Региональные аспекты природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Экономико-географическое положение стран Западной Европы определяется двумя чертами:
- приморским положением, способствующим развитию межконтинентальных связей, ввозу топливных и сырьевых ресурсов из развивающихся стран;
- соседским положением стран регионов по отношению друг к другу, способствующим развитию интеграционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Тело.docx

— 56.16 Кб (Скачать файл)

 

Основными факторами, определяющими  роль загрязняющих веществ в атмосферном  трансграничном переносе, являются:

  • характер распространения этих веществ и продуктов их превращения в атмосфере,
  • объем выбросов,
  • последующая миграция и трансформация в других средах после выпадения из атмосферы,
  • воздействие на природные процессы и экосистемы.

Важнейшим обобщенным параметром, определяющим пространственный масштаб  распространения в атмосфере  загрязняющих веществ, является их время  жизни (нахождения) в атмосфере. Исходя из этих предпосылок, можно выделить три основных типа выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

1. Приводящие к загрязнению  в глобальном масштабе, независимо  от места выброса, и охватывающему  все страны.

2. Приводящие к загрязнению  в региональном масштабе обычно  нескольких стран, в том числе  не имеющих общих границ.

3. Приводящие к загрязнению  в локальном масштабе, в том  числе и трансграничному, обычно  двух, иногда трех, сопредельных  стран в приграничных районах.

В проблеме трансграничного  переноса загрязняющих веществ можно  выделить три аспекта: экологический, экономический и политический. Негативное влияние переносимых загрязняющих веществ при трансграничном переносе может охватывать огромные пространства. Хотя, как правило, при переносе на большие расстояния концентрации загрязняющих веществ невелики, экологический  ущерб в масштабах страны может  быть огромным. С точки зрения экономики  необходимо принимать во внимание не только потери от экологического ущерба, но и возможность потерь от необоснованного  снижения выбросов в тех случаях, когда необходимость снижения диктуется  политическими обстоятельствами при  недостаточной научной проработке вопроса. Важным является политический аспект, поскольку в условиях экономической  и политической интеграции Европы Россия не может не координировать свои действия по охране природы с остальными странами. С другой стороны, при наличии  веских доказательств негативного  влияния трансграничного переноса на природу России этот аспект является средством политического давления на соседние страны.

Проблему широкомасштабного  закисления связывают с выбросом в атмосферу и переносом на большие расстояния кислотообразующих оксидов, прежде всего оксидов серы и азота. Закисляющие вещества могут поступать из атмосферы не только с дождем или снегом, но и путем поглощения подстилающей поверхностью газообразных и аэрозольных веществ.

Ярким примером, соответствующим  локальному уровню, является проблема трансграничного переноса выбросов горнометаллургического комбината ОАО “ГМК Печенганикель” на территорию Норвегии и Финляндии.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие  расстояния

Принята 13 ноября 1979 года

В двух словах.

Если есть загрязнения, опасные  для человека, или риск оных –  страна наиболее скоро обязана устранить  его. Так же, страна обязана регулировать загрязнение воздуха, сотрудничать в исследовании и разработке систем очистки и уменьшения выбросов, публиковать  информацию по разным экологическим  параметрам (расходы на очистку, технологии, загрязнения).

   Межрегиональные  социально-экономические (в том  числе и эколого-экономические)  отношения представляют собой  один из наименее изученных  аспектов теории региональной  экономики. В частности, в настоящее  время не приходится говорить  о существовании достаточно полной  системы показателей, на основе  которой можно получить всестороннюю  комплексную информацию о состоянии  и динамике межрегиональных хозяйственных  взаимодействий и связей. Во многом  именно с этим обстоятельством  связано отсутствие полной и  достаточно достоверной статистической  информации об эколого-экономических  отношениях между разными регионами  России в условиях формирования  рыночных отношений.

   Яркий пример трансграничного  переноса является авария на  Чернобыльской АЭС в 1986 году. Именно  после Чернобыльской катастрофы  у коренных жителей Арктики  было зафиксировано существенное  увеличение радиоактивности. В  первую очередь оно затронуло  ту часть населения, в пищевом  рационе которой значительное  место занимали продукты, концентрирующие  радиоактивный цезий, – мясо  северного оленя, пресноводная  рыба, грибы и ягоды. Наиболее  отчетливо данное явление наблюдалось  в 1986–1989 годах у саамов Норвегии  и Швеции, а вплоть до 1991 года  – у коренных жителей Кольского  полуострова (Российская Федерация). С тех пор концентрации радионуклидов  в организме людей постепенно  приблизились к доаварийному уровню (AMAP 1997).

   Некоторые устойчивые  токсичные вещества, включая СОЗ  и ртуть, в теплом воздухе  способны приобретать летучесть  и переноситься воздушными массами.  После выпадения на земную  поверхность они могут вновь  попасть в атмосферу и продолжить  свою миграцию, переходя в разряд  загрязняющих веществ, переносимых  на большие расстояния. Этот процесс  может продолжаться до тех  пор, пока загрязнители не достигнут  более холодных полярных районов,  где они сконденсируются на  твердых частицах или снежинках  в атмосфере и в конце концов  выпадут на земную поверхность.  Из-за низкой растворимости в  воде и высокой – в жирах  – эти загрязняющие вещества  легко внедряются в богатые  жирами полярные пищевые цепи  и накапливаются в биоте. Сочетание суровых климатических условий с физико-химическими свойствами устойчивых токсичных соединений делает полярные регионы, в особенности Арктику, зоной конечной аккумуляции этих веществ, что может привести к тому, что их содержание здесь станет выше, чем в регионах-источниках (АМАР 1997). Реализация подписанной в мае 2001 года Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям способна привести к снижению поступления этих соединений в полярные регионы.

   Еще одним примером, соответствующим локальному уровню, является проблема трансграничного  переноса выбросов горнометаллургического комбината ОАО “ГМК Печенганикель” на территорию Норвегии и Финляндии. Основными факторами, определяющими роль загрязняющих веществ в атмосферном трансграничном переносе, являются:

  • характер распространения этих веществ и продуктов их превращения в атмосфере,
  • объем выбросов,
  • последующая миграция и трансформация в других средах после выпадения из атмосферы,
  • воздействие на природные процессы и экосистемы.

Важнейшим обобщенным параметром, определяющим пространственный масштаб  распространения в атмосфере  загрязняющих веществ, является их время  жизни (нахождения) в атмосфере. Исходя из этих предпосылок, можно выделить три основных типа выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

1. Приводящие к загрязнению  в глобальном масштабе, независимо  от места выброса, и охватывающему  все страны.

2. Приводящие к загрязнению  в региональном масштабе обычно  нескольких стран, в том числе  не имеющих общих границ.

3. Приводящие к загрязнению  в локальном масштабе, в том  числе и трансграничному, обычно  двух, иногда трех, сопредельных  стран в приграничных районах.

   Ущерб на локальном  уровне для России и для  Норвегии несопоставим. Прежде всего,  на локальном уровне страдает  население российских городов  и поселков, а также природные  экосистемы на российской территории. Решение этой проблемы может  быть достигнуто, в первую очередь,  за счет снижения низких неорганизованных  выбросов. При приведении в норму  экологических условий в Мурманской  области автоматически исчезнут  локальные экологические проблемы  на территории Норвегии. Финансирование  таких мероприятий главным образом  и прежде всего должно осуществляться  из российских источников на  уровне предприятий и области.

 

 

                                                  Трансграничные потоки серы от  источников  
                                        Мурманской области, тыс.т/год

Участок границы

От всех источников 
области

От ОАО 
“ГМК Печенганикель”

Российско-финская граница

21

11

Российско-норвежская граница

67

60

В целом

88

71


 

 

   В Кувейте (Кувейт) в 1978 году была подписана Региональная  конвенции о сотрудничестве по  защите морской среды от загрязнения,  а в 1982 году в Джедде (Саудовская Аравия) — Региональная конвенция по сохранению окружающей среды Красного моря и Аденского залива.

Были приняты также  следующие региональные конвенции;Конвенция о защите и развитии морской среды и побережья Средиземного моря 1976 года в Барселоне (Испания);

  • Конвенция о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981 года в Лиме (Перу);
  • Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и побережья западной и центральной части Африки 1981 года в Абиджане (Кот Д'Ивуар);
  • Конвенция о защите и развитии морской среды региона Карибского моря 1983 года в Картагена де Индиас (Колумбия);
  • Конвенция о защите, управлении и развитии морской и прибрежной среды региона Восточной Африки 1985 года в Найроби (Кения)
  • Конвенция о защите природных ресурсов и окружающей среды южной части Тихого океана 1986 года в Нумеа (Новая Каледония);
  • Конвенция о защите морской среды в районе Северо-Восточной Атлантики (OSPAR) 1992 года в Париже (Франция);
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года в Бухаресте (Румыния).

 

   Европейская Конвенция  о трансграничном загрязнении  воздуха на большие расстояния 1979 года, подписанная в Женеве (Швейцария), вступила в силу в 1983 году. К Конвенции были приняты дополняющие ее протоколы:

  • Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 года;
  • Протокол по стойким органическим загрязнителям 1998 года;
  • Протокол по тяжелым металлам 1998 года;
  • Протокол относительно дальнейшего сокращения серы 1994 года.
  • Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 года;
  • Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 года;
  • Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов 1985 года;
  • Протокол касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 года.

 

   Контроль за опасными  веществами

  • Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, подписанное в Женеве (Швейцария) в 2000 году;
  • Конвенция о стойких органических загрязнителях, подписанная в Стокгольме (Швеция) в 2001 году.

 

   Экологические требования  к размещению радиационно опасных объектов. Ядерные объекты относятся к числу источников повышенной опасности и их деятельность представляет собой угрозу здоровью, жизни населения и окружающей среды, поэтому в законодательстве  предусмотрены специальные требования, касающиеся размещения этих объектов. Порядок размещения ядерных объектов регулируется ст.30 Закона «об атомной энергии». Решение о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются правительством РФ.

Киотский протокол

   Помимо трансрегиональных загрязнений – есть и просто глобальное вмешательство в экосистему планеты со стороны человека, которые необходимо решать, напривем проблема глобального потепления (или похолодания). Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 г., в дополнение к РКИК ООН, международным сообществом был принят новый документ, получивший название Киотский протокол. Главной задачей вновь принятого документа стали конкретные количественные обязательства, накладываемые на развитые и развивающиеся государства по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008–2012 гг.), по сравнению с уровнем базового 1990 г.

   В числе государств, взявших на себя обязательства  по сокращению выбросов парниковых  газов с 2008-2012 гг., Европейский  союз (92 %), государства Европы, не  являющиеся членами Европейского  сообщества (Норвегия 101 %, Исландия 110 %, Венгрия 94 %, Поль- ша 94 %), США (93 %), государства постсоветского пространства (Российская Федерация – 100 %, Украина – 100 %, Латвия, Литва, Эстония по 92 %) и т.д.

Согласно Международной  программе «Леса Киото», Правительство  России до 2010 г. выделило 1,5 млрд рублей из Федерального бюджета на создание в субъектах Российской Федерации лесных плантаций во исполнение Киотского протокола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Региональные аспекты природопользования