Связь природы с обществом и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

1Связь природы с обществом и его регулирование.docx

— 15.12 Кб (Скачать файл)

                    Связь природы с обществом и его регулирование.

Природа и общество находятся  в единстве, в котором они останутся  до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа  как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы  движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества.  Человек является частью природы, по выражению К. Маркса — «...непосредственно природным существом», представляющим собой высшую ступень ее развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс  подчёркивали, что и природа и  общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата  жизни общества, его общественного  тела. Именно благодаря этому и  становится возможным говорить о  «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального  субстрата, включено через него в  систему взаимодействий живой и  неживой природы, закономерным результатом  развития которой явилось появление  человечества.«Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической философии, игнорирующей природу как основу общественного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образованиях на небе», диалектико-материалистическая философия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы». Отмечая значение природы как предпосылки возникновения человека и человеческого общества, классики марксизма указывали на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».Из марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне природной среды, без непрерывной производственной и других связей и взаимодействий с ней. Природно-географическая среда - традиционно выделяемый фактор в системе социального детерминизма. Динамика воздействия на общественную жизнь природы как источника средств существования и источника средств труда, воздействие различных сторон географической, природной, среды на разные свойства человеческой натуры были многократно предметом внимания философско-социологических концепций, включая различные версии "географического детерминизма". С учетом воздействия производственной деятельности общества на природу все это и составляет содержание экологической проблемы. Об этой проблеме речь будет идти в четвёртом разделе работы, и мы не будем сейчас останавливаться на этом. Заметил только, что охрана природы — это охрана условий жизни человека и здесь имеет место действие по принципу обратной связи: то или иное влияние человека на жизнь природы возвращается как бумеранг к человеку добрыми или губительными для него самого результатами.


Информация о работе Связь природы с обществом и его регулирование