Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 17:09, реферат
Краткое описание
Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.
Объектами международного экологического
сотрудничества считаются такие, оценку
состояния которых, уровень их загрязнения,
проведение природоохранных мероприятий
и предотвращение ущербов от их неблагоприятных
воздействий на окружающие территории,
невозможно осуществить силами отдельных
государств.
Среди них выделяют две категории
объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию
государств. Первые - это воздушный бассейн,
космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие
виды животных. Эти объекты охраняются
и используются в соответствии с нормами
международного экологического права.
Вторые - это объекты, входящие в юрисдикцию
государств: международные реки, моря,
озера; объекты мирового природного наследия,
занесенные в Международную Красную книгу
исчезающих и редких животных и растений.
Охраной окружающей природной
среды занимаются многие международные
организации и конференции, на которых,
начиная со
Стокгольмской конференции
от 1972г., вырабатывались и принимались
основные решения. Ведущая роль принадлежит
Организации Объединенных Наций (ООН)
и ее специализированным органам. Одним
из главных органов ООН является Экономический
и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого
действуют национальные и региональные
комиссии и комитеты.
Организация объединенных наций
по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО)
создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже.
Международный союз охраны
природы и природных ресурсов (МСОП) также
учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около 100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может вызвать
применение экономических санкций по
решению Совета Безопасности ООН.
Всемирная метеорологическая
организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее
основная задача - изучение и обобщение
воздействий человека на климат планеты.
Она работает, главным образом, в рамках
глобальной системы мониторинга окружающей
среды (ГСМОС). Международная морская организация
(ИМО) создана в 1948 г., действует в области
морского судоходства и охраны моря от
загрязнения. При ее участии разработаны
конвенции по борьбе с загрязнением моря
нефтью и другими вредными веществами.
Сельскохозяйственная и продовольственная
организация (ФАО) организована в 1945 г.
Сфера ее деятельности - сельское хозяйство
и мировые продовольственные ресурсы,
участие во многих экологических программах
ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП. Наряду с этим, массовое
распространение получили также международные
формальные и неформальные движения за
сохранение жизни на Земле, что является
объективной необходимостью, т.к. они осуществляют
повсеместный и оперативный экологический
контроль и способствуют своевременной
постановке злободневных вопросов на
международном уровне.
8. Об экологии, взаимодействии
наук и ответственности за сохранение
биосферы
Все вышеперечисленные проблемы
и этапы необходимых действий для «нормализации»
наших взаимодействий с окружающей средой
и огромная трудность определения способов
их решения, ставят на повестку дня вопрос
об определении центра тяжести или ответственности
за положительный для цивилизации исход.
Эта участь предназначена для экологии
– науки, предметом изучения которой являются
объекты негативного воздействия –экологические
системы, представляющие все множество
организмов и природных условий их местообитаний.
Однако для эффективных решений
по сохранению саморегулирующей способности
биосферы этого пока явно недостаточно.
Для полного использования возможностей
отраслевых научно-технических дисциплин
в решении экологических проблем необходимо
привлечение к решению проблем «участников
всех технологических разработок, которые
способствовали формированию экологических
нарушений» и организация соответствующих
эколого-отраслевых объединений (блоков)
по преодолению их последствий. Это обеспечит
учет экологических требований и принципов
при выработке эффективных решений отраслями
фундаментальных наук. Поэтому в деятельности
самих объединений должны гармонично
совмещаться следующие функции:
экологическая, определяющая общую постановку и дифференциацию проблем, безопасные уровни хозяйственных и бытовых загрязнений, обеспечивающая контроль выполнения средозащитных мероприятий и соответствия
производимых действий экологическим
стандартам;
отраслевая - по разработке, подготовке и непосредственному выполнению средозащитных мероприятий (технологий по снижению загрязнений, отходов производства, ресурсоемкости и др.).
Наряду с этим, должна быть продумана
система горизонтальных связей на эколого-отраслевом
уровне между блоками, решающими вопросы
уменьшения антропогенного давления разных
техногенных источников, например, на
одну и ту же водную экосистему или на
взаимодействующие природные объекты.
Это обеспечит единство и неразрывность
в методических подходах и необходимую
системность в решении экологических
проблем.
Итак, для экологии актуально:
обоснование и формирование перечня кризисных
задач по предотвращению
негативных техногенных воздействий
на биосферу;
определение уровней возможного
техногенного воздействия на экосистемы
по всему спектру взаимодействия биосферы
и техносферы;
определение экологических
требований и корректность их учета при
постановке и выполнении соответствующих средозащитных работ;
организация контроля состояния
окружающей среды.
Для отраслевых научных
направлений:
разработка схем функционирования
межотраслевых блоков-адаптеров по кризисным
задачам;
разработка и реализация в соответствии
с данными задачами методов и технологий
защиты окружающей среды, ресурсосберегающего
и малоотходного производства,
управления эколого-техносферными системами и др.;
определяют уровень затрат
и возможности их минимизации при реализации планируемых средозащитных антикризисных мероприятий;
обеспечивают выполнение усложняющихся
требований по защите окружающей среды.
Логику подобного антикризисного
объединения научно-технических сил в
целом можно объяснить следующим образом:
невозможно с позиций лишь одной
экологии объять столь обширнейшую и чрезвычайно
разноплановую область современного и
постоянно усложняющегося кризиса взаимодействия
цивилизации и биосферы;если предпринять адекватное существующим проблемам расширение сферы эффективного влияния самой экологии и уже сформировавшихся межотраслевых экологических объединений, то это приведет лишь к очевидной гипертрофии науки и потере ее гибкости и существующих возможностей;
основной целью научно-технической
деятельности до настоящего времени было
развитие цивилизации, рост благосостояния
и независимости от природных факторов.
Разрозненные попытки уменьшения техногенного
давления на ОПС не дали сколько-нибудь
заметных результатов;
только системное «экологическое»
объединение всех «сопричастных» к кризису
наук и технологий позволит выработать
и реализовать оптимальные решения по
его преодолению;
основная функциональная нагрузка
приходится на фундаментальные науки,
что, конечно же, не приведет к их гипертрофии,
так как давление кризиса разделяется
на многие составляющие. Кроме этого, в
этом случае обеспечивается высокий научный
уровень решения кризисных задач, так
как отраслевые блоки сохраняют связь
с соответствующими фундаментальными
науками; такой подход к решению задач
имеет гораздо большие возможности планирования
разработок и реализации антикризисных
мероприятий, поскольку основная часть
работ будет выполняться сложившимися
отраслевыми науками; упрощается планирование
расходов на проведение антикризисных
мероприятий, увеличивается их достоверность
и прозрачность вследствие оценки подавляющей
части работ по освоенным нормативам.