Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника и методы защиты окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования, расчет рассеивания в атмосфере вредных веществ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……..3
1.Объекты и принципы охраны ОС…………………………………………...……..4
2.Природоохранная деятельность предприятий…………………………………….5
3.Нормативно- правовые основы охраны ОС……………………………………….7
4. Краткая сводка ОАО «Гайский ГОК»……………………………………...........11
5. Выбросы в атмосферу…………………………………………………………….12
6. Расчет загрязнения атмосферы………………………………………..…………16
6.1 Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника………….17
7. Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха……………….23
8. Виды и принципы очистного оборудования и сооружений……………….…..26
8.1 Методы очистки……………………………………………………..…………..27
9. Реализация экологических программ по охране ОС……………………………29
Заключение…………………………………………………………………..………30
Список литературы…………………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

kurschachx козлов.docx

— 83.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Московский государственный  горный университет

 

Кафедра «Экономика природопользования»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

 

 

«Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника и методы защиты окружающей среды»

(на примере ОАО «Гайский ГОК»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Группа: ЭП - 09

 

Проверил: Козлов О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...……..3

1.Объекты и принципы  охраны ОС…………………………………………...……..4

2.Природоохранная деятельность  предприятий…………………………………….5

3.Нормативно- правовые основы  охраны ОС……………………………………….7

4. Краткая сводка ОАО  «Гайский ГОК»……………………………………...........11

5. Выбросы в атмосферу…………………………………………………………….12

6. Расчет загрязнения  атмосферы………………………………………..…………16

6.1 Расчет загрязнения  атмосферы выбросами одиночного  источника………….17

7. Меры по предотвращению  загрязнения атмосферного воздуха……………….23

8. Виды и принципы очистного  оборудования и сооружений……………….…..26

8.1 Методы очистки……………………………………………………..…………..27

9. Реализация экологических  программ по охране ОС……………………………29

Заключение…………………………………………………………………..………30

Список литературы…………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Окружающая природная среда  Оренбургской области испытывает все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности, антропогенных, техногенных и других факторов. Появляются искусственные формы рельефа, распахиваются склоновые земли, нарушается среда обитания многих зверей, птиц, насекомых, сокращается их численность и видовой состав, уменьшаются запасы лекарственных растений.

Нарушения в природных  системах вызваны техногенным типом  экономического роста, специфическая  особенность которого заключается  в фактическом исключении из сферы  экономических интересов хозяйствующих  субъектов отношений природопользования. Их стремительный рост в условиях трансформационной экономики существенно  осложняет взаимоотношения «природа - общество». Быстрому развитию этой негативной тенденции способствует целый ряд  факторов, среди которых одно из главных мест занимает современная  деятельность промышленных предприятий.

Вместе с тем, масштабы, направления  и уровень исследований в сфере  управления процессами, связанными с  внешними эффектами, нельзя признать адекватными  сложности современной эколого-экономической  ситуации. Проблемы совершенствования  государственного экологического управления незаслуженно отодвинуты на второй план и практически не затрагиваются  в исследованиях экономистов, в  то время как эффективность государственного экологического управления приобретает  все большее значение в оптимизации  отношений системы «промышленное  предприятие - окружающая среда». Задачи совершенствования управленческих действий требуют разработки теоретических  положений и практических рекомендаций по учету экологического аспекта  деятельности промышленного предприятия. На качественное состояние атмосферного воздуха оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары, процессы гниения, трансграничные переносы), но в большей степени — техногенные. Экологическое состояние воздуха в области, по сравнению с другими регионами РФ, можно оценить как удовлетворительное. Так, Белгородская область находится по массе выбросов на 45—60 местах в РФ, экологическая ситуация в целом благоприятная.

 

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ по формированию механизма  управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования, расчет рассеивания в атмосфере вредных веществ.

 

 

 

  1. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Под охраной окружающей среды  понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические  требования до каждого конкретного  загрязнителя и обеспечивающих его  заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных  мероприятий по претворению в  жизнь этих требований.  Только если все эти составные части соответствуют  друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной  среды, можно рассчитывать на успех.  Поскольку не была решена вовремя  задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все  чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной  среды. Оба эти понятия интегрируются  в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

 

Охрана окружающей природной  среды складывается из:

— правовой охраны, формулирующей  научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

— материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для  предприятий;

— инженерной охраны, разрабатывающей  природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

— естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

— земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные  природные заповедники, природные  заказники, национальные природные  парки, памятники природы, редкие или  находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места  их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

— приоритет обеспечения  благоприятных экологических условий  для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов общества;

— учет законов природы  и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;

— недопущение необратимых  последствий для охраны природной  среды и здоровья человека;

— право населения и  общественных организаций на своевременную  и достоверную информацию о состоянии  окружающей среды и отрицательном  воздействии на нее и на здоровье людей различны  производственных объектов;

— неотвратимость ответственности  за нарушение требований природоохранительного  законодательства.

 

 

2.ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Природоохранной является любая  деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном  уровне деятельность по сохранению эталонных  образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации  научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных  выбросов. Этот путь «в чистом виде»  малоэффективен, так как с его  помощью далеко не всегда удается  полностью прекратить поступление  вредных веществ в биосферу. К  тому же сокращение уровня загрязнения  одного компонента окружающей среды  ведет к усилению загрязнения  другого. Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади. Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды. Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

 

Для достижения высоких эколого-экономических  результатов необходимо процесс  очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным  объединение первого направления  со вторым.

 

Второе направление —  устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных  технологий производства, которые позволяли  бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ. Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям. Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

 

 

 

 

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ

Одной из важнейших составных  частей природоохранительного законодательства является система экологических  стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым  условием практической реализации принимаемых  законов, так как именно на эти  стандарты должны ориентироваться  предприятия-загрязнители в своей  природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую  ответственность.

Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного  для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы  присвоен общий номер 17, который  включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 — «Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных  ре­сурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха  и воды.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы  качества окружающей среды — предельно  допустимые концентрации (ПДК) вредных  веществ в природных средах. ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны. В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено. На основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК.

К сожалению, в настоящее  время многие предприятия в силу технических и экономических  причин не способны сразу уложиться  в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в  результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам. Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий. От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

Природоохранительное законодательство — это система законов и  других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в  целях сохранения и воспроизводства  природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения. Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д. Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право. В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г. Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объеди­нениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите. Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовном у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства и т. д.  Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.

Информация о работе Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника и методы защиты окружающей среды