Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:35, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что забота о природе, выражаемая чаще всего в форме запретов, была присуща еще первобытным религиям, основанным на всеобщей одушевленности природных явлений. В отдельных районах земного шара такое отношение сохранилось до сих пор.
Целью работы является рассмотрение аспектов экологической культуры человека.
Для достижении цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие экологическая культура, изучить этические и объективные стороны взаимодействия человека с природой, а также рассмотреть возможности экологического образования.
Введение
1.Экологическая культура человека
1.1.Понятие экологической культуры
1.2.Человек между природой и культурой
1.3.Риск и безопасность в свете экологического кризиса
1.4.Экологические кризисы
2.Роль экологической этики в современном мире
3.Международные экологические правоотношения
4.Развитие экологического образования
4.1.Экологическое образование: понятие, цел
4.2.Экологическое образование в дошкольных учреждениях
4.3.Экологическое образование в школе
Заключение
Литература
Современное международное экологическое
право – формирующаяся отрасль
общего (публичного) международного права.
Она представляет собой совокупность
норм, направленных на регулирование
межгосударственных и иных международных
отношений в целях обеспечения рационального
использования природных ресурсов и сохранения
благоприятных природных условий жизни
людей на Земле в интересах современного
и будущих поколений.
Цель международного экологического
права: служить юридическим инструментом
регулирования человеческого поведения
через установление взаимных прав и обязанностей
государств и других субъектов международных
отношений в сфере взаимодействия общества
с окружающей его природной средой.
Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно. В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Описания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.
4. Развитие экологического образования
4.1. Экологическое образование: понятие, цели
Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.
Цель экологического образование в семье: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.
Направления:
- обучение детей навыкам
- обучение детей бережному
- формирование у членов семьи
культуры потребления и
- осознание связи между
- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Средства:
- организация работы с молодыми
родителями в учреждениях
- создание и распространение
методик осуществления
- создание привлекательных практ
- разработка и внедрение
- разработка и использование
в практике экологического
Первоочередные мероприятия:
- создать сеть семейных клубов
и объединений для организации
совместного культурного
- создать сеть консультационно-
- подготовить к печати серию
книг для родителей по
4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Направления:
-формирование знаний о природе родного края;
-формирование знаний о преобразованной человеком природе;
-формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
-воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
-формирование элементарных
представлений о человеке как
биосоциальном существе и
-воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
-формирование практических
умений и навыков в
-приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.
Средства:
-экологизация предметно-
-создание экологических
комплексов (экологические комнаты,
живые уголки, зимний сад, комната-музей
природы, модельных и
-организация экологического
просвещения родителей, дети
-взаимодействие дошкольных
учреждений в области
-разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
4.3. Экологическое образование в школе
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.
Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.
Школьный этап экологического
образования может осуществлять
Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:
Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).
Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.
Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:
- широкая представленность
в литературных текстах,
- устойчивая связь
идеалов, утверждаемых в
- актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.
Стратегическая цель
экологического образования предполагает
идеал, образ человека будущего. Идеал
приобретает конкретные черты и
при определении целей каждого
этапа формального и
В системе общего образования
учитываются следующие его
а) начальная школа:
-воспитание ценностного
отношения, формирование и
-освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
-становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.
б) основная школа:
-становление экологической
культуры разумного потребления
в) полная средняя школа:
-становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
Заключение
Ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура – изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном – может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.
Та ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как абсолютно безысходная, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.
Информация о работе Роль экологической этики в современном мире