Основными факторами, определяющими
роль загрязняющих веществ в атмосферном
трансграничном переносе, являются:
- характер распространения этих веществ и продуктов их превращения в атмосфере,
- объем выбросов,
- последующая миграция и трансформация в других средах после выпадения из атмосферы,
- воздействие на природные процессы и экосистемы.
Важнейшим обобщенным параметром,
определяющим пространственный масштаб
распространения в атмосфере
загрязняющих веществ, является их время
жизни (нахождения) в атмосфере. Исходя
из этих предпосылок, можно выделить
три основных типа выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу:
1. Приводящие к загрязнению
в глобальном масштабе, независимо
от места выброса, и охватывающему
все страны.
2. Приводящие к загрязнению
в региональном масштабе обычно
нескольких стран, в том числе
не имеющих общих границ.
3. Приводящие к загрязнению
в локальном масштабе, в том
числе и трансграничному, обычно
двух, иногда трех, сопредельных
стран в приграничных районах.
В проблеме трансграничного
переноса загрязняющих веществ можно
выделить три аспекта: экологический,
экономический и политический. Негативное
влияние переносимых загрязняющих
веществ при трансграничном переносе
может охватывать огромные пространства.
Хотя, как правило, при переносе на
большие расстояния концентрации загрязняющих
веществ невелики, экологический
ущерб в масштабах страны может
быть огромным. С точки зрения экономики
необходимо принимать во внимание не
только потери от экологического ущерба,
но и возможность потерь от необоснованного
снижения выбросов в тех случаях,
когда необходимость снижения диктуется
политическими обстоятельствами при
недостаточной научной проработке
вопроса. Важным является политический
аспект, поскольку в условиях экономической
и политической интеграции Европы Россия
не может не координировать свои действия
по охране природы с остальными странами.
С другой стороны, при наличии
веских доказательств негативного
влияния трансграничного переноса
на природу России этот аспект является
средством политического давления
на соседние страны.
Проблему широкомасштабного
закисления связывают с выбросом в атмосферу
и переносом на большие расстояния кислотообразующих
оксидов, прежде всего оксидов серы и азота.
Закисляющие вещества могут поступать
из атмосферы не только с дождем или снегом,
но и путем поглощения подстилающей поверхностью
газообразных и аэрозольных веществ.
Ярким примером, соответствующим
локальному уровню, является проблема
трансграничного переноса выбросов
горнометаллургического комбината ОАО
“ГМК Печенганикель” на территорию Норвегии
и Финляндии.
Конвенция о трансграничном
загрязнении воздуха на большие
расстояния
Принята 13 ноября 1979 года
В двух словах.
Если есть загрязнения, опасные
для человека, или риск оных –
страна наиболее скоро обязана устранить
его. Так же, страна обязана регулировать
загрязнение воздуха, сотрудничать
в исследовании и разработке систем
очистки и уменьшения выбросов, публиковать
информацию по разным экологическим
параметрам (расходы на очистку, технологии,
загрязнения).
Межрегиональные
социально-экономические (в том
числе и эколого-экономические)
отношения представляют собой
один из наименее изученных
аспектов теории региональной
экономики. В частности, в настоящее
время не приходится говорить
о существовании достаточно полной
системы показателей, на основе
которой можно получить всестороннюю
комплексную информацию о состоянии
и динамике межрегиональных хозяйственных
взаимодействий и связей. Во многом
именно с этим обстоятельством
связано отсутствие полной и
достаточно достоверной статистической
информации об эколого-экономических
отношениях между разными регионами
России в условиях формирования
рыночных отношений.
Яркий пример трансграничного
переноса является авария на
Чернобыльской АЭС в 1986 году. Именно
после Чернобыльской катастрофы
у коренных жителей Арктики
было зафиксировано существенное
увеличение радиоактивности. В
первую очередь оно затронуло
ту часть населения, в пищевом
рационе которой значительное
место занимали продукты, концентрирующие
радиоактивный цезий, – мясо
северного оленя, пресноводная
рыба, грибы и ягоды. Наиболее
отчетливо данное явление наблюдалось
в 1986–1989 годах у саамов Норвегии
и Швеции, а вплоть до 1991 года
– у коренных жителей Кольского
полуострова (Российская Федерация).
С тех пор концентрации радионуклидов
в организме людей постепенно
приблизились к доаварийному уровню
(AMAP 1997).
Некоторые устойчивые
токсичные вещества, включая СОЗ
и ртуть, в теплом воздухе
способны приобретать летучесть
и переноситься воздушными массами.
После выпадения на земную
поверхность они могут вновь
попасть в атмосферу и продолжить
свою миграцию, переходя в разряд
загрязняющих веществ, переносимых
на большие расстояния. Этот процесс
может продолжаться до тех
пор, пока загрязнители не достигнут
более холодных полярных районов,
где они сконденсируются на
твердых частицах или снежинках
в атмосфере и в конце концов
выпадут на земную поверхность.
Из-за низкой растворимости в
воде и высокой – в жирах
– эти загрязняющие вещества
легко внедряются в богатые
жирами полярные пищевые цепи
и накапливаются в биоте. Сочетание
суровых климатических условий с физико-химическими
свойствами устойчивых токсичных соединений
делает полярные регионы, в особенности
Арктику, зоной конечной аккумуляции этих
веществ, что может привести к тому, что
их содержание здесь станет выше, чем в
регионах-источниках (АМАР 1997). Реализация
подписанной в мае 2001 года Стокгольмской
конвенции по стойким органическим загрязнителям
способна привести к снижению поступления
этих соединений в полярные регионы.
Еще одним примером,
соответствующим локальному уровню,
является проблема трансграничного
переноса выбросов горнометаллургического
комбината ОАО “ГМК Печенганикель” на
территорию Норвегии и Финляндии. Основными
факторами, определяющими роль загрязняющих
веществ в атмосферном трансграничном
переносе, являются:
- характер распространения этих веществ и продуктов их превращения в атмосфере,
- объем выбросов,
- последующая миграция и трансформация в других средах после выпадения из атмосферы,
- воздействие на природные процессы и экосистемы.
Важнейшим обобщенным параметром,
определяющим пространственный масштаб
распространения в атмосфере
загрязняющих веществ, является их время
жизни (нахождения) в атмосфере. Исходя
из этих предпосылок, можно выделить
три основных типа выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу:
1. Приводящие к загрязнению
в глобальном масштабе, независимо
от места выброса, и охватывающему
все страны.
2. Приводящие к загрязнению
в региональном масштабе обычно
нескольких стран, в том числе
не имеющих общих границ.
3. Приводящие к загрязнению
в локальном масштабе, в том
числе и трансграничному, обычно
двух, иногда трех, сопредельных
стран в приграничных районах.
Ущерб на локальном
уровне для России и для
Норвегии несопоставим. Прежде всего,
на локальном уровне страдает
население российских городов
и поселков, а также природные
экосистемы на российской территории.
Решение этой проблемы может
быть достигнуто, в первую очередь,
за счет снижения низких неорганизованных
выбросов. При приведении в норму
экологических условий в Мурманской
области автоматически исчезнут
локальные экологические проблемы
на территории Норвегии. Финансирование
таких мероприятий главным образом
и прежде всего должно осуществляться
из российских источников на
уровне предприятий и области.
Трансграничные потоки серы от
источников
Мурманской области, тыс.т/год
Участок границы |
От всех источников
области |
От ОАО
“ГМК Печенганикель” |
Российско-финская граница |
21 |
11 |
Российско-норвежская граница |
67 |
60 |
В целом |
88 |
71 |
В Кувейте (Кувейт)
в 1978 году была подписана Региональная
конвенции о сотрудничестве по
защите морской среды от загрязнения,
а в 1982 году в Джедде (Саудовская
Аравия) — Региональная конвенция по сохранению
окружающей среды Красного моря и Аденского
залива.
Были приняты также
следующие региональные конвенции;Конвенция
о защите и развитии морской среды и побережья
Средиземного моря 1976 года в Барселоне
(Испания);
- Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу);
- Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар);
- Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия);
- Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения)
- Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония);
- Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция);
- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).
Европейская Конвенция
о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния
1979 года, подписанная в Женеве (Швейцария), вступила в силу в 1983 году.
К Конвенции были приняты дополняющие
ее протоколы:
- Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 года;
- Протокол по стойким органическим загрязнителям 1998 года;
- Протокол по тяжелым металлам 1998 года;
- Протокол относительно дальнейшего сокращения серы 1994 года.
- Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 года;
- Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 года;
- Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов 1985 года;
- Протокол касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 года.
Контроль за опасными
веществами
- Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, подписанное в Женеве (Швейцария) в 2000 году;
- Конвенция о стойких органических загрязнителях, подписанная в Стокгольме (Швеция) в 2001 году.
Экологические требования
к размещению радиационно опасных
объектов. Ядерные объекты относятся к
числу источников повышенной опасности
и их деятельность представляет собой
угрозу здоровью, жизни населения и окружающей
среды, поэтому в законодательстве предусмотрены
специальные требования, касающиеся размещения
этих объектов. Порядок размещения ядерных
объектов регулируется ст.30 Закона «об
атомной энергии». Решение о сооружении
ядерных установок, радиационных источников
и пунктов хранения, имеющих оборонное
назначение, находящихся в федеральной
собственности, либо имеющих федеральное
или межрегиональное значение, либо размещаемых
и сооружаемых на территории закрытых
административно-территориальных образований,
принимаются правительством РФ.
Киотский протокол
Помимо трансрегиональных
загрязнений – есть и просто глобальное
вмешательство в экосистему планеты со
стороны человека, которые необходимо
решать, напривем проблема глобального
потепления (или похолодания). Понимая
необходимость введения более жестких
мер для решения проблемы изменения климата,
в 1997 г., в дополнение к РКИК ООН, международным
сообществом был принят новый документ,
получивший название Киотский протокол.
Главной задачей вновь принятого документа
стали конкретные количественные обязательства,
накладываемые на развитые и развивающиеся
государства по сокращению или ограничению
национальных объемов антропогенных выбросов
парниковых газов в первый период его
действия (2008–2012 гг.), по сравнению с уровнем
базового 1990 г.
В числе государств,
взявших на себя обязательства
по сокращению выбросов парниковых
газов с 2008-2012 гг., Европейский
союз (92 %), государства Европы, не
являющиеся членами Европейского
сообщества (Норвегия 101 %, Исландия 110 %,
Венгрия 94 %, Поль- ша 94 %), США (93 %), государства
постсоветского пространства (Российская
Федерация – 100 %, Украина – 100 %, Латвия,
Литва, Эстония по 92 %) и т.д.
Согласно Международной
программе «Леса Киото», Правительство
России до 2010 г. выделило 1,5 млрд рублей
из Федерального бюджета на создание в
субъектах Российской Федерации лесных
плантаций во исполнение Киотского протокола