Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:28, реферат
На рубеже веков и тысячелетий наша страна переживает тяжелый трансформационный кризис. Превращение командно-административной и полутоталитарной системы в рыночную и демократическую проходит тяжело и медленно. Перед страной стоит огромный список проблем. Одна из них - экологическая проблема. Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.
Введение...................................................................................................................2
Охрана окружающей природной среды......................................................3
Основные экологические проблемы............................................................9
Загрязнение литосферы....................................................................11
Загрязнение гидросферы..................................................................13
Загрязнение атмосферы....................................................................15
Пути решения экологических проблем.....................................................17
Состояние окружающей среды в России..................................................22
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип «загрязнитель платит» означает, что «загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей». В «Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области» дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые меры с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов.
Современную трактовку принципа «загрязнитель платит» можно свести к двум основным положениям:
3. Принцип долгосрочной перспективы
Стоимость экологической
деградации или охраны окружающей среды
не может рассматриваться
4. Принцип взаимозависимости
Экологическая политика должна
учитывать взаимозависимость
В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику США и некоторых европейских стран в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.
5. Принцип «пользователь платит»
Принцип «пользователь платит»
является применением принципа «загрязнитель
платит» в отношении
Энергетический проект. Гринпис выступает за отказ от ядерной энергетики и ядерное разоружение, за развитие энергосбережения и альтернативных источников энергии, свёртывание опасной и экономически убыточной ядерной энергетики и противодействие планам организации международных ядерных могильников на территории нашей страны; воплощение в жизнь международных механизмов по предотвращению глобального изменения климата из-за усиливающегося парникового эффекта; поддержка и развитие проектов в области энергосбережения и проектов по развитию энергетики, основанной на альтернативных источниках энергии.
Лесной проект. Лесная программа – один из первых проектов Гринпис в России. Среди многочисленных направлений работы следует отметить проекты по восстановлению лесов, сохранению наиболее ценных лесных территорий, законодательные инициативы и юридические консультации по вопросам использования и охраны лесов. Гринпис изучает и выступает за сохранение самых крупных нетронутых лесов, участвует в создании особо охраняемых природных территорий, а также в присвоении им статуса Всемирного природного наследия. С 2002 года Гринпис совместно со школьниками восстанавливает леса в малолесных районах России и Беларуси. За это время было высажено 186 тысяч саженцев сосны, дуба, ольхи, вяза и клена. Гринпис выступает за экологически грамотное лесное хозяйство. Для этого наши эксперты содействуют оптимизации лесного законодательства.
Токсический проект. Гринпис выступает против производства, распространения и захоронения опасных для человека и окружающей среды химических соединений. Мы видим решение проблемы в перепрофилировании опасных производств (и, в первую очередь, тех, в результате деятельности которых образуются стойкие органические загрязнители), внедрении экологически приемлемых технологий, бережном отношении к природным ресурсам и максимальном использовании вторичного сырья.
Проект по сбору мусора. Гринпис России выступает за скорейшее внедрение во всех городах и поселках России разумных схем переработки отходов. Уже сейчас можно выделять и отправлять на переработку не менее половины образующихся отходов. Поэтому Гринпис России считает внедрение селективного сбора бытовых отходов - первоочередной задачей, и не просто рассуждает на эту тему, а действует. В настоящее время мы проводим эксперимент по селективному сбору отходов в Санкт-Петербурге. Раздельно собранные отходы - это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.
Проект «Всемирное наследие». Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО призвана защищать, в том числе, природные объекты “исключительного значения”. Гринпис выявляет, разрабатывает обоснования и занимается охраной таких уникальных природных комплексов. В 1994 г. Гринпис России начал работу над проектом «Всемирное наследие», направленным на выявление и охрану уникальных природных комплексов, которым угрожает серьезное негативное влияние деятельности человека. Придание природным территориям высшего международного природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности является основной целью работы, выполняемой Гринпис. Россия, безусловно, богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия.
Генетический проект. Необходимо маркировать все продукты питания, полученные из трансгенных растений, в том числе корма, растительные масла, готовую продукцию и ввозимое сырье. Гринпис считает особенно важным ввести мораторий на использование генетически модифицированных ингредиентов в детском питании, пока не будет доказана их биобезопасность. Гринпис требует установить мораторий на промышленное выращивание ГМ растений в открытых системах для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Гринпис также считает необходимым широкое освещение всех проблем, связанных с выращиванием и использованием ГМО.
Проект «Экодом». Экономия электроэнергии. Экономия воды. Использование правильных стройматериалов. Сортировка и переработка мусора. Экономия топлива.
Экология России характеризуетс
Атмосферный воздух.
Выбросы от стационарных источников. По данным, полученным от Федеральной службы государственной статистики, в целом по России объем выбросов от стационарных источников составил в 2011 г. 19 162,32 тыс. т загрязняющих веществ, что на 0,2% больше, чем было в 2010 г.
Выбросы жидких и
Выбросы от передвижных источников. По данным Росприроднадзора общий объем выбросов от автотранспортных средств составил в 2011 г. 13 325,18 тыс. т. В общем валовом объеме выбросов в Российской Федерации (32 487,5) доля выбросов от передвижных источников составляет 41%.
На долю первых 10 субъектов Российской
Федерации с наибольшим объемом
выбросов от автотранспорта (см. таблицу
32) приходится 35% всех выбросов от передвижных
источников в Российской Федерации.
Перечень десяти субъектов с наибольшим
количеством зарегистрированных автотранспортных
средств не полностью совпадает
с лидерами по объему выбросов Качество
воздуха в городах. На основании
представленных субъектами Российской
Федерации данных был составлен
перечень 100 самых загрязненных городов
в Российской Федерации (с численностью
населения 100 тыс. и более человек)
по ИЗА - комплексному индексу загрязнения
атмосферы, используемому для оценки
суммарного загрязнения в целом
по городу. Используемая в России характеристика
суммарного загрязнения - ИЗА – позволяет
учитывать концентрации загрязняющих
веществ и представить уровень
загрязнения одним числом. Уровень
загрязнения атмосферы
Водные ресурсы.
Сбросы сточных вод. По данным Федерального
агентства водных ресурсов общий
объем водоотведения в
Отходы.
По данным Росприроднадзора в 2011 г.
объем образования отходов
Российской Федерации составил 4 303,32 млн. т, что на 16,3% больше, чем было в 2010 г. Следует отметить, что по данным субъектов Российской Федерации в 2011 г. образовалось 4 719,6 млн. т отходов производства и потребления, что на 416 млн. т больше. Доля использованных и обезвреженных отходов (по данным Росприроднадзора) уменьшилась на 0,2%, составив в 2011 г. 46,3%. Количество захороненных отходов составило в 2011 г. 681,45 млн. т.
Бытовое водопотребление. Объем бытового
водопотребления составил в 2011 г. 5 987,34
млн. м3, что составляет 10% от общего
объема используемой в Российской Федерации
воды. Объем оборотной и повторно-
По данным субъектов Российской Федерации в целом по Российской Федерации из 709 551 пробы питьевой воды водопроводов, отобранной в 2011 г., 10,8% не отвечало санитарно-гигиеническим нормативам.
По данным субъектов Российской
Федерации в 2011 г. было организовано
14 684 санкционированных места
Контрольно-надзорная
В соответствии с представленными субъектами Российской Федерации данными, государственному региональному экологическому надзору подлежит 3 006 081 объект.
В 2011 г. в Российской Федерации было проверено 150 объектов, подлежащих государственному региональному экологическому надзору (1,5% от всех объектов, подлежащих государственному региональному экологическому надзору).
В целом по России 64% выявленных
в рамках государственного
Заключение
Экологическую ситуацию в
современной России без преувеличения
можно назвать критической. Она
уже оказывает крайне неблагоприятное
воздействие на экономическое развитие,
здоровье населения. И, в конечном счете,
экологическая проблема выдвигается
в число главных проблем
Достижение идеального состояния абсолютной гармонии с природой в принципе невозможно. Столь же невозможна и окончательная победа над природой, хотя в процессе борьбы человек обнаруживает способность преодолевать возникающие трудности. Взаимодействие человека с природой никогда не кончается, и когда кажется, что человек вот-вот получит решающий перевес, природа увеличивает сопротивление. Впрочем, оно не бесконечно, и его преодоление в форме подавления природы чревато гибелью самого человека.
Нынешний успех человека в борьбе с природной средой достигнут за счет увеличения риска, который следует рассматривать двояко: риск возможных побочных экологических явлений, связанный с тем, что наука не может дать абсолютный прогноз последствий воздействия человека на природную среду, и риск случайных катастроф, связанный с тем, что технические системы и сам человек не обладают абсолютной надежностью.
Информация о работе Пути решения проблем сохранения окружающей природной среды