Связь природы с обществом и его регулирование.
Природа и общество находятся
в единстве, в котором они останутся
до тех пор, пока будет существовать
Земля и человек. Понятие природа
как философская категория охватывает
всю материю, включая и общество.
В более узком понятии термин
природа означает материальный мир,
за исключением общественной формы
движения материи, т. е. весь органический
и неорганический мир со множеством сбалансированных
связей и установившимся круговоротом
веществ и энергии. К. Маркс и Ф. Энгельс
впервые раскрыли научные принципы взаимодействия
природы и общества. Человек является
частью природы, по выражению К. Маркса
— «...непосредственно природным существом»,
представляющим собой высшую ступень
ее развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс
подчёркивали, что и природа и
общество обладают двойственным характером.
Природа оказывается в результате
преобразовательной деятельности общества
включённой в систему общественных
связей и выступает как один из
компонентов материального субстрата
жизни общества, его общественного
тела. Именно благодаря этому и
становится возможным говорить о
«социальной роли» природы. Общество
же, являлось особой, высшей формой движения
материи, не сводимой к другим её формам,
не существует помимо своего материального
субстрата, включено через него в
систему взаимодействий живой и
неживой природы, закономерным результатом
развития которой явилось появление
человечества.«Человеческая сущность
природы, - писал К. Маркс, - существует
только для общественного человека; ибо
только в обществе природа является для
человека звеном, связывающим человека
с человеком, бытием его для другого и
бытием другого для него, жизненным элементом
человеческой действительности; только
в обществе природа выступает как основа
его собственного человеческого бытия».
Вопреки идеалистической философии, игнорирующей
природу как основу общественного развития,
отрывающей историю от естествознания
и производства, усматривающей «лоно истории»
не в материальном мире, а в «туманных
облачных образованиях на небе», диалектико-материалистическая
философия именно в природе видит первооснову
развития общества. Таким образом, продолжает
К. Маркс, «общество есть законченное сущностное
единство человека с природой, подлинное
воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный
гуманизм природы». Отмечая значение природы
как предпосылки возникновения человека
и человеческого общества, классики марксизма
указывали на сущностную и предметную
связь человека с природой на протяжении
всей истории. Природное и социальное
в человеке представляют собой внутреннее
и сущностное единство. В «Немецкой идеологии»
К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю
можно рассматривать с двух сторон, ее
можно разделить на историю природы и
историю людей. Однако обе эти стороны
неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют
люди, история природы и история людей
взаимно обусловливают друг друга».Из
марксистского решения проблемы единства
природы и общества следует, что люди не
могут существовать вне природной среды,
без непрерывной производственной и других
связей и взаимодействий с ней. Природно-географическая
среда - традиционно выделяемый фактор
в системе социального детерминизма. Динамика
воздействия на общественную жизнь природы
как источника средств существования
и источника средств труда, воздействие
различных сторон географической, природной,
среды на разные свойства человеческой
натуры были многократно предметом внимания
философско-социологических концепций,
включая различные версии "географического
детерминизма". С учетом воздействия
производственной деятельности общества
на природу все это и составляет содержание
экологической проблемы. Об этой проблеме
речь будет идти в четвёртом разделе работы,
и мы не будем сейчас останавливаться
на этом. Заметил только, что охрана природы
— это охрана условий жизни человека и
здесь имеет место действие по принципу
обратной связи: то или иное влияние человека
на жизнь природы возвращается как бумеранг
к человеку добрыми или губительными для
него самого результатами.