Легко представить реакцию предприятия
на выставленные счета за загрязнения
природы. Если сумма этих счетов превышает
необходимые затраты на устранение
вредного воздействия, то экономически
выгодно вкладывать средства на проведение
природоохранных мероприятий до
момента, пока эти средства по крайней
мере не сравняются с суммой выставленных
контрольными органами счетов, т.е. эти
затраты можно назвать минимальными
предельно выгодными для предприятия.
В идеале они должны обеспечивать
доведение выбросов до предельно
допустимых или, с учетом специфики
предприятия и особенностей местности,
до временно согласованных.
И еще один момент. Общеизвестно, что
любые налоги эффективны, если они
не превышают 40%, а то и 30% дохода. Такая
корректировка платы за загрязнение
обязательно должна иметь место.
Экстремистские методы, часто применяемые
к электростанциям в отдельных
городах, эффекта не дадут, а повлекут
снижение нагрузок, повышение тарифов
(есть много способов увеличить отдельные
составляющие себестоимости, кроме
экологической составляющей).
Следует помнить, что существуют известные
отраслевые трудности: низкое качество
топлива, изношенность оборудования, тяжелейшие
режимы эксплуатации, в том числе
из-за отказа от ввода в эксплуатацию
и строительства новых электростанций.
Работники отрасли понимают остроту
проблемы. Весьма большие средства
из отраслевых фондов всегда направлялись
на природоохранные цели. Фильтры, ловушки,
пылеуловители устанавливались
на предприятиях теплоэнергетики и
20, и 30, и 40 лет назад. В настоящее
время необходимы еще большие
затраты, но без значительного возврата
так называемого экологического
налога (хотя бы при соблюдении установленных
лимитов) приемлемых результатов трудно
ожидать в скором будущем.
Заключение
В последнее десятилетие все
большее признание получало существование
взаимного влияния здоровой окружающей
среды и устойчивого экономического
развития. В это же время в мире
происходили крупные политические,
социальные и экономические изменения,
по мере того, как многие страны начинали
осуществление программ радикальной
структурной перестройки своей
экономики. Таким образом, изучение
влияния на окружающую среду общеэкономических
мероприятий стало проблемой, имеющей
серьезное значение и требующей
скорейшего решения.
В данной
работе сделана попытка рассмотреть
экологические проблемы при развитии
промышленного производства и в
частности энергетической отрасли,
а также в других смежных областях,
в том числе в области ограничения
вредных выбросов, рационального
пользования природными ресурсами,
стоимостной оценки объектов окружающей
среды и показателей состояния
окружающей среды, национальных планов
действий в области охраны окружающей
среды и социальной политики.
Следует также сказать, что общеэкономические
реформы иногда приводят к непредвиденному
ущербу для окружающей среды. Существование
отжившей политики, несовершенство рынка
и организационных структур где-либо
в экономике могут непредусмотренным
образом взаимодействовать с
более общими экономическими реформами
и создавать стимулы для чрезмерного
использования природных ресурсов
и деградации окружающей среды. Исправление
такого положения обычно не требует
отказа от первоначальной экономической
политики. Вместо этого требуются
определенные дополнительные меры, устраняющие
несовершенство рынка, организационных
структур или отжившую политику. Такие
меры обычно не только благоприятно сказываются
на окружающей среде, но и являются
решающим компонентом успеха общеэкономических
реформ.
Хотя общеэкономические мероприятия
не направлены на то, чтобы целенаправленно
влиять на состояние природы и
окружающей среды, но они могут повлиять
на нее, как в лучшую, так и в
худшую сторону. К числу таких
мероприятий относятся: изменение
обменных курсов или ставок процента,
сокращение дефицита государственного
бюджета, освобождение рынков, либерализация
торговли, усиление роли частного сектора
и укрепление организационной базы.
Они часто сопровождаются реформами
цен и другими реформами в
основных секторах экономики, таких
как промышленность, сельское хозяйство
и энергетика. Изучение связей между
общеэкономическими мероприятиями
и окружающей средой в настоящее
время основано на эмпирическом анализе
материалов по конкретным странам
(т.е. ориентировано на разбор конкретных
примеров). При проведении исследований
для выявления таких связей применяется
набор аналитических методов и подходов.
Анализ показывает трудность разработки
общей методологии для выявления всех
воздействий реформ общеэкономической
политики на окружающую среду. Однако
он также свидетельствует о том, что тщательная
проработка конкретных случаев существенных
воздействий на окружающую среду может
помочь найти более эффективные способы
справляться с ними и дает несколько практических
рекомендаций для применения его результатов
в работе.
Что же касается энергетики, то из изложенного
в настоящей работе следует:
- на внутреннем и мировом рынках в неограниченном количестве можно приобрести оборудование для удаления 80-90% токсичных энергетических выбросов или очистки мазута от серы. Энергетики располагают кадрами и строительно-монтажной базой для ввода в строй такого оборудования и его эксплуатации;
- действующие в Белоруссии стандарты качества воздуха, ПДК многократно жестче мировых, экономически не достижимы и являются источником экологического субъективизма;
- существующий уровень выплат за выбросы и система штрафов за превышение ПДВ не имеют научно-экономического обоснования и непрерывно меняются. По сути дела это дополнительный налог с не вполне ясным получателем, а это является серьезным препятствием для инвесторов;
- замыкание эколого-инвестиционной проблемы внутри отрасли, в том числе и в энергетике, не более чем дань традиционному мышлению, включая управленческое. С прагматических позиций более рационально введение экологического налога с последующим инвестированием в те отрасли и технологии, где это даст значительное улучшение качества жизни.
Охрана природы – задача нашего
века, проблема, ставшая социальной.
Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся
целенаправленные и продуманные действия.
Ответственная и действенная политика
по отношению к окружающей среде
будет возможна лишь в том случае, если
мы накопим надёжные данные о современном
состоянии среды, обоснованные знания
о взаимодействии важных экологических
факторов, если разработает новые методы
уменьшения и предотвращения вреда, наносимого
природе человеком.
Список литературы
- Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей среды". – 15 января 1993 г.
- "Порядок начисления и внесения в бюджетные фонды охраны природы в 1998 г." (Утвержден ГКН РБ №02/62, Минприроды РК №02-8/2528, Минфином РК №17 от 22 июля 1998 г.)
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. Учебное пособие. – М.: Издательство Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 1994. – 312 с.
- Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. –М.: Наука, 1993. –136 с.
- Неверов А.В. Экономика природопользования. Учебн.пособие для вузов. –Минск: Вышэйшая шклоа, 1990. –216 с.
- Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. –М.: Агропромиздат, 1988. –204 с.
- Журнал "Энергетик" №3 – №8,
1998.