Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:38, курсовая работа
Одной из самых важных проблем человечества является проблема сохранения окружающей среды и переход общества к устойчивому развитию.
Охрана окружающей среды - сложная, многогранная проблема, требующая для своего решения как глобальных, так и локальных усилий стран и регионов.
При решении экологических проблем трудно переоценить роль экологического воспитания и образования, а также подготовки экологических кадров. Практическое использование экологических знаний с целью решения множества задач, выдвигаемых современным уровнем развития науки, требует более углублённых и специальных познаний в различных разделах дисциплины «Экология».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….………...
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
Национальная система мониторинга окружающей
среды Республики Беларусь………………………………………………………..
Основные объекты наблюдений……………………………………………….
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ …………………….
2.1 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
2.2 Правовые меры охраны атмосферного воздуха……………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ………………....
3.1 Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного
воздуха в Республике Беларусь…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране.
Мониторинг атмосферного воздуха является самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Его основными задачами являются:
• наблюдение за состоянием
атмосферного воздуха и источниками
его загрязнения;
• оценка и прогноз основных тенденций изменения
качества атмосферного воздуха;
• выработка рекомендаций для принятия решений в области управления качеством атмосферного воздуха.
Порядок проведения мониторинга атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Объектами наблюдений при проведении мониторинга атмосферного воздуха являются атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Сбор, хранение, обработка и передача информации о состоянии атмосферного воздуха и источников его загрязнения осуществляются указанным министерством и его территориальными органами.
Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха осуществляется также в рамках локального мониторинга окружающей среды. При его проведении юридические лица, осуществляющие эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду, в обязательном порядке осуществляют наблюдение за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на определенных в установленном порядке стационарных источниках. Перечень параметров и периодичность проведения наблюдений устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом мощности стационарного источника и уровня его вредного воздействия на атмосферный воздух, но не реже одного раза в месяц.
Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух предусматривает инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Инвентаризация представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление и систематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе место нахождения источников и определение качественных и количественных показателей выбросов. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется всеми субъектами хозяйствования независимо от подчиненности и форм собственности, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в сроки, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Она связана с выполнением возлагаемой на юридические лица обязанности обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, вбрасываемых в атмосферный воздух.
Хозяйственные и иные
объекты, оказывающие вредное
В целях сбора, анализа и обобщения данных о состоянии атмосферного воздуха ведется государственный кадастр атмосферного воздуха, который представляет собой свод необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна Республики Беларусь. Порядок ведения государственного кадастра атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством по статистике и анализу Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Атмосферные характеристики, отражающие климатические условия Республики Беларусь, учитываются в государственном климатическом кадастре .
2.2 Правовые меры охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха представляет
собой совокупность организационных,
экономических, технических, правовых
и иных мероприятий, направленных на предотвращение
загрязнения атмосферного воздуха. Основными
мерами охраны атмосферного воздуха являются:
• нормирование качества атмосферного
воздуха (установление нормативов предельно
допустимых концентраций загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе, нормативов
допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, нормативов предельно
допустимых уровней физических воздействий
на атмосферный воздух, а также нормативов
предельно допустимых концентраций биологических
веществ в атмосферном воздухе);
• установление экологических требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов;
• государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха;
• мониторинг атмосферного воздуха;
• государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух;
• взимание налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде, проводится нормирование качества атмосферного воздуха, которое является основным способом охраны атмосферного воздуха от неблагоприятных последствий антропогенной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена или приостановлена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Для достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха, к которым в соответствии со ст. 20 Закона об охране атмосферного воздуха относятся:
• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
• нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
• нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
• нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
• нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
• нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него, гарантирующие безопасность здоровью людей и окружающей среде, устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха и являются едиными для всей территории Республики Беларусь. В случае необходимости органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, для отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие республиканским органом, осуществляющим государственный санитарный надзор, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Для оценки экологической безопасности различных источников вредного воздействия на атмосферный воздух проводится нормирование вредных воздействий на атмосферный воздух. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него устанавливаются:
• для каждого стационарного источника выбросов, за исключением источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по перечню, установленному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
• для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
• для каждого типа передвижных источников, производимых и (или) эксплуатируемых на территории Республики Беларусь.
Данные нормативы, методы
их определения и виды источников,
для которых они
Разработка проекта нормативов, согласование,
утверждение и пересмотр нормативов выбросов
обеспечиваются природопользователем
на основе проектной документации в отношении
вводимых в эксплуатацию новых и (или)
реконструированных объектов хозяйственной
и иной деятельности и данных инвентаризации
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух в отношении действующих объектов
хозяйственной и иной деятельности. Инвентаризацию
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух проводят юридические лица и индивидуальные
предприниматели, в процессе деятельности
которых осуществляются выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух от стационарных
источников выбросов более 0,001 тонны в
год. При проведении инвентаризации природопользователь
обязан выявить и учесть все поступающие
в атмосферный воздух загрязняющие вещества
от всех стационарных источников выделений
и выбросов; возможные источники выделений
и выбросов, организованные и неорганизованные,
в том числе резервные и неработающие,
а также передвижные источники.
Законом Республики Беларусь «Об охране
атмосферного воздуха» предусмотрены
требования по охране атмосферного воздуха
при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности на всех этапах такой деятельности:
• при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов;
• при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования;
• при внедрении открытий, изобретений, новых технических систем;
• при применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.
С целью охраны атмосферного воздуха запрещается:
• ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
• внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, транспортных и иных передвижных средств и установок, веществ и материалов, если они не соответствуют установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспечены техническими средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него;
• применение и разведение биологических микроорганизмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.
Охрана атмосферного воздуха на международном уровне урегулирована Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) многосторонним рамочным соглашением, содержащим общие обязательства государств по контролю за загрязнением; обмену информацией о состоянии окружающей среды; взаимным консультациям; мониторингу атмосферного воздуха; оценке трансграничного воздействия. Конвенция дополнена протоколами по сокращению выбросов конкретных загрязняющих веществ в атмосферу: о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков на 30 %; об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.
На международном уровне урегулировано исключительно трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния, понимаемое как загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.
Информация о работе Регулярный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Республике Беларусь