Проблема утилизации бытовых отходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

В работе проведен системный анализ существующих направлений сбора и утилизации твердых бытовых отходов и выявлены наиболее перспективные из них.

Вложенные файлы: 1 файл

системный анализ в экон.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Древесные остатки и отходы, которые подлежат термическому обезвреживанию, должны сжигаться на мусоросжигательном заводе. Энергия, выделяемая при сжигании отходов, может и должна использоваться в производстве, а остатки от сжигания должны захораниваться на полигоне.

Пищевые отходы имеет смысл  компостировать, и получать органическое удобрение высокого качества, а выделяемый при этом газ сжигать и получать энергию для функционирования комплекса.

Также на территории технопарка стоит разместить научный центр, который в ходе работ будет выявлять наиболее перспективные пути обращения с отходами и создавать новые, наиболее действенные, или совершенствовать старые технологии переработки мусора.

Основная цель проекта  – выстраивание экономически эффективной  системы управления ТБО на территории субъектов РФ путем создания сети Технопарков по обращению с отходами производства и потребления и  новой индустрии в целом, в целях снижения и устранения негативного воздействия ТБО на окружающую среду и здоровье человека.

Конкуренция на данном рынке  невелика. На территории РФ постоянно  растет количество отходов производства и потребления, и муниципальные  образования испытывают дефицит  в полигонах для захоронения  ТБО. Кроме того, наличие полигона в комплексе с мусоросортировкой позволяет значительно уменьшить объем поставляемых на полигон отходов, т.е. увеличить срок его эксплуатации. Наличие постоянного потока ТБО – является гарантией инвестиционной безопасности проекта.

Доходная часть проекта  формируется за счет оплаты населением, муниципальными и коммерческими  предприятиями услуг за прием  на сортировку и захоронение отходов  на полигоне, прибыли от реализации вторичного и переработанного сырья, минимизации затрат на транспортировку  отходов от мусоросортировочного комплекса  до полигона. Нормы оплаты формируются в законодательном порядке на региональном и федеральном уровнях.

Дополнительно доходная часть  формируется от использования газа, выделяемого захороненными отходами в процессе разложения, полученного  с помощью системы газоотвода и применяемого для получения источников энергии (тепловой и электрической).

Расходная часть – это  затраты на строительство, приобретение оборудования, налоги и оборотные  средства, необходимые для деятельности предприятия.

На сегодняшний день, несмотря на актуальность проблемы, управление отходами производства и потребления  не имеет скоординированных действий, так как не работает механизм привлечения  инвестиций в данную отрасль.

Следует пересмотреть политику утилизации городских отходов. На законодательном  уровне стоит принять решение, что  в основу утилизации отходов должны быть положены щадящие технологии: глубокая переработка или захоронение  отходов за пределами города.

В 2010 году на переработку  было отправлено лишь около 12% произведенных  отходов. Остальная часть была захоронена в Московской области.

Городское правительство  совместно с руководством области  должно решить вопрос оборудования участков для захоронения мусора, строительства  совместных объектов для его переработки, а также создания сети объектов по приему вторсырья. Начать разработку концепции  мусороперерабатывающей отрасли, основой  которой стали бы технопарки –  комплексы по сбору, сортировке, транспортировке  и сжиганию мусора.

Все имеющиеся полигоны для  мусора сейчас переполнены. Многие полигоны горят, отходы разлетаются по близлежащим  территориям, во многих местах не оборудованы  сборы фильтрата – токсичной  воды, просачивающейся через толщу  отходов, и собирающейся на выходе в  виде луж и ручьев.

 Единственный вариант  – это переработка мусора.

3.2. Рекомендации  в сфере обращения с отходами

Необходимо разработать новую стратегию управления отходами, направленную на:

  • использование отходов в качестве вторсырья, а также использование энергии, получаемой при переработке и захоронении отходов;
  • связь и контроль всех этапов в цепи удаления ТБО;
  • создание условий для экологически корректного захоронения отходов, не используемых в качестве вторсырья;
  • сведение к минимуму угрозы здоровью населения и окружающей среде при удалении отходов;
  • осуществление на практике принципа "загрязнитель платит".

Выполнение поставленных задач может занять период более  чем 15 лет, как это имело место  в странах Европейского союза.

В Российской Федерации в  настоящее время предусмотрены  различные виды ответственности  за различные нарушения в сфере  оборота ТБО, в том числе уголовная  и административная. Но, к сожалению, на практике большинство законов  работает плохо, а меры и денежное выражение штрафов административной ответственности за такие нарушения на сегодняшний день сильно отстали от жизни и являются просто смехотворными. А уголовная ответственность вообще полагается только за преступления, связанные с оборотом отходов, в том случае, когда они достигают, чуть ли не планетарных масштабов по своим последствиям.

Необходимо как можно  быстрее принимать новые варианты законов, устанавливающих реальные размеры штрафов, реальную ответственность  граждан и должностных лиц  за нарушения в области производства, складирования и оборота отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время в  России забыта перерабатывающая промышленность, слабо ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, в населенных пунктах не оборудованы места для сбора вторичных ресурсов (металл, пластик, бумага, картон, стекло и т.д.). Не везде налажена система вывоза образующихся отходов, имеет место слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, рост негативного воздействия на здоровье человека.

Очевидно, что ни одна технология сама по себе проблемы ТБО не решит. И МСЗ и полигоны являются источниками  выбросов полиароматических углеводородов, диоксинов и других опасных веществ. Эффективность технологий можно рассматривать лишь в общей цепочке жизненного цикла предметов потребления – отходов. Проекты МСЗ, на борьбу с которыми общественные экологические организации потратили много сил, в нынешней экономической ситуации еще долго могут так и оставаться проектами.

Вместе с тем полигоны ТБО еще длительное время останутся в России основным способом удаления ТБО. Основной практической задачей их функционирования является обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия. Лишь в крупных и крупнейших городах эффективно строительство МСЗ (или мусороперерабатывающих заводов с предварительной сортировкой ТБО). Реальна эксплуатация небольших МСЗ для сжигания специфических отходов, больничных, например. Это предполагает диверсификацию, как технологий переработки отходов, так и их сбора и транспортировки. В разных частях города могут и должны применяться свои специфические способы удаления ТБО. Это связано с типом застройки, уровнем доходов населения, другими социально-экономическими факторами. Точно так же задача селективного сбора отходов в ближайшее время может быть решена лишь в относительно небольших городах со специфическим населением (Пущино, Дубна, Красногорск).

С целью дальнейшего сокращения загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет использования отходов, органам  исполнительной власти необходимо разработать  целевую программу "Отходы", основными  направлениями которой должны быть:

  • проведение паспортизации отходов любого природопользователя с четким определением их опасности и сертификации;
  • создание необходимых условий для сокращения объемов образования отходов, повышение уровня их использования и предотвращения на этой основе загрязнения окружающей среды, путем совершенствования правовых, экономических организационно-управленческих, нормативно-методических и других регуляторов образования, использования и размещения отходов;
  • использование существующего промышленного потенциала округов для переработки образования отходов, участие в финансировании программ направленных на снижение образования отходов, их переработки.

Организация производств, базирующихся на переработке вторичного сырья  бытовых отходов даже в масштабе отдельного города (тем более –  области) способна:

  • сравнительно быстро себя окупить и приносить прибыль,
  • улучшить экологическую и санитарно-гигиеническую обстановку в регионе,
  • вдохнуть жизнь в простаивающие производства и обеспечить новые рабочие места,
  • расширить ассортимент местных товаров широкого потребления.

Итак, по мнению ведущих российских и зарубежных специалистов наиболее современным экологическим и  экономическим требованиям соответствует  комплексная технология переработки  ТБО, соединяющая воедино комбинацию процесса сепарации и сортировки ТБО, процессов экологической биотехнологии, высокотемпературной переработки  определенной фракции ТБО (при t +1200 – 1400°С в течение 4-7 часов) и захоронение не утилизируемой и экологически безопасной фракции ТБО на полигоне.

 

Список литературы

  1. Воловик А.В., Шелков Е.М., Долгоносова И.А. / Переработка бытовых и промышленных отходов в высокотемпературной шахтной печи / Экология и промышленность России, № 10, 2001. – с. 9 – 12.
  2. Дрейер А.А., Сачков А.Н., Никольский К.С., Маринин Ю.И., Миронов А.В. / Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка. –М.: 1997. – 97 с.
  3. Лопатина В. И. / Проблемы сбора и утилизации отходов в Пушкинском районе Московской области / Твердые бытовые отходы / июнь 2008. – с. 23.
  4. Мягков М.И., Алексеев Г.И., Ольшанецкий В.А. / Твердые бытовые отходы. – Л–д.: Стройиздат, 1978. – 168 с.
  5. Ландеховская М., Барсола И. / Некоторые подходы к управлению с отходами / Твердые бытовые отходы / июнь 2008. – с. 10–15.
  6. Рывкин М.Д. / Бытовой мусор и мегаполис: проблемы утилизации / Твердые бытовые отходы / май 2007. – с. 22–23.
  7. Боравский Б.В., Боравская Т.В. / Законодательства ЕС и России об отходах / Твердые бытовые отходы / август 2010.– с. 14–17, 21.

Информация о работе Проблема утилизации бытовых отходов в России