Проблемы и перспективы развития растениеводства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 21:28, реферат

Краткое описание

Таким образом, рассматривая тема является актуальной, так как имеет большое значение для страны. Целью данной работы является рассмотрение и анализ растениеводческой отрасли России, ее особенностей и территориальной структуры. По структуре работа разделена на три главы. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, а именно понятие, структура и значение растениеводства в экономике страны. Во второй главе рассматривается экономико-географические характеристики отрасли. В третьей главе анализируются проблемы и перспективы развития отрасли, а в заключении подводятся итоги проведенной работы и приведены основные выводы.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование
1.1 Определение растениеводства
1.2 Структура растениеводства России
1.3 Значение растениеводства в экономике страны
1.4 Факторы влияющие на развитие отрасли
2. Экономико-географическая характеристика растениеводства
2.1 Географическое положение и зональная специализация сельского хозяйства
2.2 География отрасли (современное состояние)
3. Проблемы и перспективы развития растениеводства в России
3.1 Проблемы растениеводства в России
3.2 Перспективные направления совершенствования растениеводства в России.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат растеневодство.docx

— 227.47 Кб (Скачать файл)

 

3. Проблемы и перспективы развития растениеводства в России

3.1. Проблемы растениеводства и АПК России в целом.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания.

Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 6904 руб., или 36 % общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40 % сельского населения. Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе.

Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 3 раза, кормоуборочных - в 3,5 раза.

Проведённый специалистами министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья в 2008 году возросли на 20%, до 21,6%млрд. долл.

АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достиг более 5 млрд. долл. 

3.2. Перспективные направления совершенствования  растениеводства в России.

Без развитого сельского хозяйства и совершенствования растениеводства - позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землю зерна вырастает колос из 60-80 зёрен» - это сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от механизатора до главного редактора известного аграрного издания. В этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского хозяйства - не признанный потребительским обществом производитель не в силах развивать производство в объёмах, способных удовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевой точкой» социально - экономического общества в целом.

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

- стимулирование  развития отечественного сельского  хозяйства, что в первую очередь  потребует определённого перераспределения  национального дохода в пользу  сельскохозяйственных производителей;

- придание  аграрной реформе основной целевой  функции - рост производства;

- внесение  коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня  питания групп населения с  низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции. 

Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки.

Перемены, которые могут обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2010-2012гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.

Наряду с экономической поддержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мер необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение  курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов анализа.

Растениеводство развито в России преимущественно в лесостепных и степных районах. К этой отрасли сельского хозяйства относят возделывание зерновых и зернобобовых культур, кормовых культур, овощей и бахчевых, картофеля, а также выращивание технических культур  и многолетних насаждений — садов и виноградников.

Растениеводство, как неотъемлемая составляющая часть агропромышленного комплекса, несомненно, играет важную роль в структуре народного хозяйства. От состояния растениеводства напрямую зависит уровень ВНП.

В современных условиях развитие растениеводства  страны происходит неоднозначно.  С одной стороны имеют место положительные результаты.  Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качества жизни сельского населения.

Одним из главных аспектов преобразований в отрасли растениеводства, да и в АПК в целом,  является участие государства в этом процессе.  Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем.  Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов.  Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

Важным направлением преобразований является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства.  В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать. Анализ ситуации показал, что валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2009 г. снизился, даже несмотря на увеличение посевных площадей, среднегодовая урожайность зерновых, также намного отстает от развитых стран, что свидетельствует о технологическом отставании, также мы наблюдаем снижение доли РФ в мировой торговле. Все это непосредственно связано и с неблагоприятными климатическими условиями в последние годы, несмотря на это, можно сделать вывод о плачевном состоянии в отрасли.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития растениеводства в России