистральных трубопроводов, характерную для нашей страны (более 200 тыс. км), они представляют большую экологическую опасность при транспортировке нефти по ним. Ежегодно на них происходит сотни и тысячи случаев утечки нефти по различным причинам, которые приводят в целом к огромным ее потерям и «замазученности» больших территорий.
В меньшей степени в разливах нефти виновен железнодорожный транспорт, хотя серьезные его аварии, сопровождаемые разливами нефти, имеют место. Основными причинами этих аварий являются:
- износ основных производственных фондов (путевое хозяйство, подвижной состав, связь и др.);
- организационно-технические недостатки (управление, квалификация кадров, дисциплина и др.).
Даже при безаварийной работе этих объектов происходят значительные выбросы в атмосферу и утечки вредных веществ.
При авариях на предприятиях переработки нефти и нефтехимических предприятиях, основными причинами которых являются износ основных производственных фондов, низкая квалификация кадров, нарушения технологии производства, происходят большие выбросы нефти, нефтепродуктов и вредных веществ, приводящие к значительным загрязнениям (заражениям) окружающей среды.
При авариях на предприятиях переработки нефти и нефтехимических предприятиях, основными причинами которых являются износ основных производственных фондов, низкая квалификация кадров, нарушения технологии производства, происходят большие выбросы нефти, нефтепродуктов и вредных веществ, приводящие к значительным загрязнениям (заражениям) окружающей среды.
Основными же источниками загрязнения подземных вод на нефтебазах и складах нефтепродуктов являются:
- аварийные проливы при выполнении технологических операций;
-нарушение герметичности резервуаров и трубопроводных коммуникаций, в том числе из-за коррозии;
-нарушение правил эксплуатации технических средств и технологического оборудования;
- образование неутилизированных отходов.
Следует отметить, что, как показывает опыт эксплуатации резервуарного парка, основная часть всех потерь нефтепродуктов (до 75%) приходится на испарение, т.е. за счет выбросов в атмосферу, в то время как потери на аварийные проливы и утечки составляют до 25%.
Аварийные же проливы и утечки в условиях эксплуатации нефтебаз могут создавать предпосылки к существенным загрязнениям природной среды. Следует отметить, что нередко утечки в небольших количествах со временем становятся постоянными источниками загрязнения сточных вод и порой длительное время остаются без должного внимания. В ряде случаев эти утечки приводят к накоплению нефтепродуктов под землей, попаданию их в грунтовые воды и речные системы. Так, например, инфильтрация нефти и нефтепродуктов привела к образованию их крупных подземных залежей в гг. Грозном, Ангарске, Моздоке, Туапсе, Ейске, Орле, Новокуйбышевске, Уфе, Комсомольске-на-Амуре и др.
Причинами утечек из технологического оборудования нефтебаз чаще всего являются: свищи и трещины сварных соединений в стенках резервуаров и трубопроводов, возникающие в результате коррозии; неплотность запорной аппаратуры (особенно сливных магистралей); негерметичность разъемных соединений; износ рабочих органов вентилей и задвижек технологической обвязки, уплотнений насосов, валов привода магистральных задвижек.
Причинами же аварийных выбросов нефтепродуктов обычно являются повреждения резервуаров и другого технологического оборудования при эксплуатации, создание сверхдопустимых избыточных давлений или вакуума внутри резервуаров, увеличение напряжений в металлоизделиях из-за неравномерной осадки или усиления вибрации корпуса резервуара, коррозия металла в результате хранения нефтепродуктов с повышенным содержанием серы и других агрессивных сред, отстойной воды.
Высокое потребление горючих веществ требует относительно густой сети складов. В складах проводится манипулирование с нефтепродуктами; резервуары и места слива соединены трубопроводами, из которых может происходить утечка нефтепродуктов; при перекачке могут происходить переполнения резервуаров и переливы нефтепродуктов и т. д. Могут возникнуть повреждения резервуаров и большие утечки горючих веществ. На основании имеющегося опыта можно сказать, что склады горючих веществ (особенно старые) являются одним из основных загрязнителей подземных вод. Наряду с крупными складами горючих веществ нефтепродукты складируются также в меньших по размерам резервуарах у заправочных колонок, в транспортных предприятиях; к этой же группе можно отнести и резервуары легких мазутов в промышленных предприятиях. В указанных случаях часто происходят утечки нефтяных продуктов вследствие небрежности при обслуживании и недостаточной антикоррозийной защиты. Частым источником загрязнения подземных вод являются автозаправочные станции, ремонтные мастерские автомашин и моечные площадки.
На миграцию нефтепродуктов в подземных водах влияют как свойства геологической среды, так и физические, физико-химические свойства загрязняющего вещества. Все эти факторы объединены в следующие группы
1) механические: скорость подземных вод, плотность и вязкость нефтепродуктов, расположение источников загрязнения, растворимость нефтепродуктов, продолжительность контакта загрязняющих источников с водой, механическая фильтрация, способы откачки воды;
2) геологические, структурные и геофизические: геология пластов, напластование, литология, виды водоносных горизонтов, гидрология, климат и их изменчивость во времени и пространстве;
3) физико-химические, химические и биохимические: физико-химические и химические особенности среды и нефтепродуктов, процессы самоочищения.
При проникновении нефти и нефтепродуктов в грунт происходит разделение компонентов указанных веществ. Нефтяные вещества сорбируются на грунтах преимущественно в виде жидкой фазы. Сорбция может оказывать значительное влияние на процессы распространения загрязнений в водоносном горизонте. Под сорбцией твердой фазой растворенных, а иногда и нерастворенных ингредиентов в подземных водах обычно понимают три основных механизма элиминирования: физическую адсорбцию, химическую адсорбцию и ионный обмен. Способность к сорбции углеводородов понижается в ряду олефины — ароматические — циклопарафины — парафины. Способность связи нефтяных веществ с грунтами зависит от капиллярных сил. Количество задержанных нефтепродуктов в единице объема грунта зависит от общего свободного объема капилляров, что означает зависимость от гранулометрического состава грунта и его влажности. Грунты могут сорбировать меньшее количество нефтяных веществ, чем воды. Чем выше насыщенность грунтов водой, тем ниже их способность сорбировать нефтяные вещества. В опытах было выявлено, что сорбированная в песках нефть может разлагаться под действием микроорганизмов, но данный процесс происходит очень медленно. При начальной концентрации нефти в воде 13,6 мг/л концентрация сорбированной нефти оставалась в течение 20 сут на уровне 4...5 мг/л (при температуре 4...5 °С). В табл.1 приведены типы грунтов, классифи-цированные по их проницаемости к воде и способности связывать нефтепродукты.
Таблица 1 – Способность грунтов к сорбции нефтяных продуктов
Грунт |
Порядок проницаемости (для воды), м/сут |
Количество нефтепродукта, л/м3 |
Крупный гравий, валуны |
102 |
— ____ |
Гравий – грубозернистый песок |
102…101 |
8 |
Песок: крупный – средний средний – мелкий глинистый - глины |
101…100 |
15 |
100…10-1 |
25 | |
10-1…10-3 |
40 |
Растворимость связана с химическим составом нефтепродуктов. Для каждой группы углеводородов характерно уменьшение растворимости с увеличением числа углеродных атомов. Если рассматривать растворимость между группами, то наиболее растворимы в воде представители ароматических углеводородов, их растворимость в воде на 1…3 порядка выше, чем растворимость других групп; наименьшей растворимостью обладают алкены; циклоалкены занимают промежуточное положение между двумя этими группами (табл.2).
В ходе исследований вод нефтеносных месторождений выявлено, что преимущественно в данных водах растворены моноароматические углеводороды. Если рассматривать растворимость в общем для нефтепродукта, мг/л, то для нефти она находится в пределах 10…50, бензинов — 9…505, керосинов — 2…5, дизельного топлива 8…22.
Помимо механизма молекулярного растворения переход нефтепродуктов в воду может осуществляться также за счет процессов эмульгирования. Эмульсия образуется при механическом перемешивании двух несмешивающихся жидкостей, а их устойчивость существенно зависит от снижения нормальных значений поверхностного натяжения на границе раздела фаз нефтепродукт — вода. Существенно влияет на снижение межфазового поверхностного натяжения присутствие эмульгаторов.
Таблица 2 – Растворимость различных групп углеводородов в дистиллированной воде при температуре 25 °С
Группа |
Компонент |
Химическая формула |
Растворимость, мг/кг |
Алканы |
Метан |
СН4 |
24,4 |
Этан |
С2Н6 |
60,4 | |
Пропан |
С3Н8 |
62,4 | |
Н-Бутан |
С4Н10 |
61,4 | |
Н-Пентан |
С5Н12 |
38,5 | |
Н-Гексан |
С6Н14 |
9,5 | |
Н-Гептан |
С7Н16 |
2,9 | |
Н-Октан |
С8Н18 |
0,66 | |
Н-Декан |
С10Н22 |
0,016 | |
Н-Додекан |
С12Н26 |
0,0037 | |
Н-Тетрадекан |
С14Н30 |
0,0022 | |
Н-Гексадекан |
С16Н34 |
0,0009 | |
Н-Октадекан |
С18Н38 |
0,0021 | |
Н-Эйкозан |
С20Н42 |
0,0019 | |
Н-Гексозан |
С26Н54 |
0,0017 | |
Циклоалкены |
Циклопентан |
С5Н10 |
156,0 |
Циклогексан |
С6Н12 |
55,0 | |
Циклогептан |
С7Н14 |
7,9 | |
Арены |
Бензол |
С6Н6 |
1780,0 |
Толуол |
С7Н8 |
515,0 | |
Этилбензол |
С8Н10 |
152,0 | |
Н-пропилбензол |
С9Н12 |
9,0 | |
Н-бутилбензол |
С10Н14 |
5,0 | |
Н-Амилбензол |
С11Н16 |
3,0 | |
Н-Гексилбензол |
С12Н18 |
2,7 |