Роль экологической этики в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что забота о природе, выражаемая чаще всего в форме запретов, была присуща еще первобытным религиям, основанным на всеобщей одушевленности природных явлений. В отдельных районах земного шара такое отношение сохранилось до сих пор.
Целью работы является рассмотрение аспектов экологической культуры человека.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие экологическая культура, изучить этические и объективные стороны взаимодействия человека с природой, а также рассмотреть возможности экологического образования.

Содержание

Введение
1.Экологическая культура человека
1.1.Понятие экологической культуры
1.2.Человек между природой и культурой
1.3.Риск и безопасность в свете экологического кризиса
1.4.Экологические кризисы
2.Роль экологической этики в современном мире
3.Международные экологические правоотношения
4.Развитие экологического образования
4.1.Экологическое образование: понятие, цел
4.2.Экологическое образование в дошкольных учреждениях
4.3.Экологическое образование в школе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Современное международное экологическое  право – формирующаяся отрасль  общего (публичного) международного права. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование  межгосударственных и иных международных  отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и будущих поколений.  
Цель международного экологического права: служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно. В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Описания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие экологического  образования

4.1. Экологическое образование:  понятие, цели

Важнейшим условием создания системы  экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни  человека – от эмоциональных представлений  о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

Цель экологического образование  в семье: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

Направления:

- обучение детей навыкам бережного  отношения к собственному жилью,  домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

- обучение детей бережному использованию  воды, электроэнергии, продуктов питания;

- формирование у членов семьи  культуры потребления и понимания  необходимости вторичного использования  бытовых отходов;

- осознание связи между каждодневным  поведением человека и состоянием  окружающей среды, качеством жизни  семьи, включая здоровье и благополучие  ее членов и других людей;

- организация просветительской  деятельности среди детей и  их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

Средства:

- организация работы с молодыми  родителями в учреждениях образования  и культуры, в подростковых и  туристских клубах путем включения  их в активную экологическую  деятельность вместе с детьми;

-  создание и распространение  методик осуществления технологичных,  не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей  с целью привлечения внимания  к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;

- создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;

- разработка и внедрение методик  экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;

- разработка и использование  в практике экологического самообразования  игр, в том числе компьютерных.

Первоочередные мероприятия:

- создать сеть семейных клубов  и объединений для организации  совместного культурного досуга  детей и их родителей, в том  числе и на лоне природы;

- создать сеть консультационно-информационных  советов, открытых экологических  школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;

- подготовить к печати серию  книг для родителей по экологическому  воспитанию детей разного возраста.

4.2. Экологическое образование в  дошкольных учреждениях

Цель: формирование базовой  системы ценностей в отношении  окружающего мира; формирование представлений  о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению  к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Направления:

-формирование знаний  о природе родного края;

-формирование знаний  о преобразованной человеком  природе;

-формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;

-воспитание любви  и уважения к объектам природы  и миру природы в целом;

-формирование элементарных  представлений о человеке как  биосоциальном существе и среде  его жизни;

-воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

-формирование практических  умений и навыков в разнообразных  видах деятельности, направленных  на сохранение и улучшение  социоприродной среды;

-приобщение детей  к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.

Средства:

-экологизация предметно-развивающей  среды, создание условий для  каждодневного общения ребенка  с природой как внутри дошкольных  образовательных учреждений, так и за их пределами;

-создание экологических  комплексов (экологические комнаты,  живые уголки, зимний сад, комната-музей  природы, модельных и искусственных  экосистем);

-организация экологического  просвещения родителей, дети которых  посещают дошкольные образовательные учреждения;

-взаимодействие дошкольных  учреждений в области экологического  образования с государственными (органы образования, комитеты  по экологии, музеи, библиотеки  и др.) и общественными организациями;

-разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

4.3. Экологическое образование в  школе

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

    • на однопредметной основе (преподавание экологии);
    • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
    • по смешанной модели конструирования учебного процесса;

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

    • природные: биосфера; экосистемы биосферы.
    • социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
    • искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием  разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

Язык и речь, усваиваемые  на уроках языка и литературы, - главные  элементы среды обитания людей, отдельных  коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее  важна, чем чистота природной  среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации принципов  экологического образования через  предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

- широкая представленность  в литературных текстах, изучаемых  по действующим программам, образов  природы и отчетливая экспликация  в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";

- устойчивая связь  идеалов, утверждаемых в литературе  на протяжении всей истории  ее существования, с миром природы,  в тесном контакте с которым  наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;

- актуальность категории  "экология культуры" для дальнейшего  развития литературы как вида  искусства и для существования  образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.

Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал  приобретает конкретные черты и  при определении целей каждого  этапа формального и неформального  обучения и воспитания.

В системе общего образования  учитываются следующие его этапы  и цели:

а) начальная школа:

-воспитание ценностного  отношения, формирование и развитие  научных и образных представлений  о человеке и окружающей его  среде, их экологических взаимодействиях;

-освоение нравственных  ограничений и предписаний по  отношению к природной среде  и человеку;

-становление начального  опыта здорового образа жизни  и защиты природной среды.

б) основная школа:

-становление экологической  культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

в) полная средняя школа:

-становление экологической  ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

 

 

 

Заключение

Ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура – изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном – может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.

Та ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как абсолютно безысходная, как  «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.

Информация о работе Роль экологической этики в современном мире