Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:25, доклад
Рост популярности концепции «зеленой экономики» во многом вызван многочисленными кризисами, с которыми столкнулся мир в последние годы, – прежде всего, климатическим, экологическим, продовольственным, финансовым и экономическим. Это предопределило необходимость поиска альтернативных путей развития.
Обсуждение концепции «зеленой экономики» (или «зеленого роста») в последнее время занимает центральное место в политических дебатах. Этот вопрос широко обсуждается на многих важных международных форумах (включая ООН, «Большую восьмерку», БРИКС, АТЭС, ОЭСР), однако вопрос о перспективах, выгодах и рисках «зеленой экономики» воспринимается неоднозначно.
Рост популярности концепции «зеленой экономики» во многом вызван многочисленными кризисами, с которыми столкнулся мир в последние годы, – прежде всего, климатическим, экологическим, продовольственным, финансовым и экономическим. Это предопределило необходимость поиска альтернативных путей развития.
Обсуждение концепции «зеленой экономики» (или «зеленого роста») в последнее время занимает центральное место в политических дебатах. Этот вопрос широко обсуждается на многих важных международных форумах (включая ООН, «Большую восьмерку», БРИКС, АТЭС, ОЭСР), однако вопрос о перспективах, выгодах и рисках «зеленой экономики» воспринимается неоднозначно.
Единого общепризнанного определения «зеленой экономики» до сих пор нет. Однако в этом термине содержится акцент на экономический аспект устойчивого развития и отражается «растущее признание, что достижение устойчивого развития почти полностью опирается на экономические права». В этом термине также заключена важная мысль о том, что экономический рост и охрана окружающей среды могут быть взаимодополняющими стратегиями – в противовес распространенному до сих пор мнению о компромиссе между этими двумя целями.
Для перехода к «зеленой экономике» необходима технологическая революция. В последние годы развитые страны переориентируют свое развитие на реализацию стратегии экологически ориентированного роста, одной из главных составляющих которой становятся «зеленые» технологии. В этот процесс все больше вовлекаются и развивающиеся экономики.
Важнейшими стимулами развития зеленых технологий служат различные меры государственной политики, а также новые возможности, открывающиеся перед бизнесом на экологическом рынке, который быстро растет под влиянием спроса со стороны потребителей
Общий подход предполагает достижение их главной цели — снижения негативного воздействия на окружающую среду, например, за счет уменьшения количества отходов, повышения энергоэффективности, улучшения дизайна для сокращения объема потребляемых ресурсов.
Фактически «зеленые» технологии охватывают все сферы экономики: энергетику, промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д. В настоящее время они внедряются во всю цепочку деятельности компаний, включая, помимо производства, потребление, менеджмент и методы организации производства.
Проблемы «зеленой экономики»:
недостатки регулирования этой сферы (не только в России, но и в развитых странах
длительность процесса их разработки и внедрения зачастую при непредсказуемых результатах (что влияет на решения компаний);
:
Эксперты считают, что для построения «зеленой экономики» необходимо изменение международного режима защиты прав интеллектуальной собственности:
-расширение практики
использования принудительных
-укрепление стандартов в области патентов,
-ограничение длительности защиты патентов и
-разрешение изобретателям
использовать существующие
Это необходимо проводить как на международном, так и на национальном уровне, так В последние годы семь стран, включая Великобританию, Австралию и Канаду разработали и внедрили специальные программы по ускоренной выдаче патентов. Аналогичные схемы запустили недавно Китай и Бразилия. Подобные программы способны сократить время на выдачу патента на 42-75%. Это позволяет значительно ускорить внедрение зеленых технологий и повысить рыночную стоимость продукции, что имеет особое значение для небольших «старт-ап» компаний в секторе зеленых технологий.
Доля России в общем числе «зеленых» патентов в мире составляет менее 1%.
Доля все еще низкая. Проблема особо остро стоит дл развивающихся стран, так как отсутствуют глобальные институциональные механизмы, способствующих интенсификации международного сотрудничества и взаимодействия в области научных исследований и разработок во всех областях, имеющих отношение к «зеленому росту», . Необходимо ускорение распространения этих технологий в развивающихся странах.
, важной мерой по содействию устойчивому развитию является расширение свободного доступа к технологиям, которые являются общественным достоянием, и стимулирование передачи финансируемых государством технологий в развивающиеся страны. Развитые страны должны стимулировать поток таких технологий напрямую либо через стимулирование частных и общественных институтов, которые получают государственное финансирование НИОКР.
По оценке ОЭСР, доля государственных расходов на ИиР в области энергетики и защиты окружающей среды в общем бюджете на ИиР в 2008 г. в среднем
в странах-членах организации превысила 5%, в ЕС была более 7%. Наибольший показатель отмечался в Новой Зеландии (почти 14%), Японии и Республике Корея (12-13% в 2010 г.). Менее 2% государственного бюджета приходится на экологические технологии в США, России, Швейцарии и Израиле. Однако в абсолютных показателях США занимают второе место (3,7 млрд долл.) после Японии (4,2 млрд долл.). Быстрее всего растут вложения в ИиР в сфере производства биотоплива второго поколения (среди наиболее перспективных разработок – целлюлозное и биодизельное топливо на основе водорослей), в технологии «интеллектуальных сетей», осветительного оборудования, высокотемпературных верхпроводников и в области развития солнечной энергетики.
По расходам на «зеленые» ИиР, а также числу патентов в основных «экологических» областях (загрязнение воздуха и воды, управление отходами) Россия уступает многим не только развитым странам, но даже Китаю и Индии. Очень низкий уровень расходов на ИиР отмечается в российских компаниях.
дефицит квалифицированных исследователей и управленцев;
протекционистские меры, использование субсидий и технических стандартов развитых стран, а также ограничение пространства для маневра в политике, вызванное существующими правилами международной торговли, не дадут развивающимся государствам продвигать свой «зеленый» экспорт. (необходимо Снижение тарифных и нетарифных барьеров в отношении оборудования и товаров для охраны окружающей среды необходимо для перехода к «зеленой экономике»). Тем не менее, некоторые развитые страны могут пытаться классифицировать товары и услуги как «экологические» и способствовать их продвижению на рынки других стран, даже если они таковыми не являются.
Повышение «зеленых» стандартов имеет серьезные последствия для экспортеров из развивающихся стран. Существует проблема согласования стандартов. Поэтому необходимо решение как на международном, так и на национальном уровнях.
Правительства должны помочь своим экспортерам соответствовать таким стандартам, разъясняя их сущность, помогая приобретать и использовать необходимые технологии. Они могут также содействовать созданию национального или регионального потенциала по тестированию и сертификации товаров. Совершенствование национальных стандартов и приближение их к международным аналогам поможет продвижению товаров на внешних рынках, а также приведет к снижению местного загрязнения и повышению эффективности использования ресурсов. На международном уровне, однако, проблема согласования стандартов стоит достаточно остро, и ее решение было бы огромным благом, в частности для малых и средних экспортеров.
Поддержка, оказываемая развитыми странами «зеленым» отраслям промышленности, в том числе на НИОКР, также вызывает определенные опасения. Необходимо международное соглашение, определяющее правила для субсидий с тем, чтобы они соответствовали как принципам справедливой торговли, так и целям «зеленой экономики».
В рамках «зеленой экономики» некоторые страны потеряют рынки или столкнутся с ухудшением условий торговли. Это относится, в первую очередь, к достаточно большому числу развивающихся стран, особенно в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, которые в значительной степени зависят от экспорта сырьевых товаров. Эти страны нуждаются в активной политике диверсификации производства и торговли.
затратным, однако в дальнейшем, как показывают исследования, «озеленение» может обеспечить не только увеличение природного капитала, но и более высокий уровень ВВП. На первоначальном этапе развитие «зеленых» технологий может быть весьма Именно высокая цена на электромобили до сих пор служит одним из главных сдерживающих факторов развития этого сектора. Несмотря на значительные дотации, доля электромобилей в общих продажах автомобилей на рынке Западной Европы до сих пор не превышает 1%.
сложность перестройки громоздкой энергетической и транспортной инфраструктуры;
психологическая неготовность людей к серьезным переменам в бизнесе и частной жизниТем не менее развитые (и некоторые быстроразвивающиеся) страны переориентируют свою политику на «зеленое» развитие, стимулируют разработку и внедрение экологических технологий, нацеливают образовательные программы на формирование экологического сознания, проводят широкие информационные кампании.
3) Инвестиции
Прежде всего, эти соглашения не помогают государствам различить «желательные» и «нежелательные» с точки зрения перехода к «зеленой экономике» формы инвестиций. Большой проблемой является также тот факт, что в течение последнего десятилетия частный сектор все чаще использует механизмы урегулирования споров в рамках этих соглашений, утверждая, что новые экологические правила означают экспроприацию их инвестиций и нарушают принцип справедливости и равенства. Кроме того, Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) и большинство инвестиционных соглашений запрещают требования, предъявляемые к осуществлению инвестиционной деятельности. Между тем, именно такие требования, по мнению Косби, могли бы способствовать «озеленению» экономики. В связи с этим, в области инвестиций, как и в отношении субсидий, необходимо новое международное соглашение, которое определит правила регулирования инвестиций с точки зрения «зеленой экономики».
Вместе с тем, прогнозы развития чистой энергетики затруднены в связи с сохраняющейся мощной государственной поддержкой развития
традиционных источников энергии: субсидированием нефтяной, газовой и угольной промышленности, в частности в США.
Важную роль в проведении научных исследований и разработок играют частные компании (включая малый и средний бизнес), которые рассматривают их в качестве возможности повысить эффективность про
изводства и, как следствие, свои конкурентные преимущества. Так,
подавляющая часть глобальных инвестиций в экологически чистые тех
-
нологии, которые в 2006-2008 гг. выросли на 60% до 148,4 млрд долл.,
приходилась на частные компании [2]. Значительную активность в этой
области проявляют венчурные компании.
Cодействие развивающимся странам стало
катализатором активизации их деятельности
в сфере экологии.
Вместе с тем существует значительное число проблем, не позволяющих
добиться кардинального изменения ситуации в
области охраны окружающей среды. Прежде
всего, несмотря на значительное расширение
экологической помощи, ее объемы остают-
ся явно недостаточными для решения важ-
нейших вопросов защиты природной среды.
В большинстве случаев экологическая помощь. определялась менее чем в 0,6% ВВП развитых
стран: двустороннее содействие составляло
менее 1 долл. США на душу населения в год,
а многостороннее – около 1,3 долл. США [13].
На практике успешно решались либо социаль-
ные, либо экологические задачи, тогда как в
соответствии с первоначальными планами эти
проб
лемы должны решаться комплексно
Существуют значительные расхождения
между заявленными планами, требуемыми
средствами и реально оказанной помощью.
Существует значительная разница между
рекомендациями ученых в отношении опреде-
ленных видов помощи и реальными проекта-
ми.
Вместе с тем оказывается недостаточно помощи для решения местных проблем развивающих-
ся стран – землепользования и опустынивания, хотя именно они привели к наибольшей
смертности людей в последние два десятилетия. Финансирование решения проблем опу-
стынивания, климатических изменений и потери биоразнообразия составило в 1990-е годы
только 2, 4 и 7% соответственно от необходимых, согласно рекомендациям ученых, средств
[7]
Серьезные трудности возникают при оценке результативности деятельности стран-доноров. В ряде случаев эффективность экологической помощи оказывается относительно невысокой в связи с отсутствием необходимой институциональной структуры и другими проблемами.
Решение наиболее сложных природоохранных проблем, в частности проблемы изменения климата, требует существенного увеличения финансирования и технологической помощи развитых государств. В ближайшей перспективе ожидается значительное расширение содействия развивающимся странам в
решении проблемы изменения климата и смягчения его последствий; прогнозируется, что в
скором времени такое содействие будет существенно выше других видов экологической помощи.
Согласно оценке Всемирного банка, только для решения этой проблемы в мире потребуется 1 трлн долл. США, а развивающимся странам – 475 млрд долл. США в год. Сейчас этот показатель составляет ежегодно около 9 млрд долл. США. Максимально возможный размер финансирования (инвестирование в экологически чистые технологии и сохранение тропических лесов), учитывая официальные заявления, в настоящий момент составляет 110 млрд долл. США ежегодно до 2020 г. из различных источников