Проблемы экологической политики в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 16:33, доклад

Краткое описание

Причины обострения экологической ситуации в 90-х годах.
Р.Ф. располагает огромным природно-ресурсным потенциалом. Наличие таких ресурсов и их форсированная эксплуатация не только не принесли благополучия, но и в значительной мере стали причиной обострения экологической ситуации во многих регионах России.

Вложенные файлы: 1 файл

eko.docx

— 28.30 Кб (Скачать файл)

Проблемы экологической политики в переходный период

(90е годы)

 

Причины обострения экологической ситуации в 90-х годах.

Р.Ф. располагает огромным природно-ресурсным потенциалом. Наличие таких ресурсов и их форсированная эксплуатация не только не принесли благополучия, но и в значительной мере стали причиной обострения экологической ситуации во многих регионах России.

Экологические перегрузки уже реально снижают качество жизни населения. В целом, вклад экологического фактора в ухудшение здоровья людей оценивается на уровне 10-30%, а по онкологическим заболеваниям до 50%.

Состояние окружающей среды становится серьезным ограничением для экономического и социального развития крупных городов и промышленных регионов. Все это свидетельствует о серьезном кризисе реализации в последнее десятилетие политики природопользования.

Основные причины этого состоят в следующем:

  • Нерациональная структура н/х Р.Ф., в которой преобладают базовые отрасли промышленности, которые являются основными загрязнителями О.С.;
  • Избыточная материалоемкость и энергоемкость производства, которые обуславливают огромные масштабы добычи полезных ископаемых, их переработки и сжигания;
  • Экстенсивное развитие н/х в 80-е годы и форсированный режим эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов;
  • Основным тормозом в рационализации природопользования был хозяйственный механизм управления.

Несоответствие требованиям обеспечения экологической безопасности проявилось во всех подсистемах управления:

  • Планировании;
  • Ценообразовании;
  • Финансировании;
  • Экологическом стимулировании производственной деятельности.

 

Новые подходы к экологической политике.

 

 В России начала формироваться новая экологическая политика, ориентирующаяся на развитие экологических методов регулирования природопользования и децентрализацию управления охраной окружающей среды.

 

 Несмотря на многолетнюю практику применения рыночных инструментов регулирования природопользования и охраны окружающей среды в развитых странах, среди зарубежных специалистов нет единства в оценке эффективности этой практики. Значительная часть специалистов рассматривает экологические рычаги как дополнение к прямому регулированию природопользования.

 

  Практически каждое государство ищет свой путь в этой области, что привело к большому разнообразию как отдельно используемых элементов, так и их сочетаний. За рубежом в качестве основного достоинства рыночных инструментов управления рассматривается обеспечение наиболее экономически эффективного решения природоохранных проблем за счет использования инициативы и заинтересованности предприятий.

 

 Для условий России эти инструменты могут выполнять дополнительные функции:

    • Стимулирование инвентаризации источников загрязнений;
    • Содействие повышению культуры производства и укреплению технологической дисциплины;
    • Накопление финансовых ресурсов и стимулирование природоохранных инвестиций.

Учитывая различие технического уровня предприятий для экономики России невозможно прямое административное регулирование выбросов загрязняющих веществ предприятий.

В связи с этим экономические инструменты должны также выполнять функцию стимулирования замены старых, экологически опасных производств более прогрессивными, т.е. технологической перестройкой экономики.

По этой причине невозможно было просто использовать просто систему экономического регулирования охраны окружающей среды какой либо из зарубежных стран.

 

В России важнейшее место в такой системе занимает предложения по созданию экономического механизма платного природопользования, включающего следующие элементы:

    • Процедуру выдачи всем предприятиям лицензий на природопользование, в которых отражены соответствующие лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
    • Плату за природные ресурсы , за их охрану и воспроизводство, а также штрафных платежей за сверхлимитное загрязнение О.С.;
    • Плату за выбросы и сбросы и за превышение лимитов;
    • Формирование системы экофондов за счет средств оплаты за выбросы и т.д.;
    • Система экономической ответственности за экологические нарушения и ущерб, наносимый О.С. и здоровью населения.

В механизм взимания платы за загрязнение заложены следующие принципы:

    • Исследования двух видов нормативов платы;
    • Учет при установлении платы качественного состава выбросов и сбросов, а также остроты экологической ситуации в конкретном регионе;
    • Предоставление права территориальным органам управления корректировать плату за загрязнения с учетом выполнения ими природоохранных мероприятий, технологических особенностей предприятий, их экономического состояния;
    • Аккумулирование средств в фондах охраны природы и их целевое использование под контролем местных органов власти.

Следует отметить, что активное развитие экономических инструментов управления явилось важным фактором, определившим становление природоохранных органов в России.

В 1988 году было принято решение о создании госкомитета по охране природы. Это положило начало созданию органов, осуществляющих комплексный подход по охране окружающей среды. Однако на начальном этапе работы комитета были сориентированы на осуществлении на осуществление контрольно-надзорных функций. Далее потребовалось возрастание роли управляющих и регламентирующих функций в деятельности природоохранных органов.

 

 

 

Национальный план действий по охране окружающей среды

В конце 1993 года был принят национальный план по охране О.С., базирующийся на итоговых документах конференции ООН по охране О.С. в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро.

Этот документ представляет собой стратегию взаимодействия органов государственной власти и управления субъектов Р.Ф., органов местного управления, а также предприятий и общественных объединений по улучшению состояния окружающей среды с учетом реформ экономического и политического обустройства России.

Он предусматривает реализацию следующих мер:

      • Совершенствование управления в области охраны О.С.;
      • Охрана и рациональное использование вод, земель, воздуха, леса, флоры и фауны;
      • Экологизация всех видов воспитания и образования населения;
      • Выполнение международных обязательств России по принятым конвенциям и соглашениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое страхование


Понятие экологического страхования

Экологическое страхование является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды. В России реализуется экологическое страхование, нормы которого закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 18). Другими нормативными документами, в соответствии с которыми развивается рынок экологического страхования, являются Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15), постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ», а также иные законодательные акты РФ. 

Страхуются экологические риски, которые могут возникнуть в результате:

  1. экологической аварии, пожара, взрыва, наводнения, землетрясения, обвалов и т. п.;

  1. деятельности предприятий, которые являются источниками повышенной опасности. Перечень предприятий, являющихся источниками повышенной опасности определен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством.

Целью экологического страхования в РФ является обеспечение страховых гарантий возмещения убытков юридическим или физическим лицам, которые возникли в результате загрязнения окружающей природной среды.  

Страховые гарантии возмещения убытков предусматриваются:

  1. для юридических лиц – предприятий, учреждений, организаций;

  1. для граждан, а также объектов их собственности и доходов.

Экологическое страхование осуществляется в рамках программ добровольного или обязательного экологического страхования.

 

 

Добровольное экологическое страхование

 

По добровольному экологическому страхованию страховые организации самостоятельно разрабатывают свои программы и правила страхования. В пределах своей компетенции страховщики, осуществляющие добровольное экологическое страхование, определяют:

  • виды экологического страхования;

  • перечень объектов, подлежащих страхованию;

  • объем страховой ответственности;

  • уровень (нормы) страхового обеспечения;

  • основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании;

  • порядок тарифных ставок страховых платежей.

Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению по добровольному экологическому страхованию, оговариваются страхователем и страховщиком в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В добровольном экологическом страховании могут участвовать следующие предприятия, учреждения, организации:

  • энергетический комплекс, нефтехимический комплекс;

  • промышленность строительных материалов;

  • химическая промышленность;

  • бумажная промышленность;

  • прочие отрасли.

Обязательное экологическое страхование

Обязательным экологическим страхованием согласно законодательству является страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную экологическую опасность.

Объектом обязательного экологического страхования является риск гражданской ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

 

 

 

По обязательному экологическому страхованию нормы такого страхования определяет государство. Оно устанавливает в нормативных правовых актах:

  • виды обязательного экологического страхования;

  • перечень объектов, подлежащих обязательному экологическому страхованию;

  • объем страховой ответственности;

  • уровень (нормы) страхового обеспечения;

  • основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании;

  • порядок тарифных ставок страховых платежей.

Так, согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, перечень которых определен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Страхователями в обязательном экологическом страховании являются категории предприятий, которые признаны Законом как источники повышенной опасности. 

Информация о работе Проблемы экологической политики в переходный период