Проблемы экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы. То есть, нормы права природопользования закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д. Данные нормы содержатся соответственно в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексах о недрах, о земле, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах. Институт права природопользования является важнейшим правовым институтом экологического права, который призван обеспечить рациональное использование всех природных богатств.

Содержание

1. Понятие, объекты и субъекты права природопользования……...3
2. Права и обязанности природопользователя. Основания возникновения и прекращения права природопользования……………..….7
Список использованных источников……………..…………………15
Задача………………………………………………….………………16

Вложенные файлы: 1 файл

экология.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

       Содержание 

       1. Понятие, объекты и субъекты  права природопользования……...3

       2. Права и обязанности природопользователя.  Основания возникновения и прекращения  права природопользования……………..….7

       Список  использованных источников……………..…………………15

       Задача………………………………………………….………………16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие, объекты  и субъекты права  природопользования 

       В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право  природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы. То есть, нормы права природопользования закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д. Данные нормы содержатся соответственно в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексах о недрах, о земле, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах. Институт права природопользования является важнейшим правовым институтом экологического права, который призван обеспечить рациональное использование всех природных богатств.

       Для права природопользования характерны общие принципы экологического права  в целом. Но существуют принципы, которые  присущи праву природопользования в большей степени, чем другим институтам экологического права (рациональность), или только праву природопользования (целевой характер, устойчивость, платность).

       Рациональное  природопользование, хотя и является принципом экологического права  в целом, но реализуется через  институт природопользования.

       Принцип целевого использования исходит  из того, что всякое имущество используется для определенных целей. Тем более не может и не должно быть без целевого использования природных ресурсов. Поэтому в экологическом законодательстве нецелевое использование природных ресурсов признается нарушением и является основанием для лишения права пользования природным объектом.

       В основе принципа устойчивости права  природопользования лежит заинтересованность каждого пользователя в длительном использовании соответствующего природного объекта. Только в этом случае у него есть стимул пользоваться природным объектом по-хозяйски, вкладывать в улучшение его состояния определенные силы и средства.

       Придает устойчивость праву природопользования бессрочность или длительность сроков пользования объектом.

       Недра предоставляются в пользование  на срок:

       1. для геологического изучения  недр – до пяти лет;

       2. для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов  недр – до двадцати лет;

       3. для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – на срок, определенный проектной документацией;

       4. при передаче участков недр  в концессию – до девяноста девяти лет.

       Платность возводится в принцип права природопользования потому, что как уже отмечалось, бесплатное не ценится и не стимулирует рационального и эффективного использования объекта. Гарантией принципа является то, что уклонение от платы за пользование природным объектом влечет за собой прекращение такого права.

       В литературе отмечается и такая характерная черта права природопользования, которая непосредственно связана с охраной природы и ее отдельных объектов. Это находит отражение и в экологическом законодательстве. Так, законом предусмотрено, что водопользователи, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить водоохранные мероприятия.

       Содержание  правового института природопользования заключается в соответствующих  правах и обязанностях субъектов  этого права. Эти права и обязанности  составляют содержание норм института природопользования и достаточно широко закреплены в экологическом праве, в частности, в Разделе 2 Кодекса о земле; статьях 27—31 Кодекса о недрах; статьях 31—32 Водного кодекса; Гл.11,13 Лесного кодекса; главе V Закона "Об охране окружающей среды"; статьях 8 и 11 Закона "Об аренде".

       Как субъективное право, право природопользования выступает в виде совокупности прав и обязанностей субъектов права  природопользования, закрепленных вышеперечисленными правовыми актами.

       Действующее экологическое законодательство определяет круг субъектов права природопользования. Так, соответствующие статьи Кодекса о недрах, Водного кодекса, Закона "Об охране и использовании животного мира", Закона "Об аренде" устанавливают, что субъектами права природопользования являются:

       ♦ граждане;

       ♦ органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству;

       ♦ общественные объединения;

       ♦ органы территориального общественного  самоуправления;

       ♦ совместные предприятия и международные  объединения и организации с  участием белорусских и иностранных юридических лиц;

       ♦ иностранные юридические лица, иностранные  государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

       В соответствии с видами права природопользования следует выделить такие субъекты права природопользования: землевладельцы и землепользователи, водопользователи, лесопользователи, пользователи животным миром, пользователи атмосферным воздухом. При этом среди них можно выделить те субъекты, которые имеют приоритетное значение: в земельном праве — сельскохозяйственные землевладельцы и землепользователи; в горном праве — горнодобывающие предприятия; в водном — субъекты права, осуществляющие пользование водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения; в лесном праве — лесохозяйственные предприятия.

       Каждый  субъект права природопользования должен обладать определенной экологической  правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Предприятия обладают специальной  экологической правоспособностью, объем которой определяется экологическим законодательством, а также уставом или положением, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность.

       Субъект права природопользования обладает экологической дееспособностью, то есть способностью осуществлять свои права в области владения и пользования природными ресурсами и выполнять обязанности природопользователя.

       Предприятия, обладая правоспособностью, одновременно обладают и дееспособностью. Условия, при которых граждане дееспособны, определяются экологическим законодательством.

       В широком смысле объект права природопользования - это земля, недра, воды и другие природные ресурсы, которые могут  находиться в пользовании вообще. Но столь широкое толкование объекта  обезличивает его. Поэтому, когда говорят  об объекте права природопользования, имеют в виду конкретно определенный земельный, водный и другой участок, предоставленный в пользование конкретно определенному субъекту, за исключением общего природопользования. В этом смысле объект права природопользования ограничен в пространстве, т.е. имеет размеры и границы или обособлен от других объектов конкретным указанием на него (разрешение на отстрел одного лося в таких-то охотничьих угодьях и в такие-то сроки, рубка десяти деревьев, указанных в лесорубочном билете и т.п.). Конкретизация объекта права природопользования производится в решении о его предоставлении и в документе, удостоверяющем такое право. Объектом права пользования может быть только объект, предоставленный в установленном законом порядке. В противном случае считается, что объект используется самовольно. Например, объектом права сельскохозяйственного землевладения и землепользования являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Объектом права лесопользования могут выступать леса государственного значения и колхозные леса. Порядок оформления объектов права природопользования во владение и пользование подробно регулируется законодательством.

       Так, на основании ст. 37 Кодекса о земле, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства по их выбору в постоянное или временное пользование либо аренду, а также гражданам Республики Беларусь – в пожизненное наследуемое владение либо аренду, а иностранным гражданам и лицам без гражданства – в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться также в случаях, предусмотренных статьей 38 соответствующего  Кодекса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Права и обязанности  природопользователя.  Основания возникновения  и прекращения  права природопользования 

       Институт  права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование. Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям.

       В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др. По порядку и условиям пользования различаются право общего и специального природопользования. Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов. Право общего природопользования непосредственно вытекает из Конституции Республики Беларусь, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду, и конкретизируется в нормах текущего законодательства - земельного, водного, лесного и др.

       Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном  законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным. Действующее экологическое законодательство определяет круг субъектов права природопользования, ими являются: граждане; органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству; общественные объединения; органы территориального общественного самоуправления; совместные предприятия и международные обледенения и организации с участием белорусских и иностранных юридических лиц; иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. Общее содержание права природопользования заключается в правомочиях и обязанностях субъектов этого права по владению и пользованию ответствующими природными ресурсами и объектами природы.

Информация о работе Проблемы экологии