Связь экологии с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:50, доклад

Краткое описание

Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Связь экологии с.doc

— 25.50 Кб (Скачать файл)

Связь экологии с биологией.

 

Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.

 

Связь экологии с  математикой.

Исследуя любые взаимодействия между организмами и средой, человек оценивает тесноту их связи, уровни воздействия и реакций, изменения во времени и пространстве, корреляции между режимами условий окружающей среды и биологическими (в широком смысле слова) характеристиками индивидуумов, групп, сообществ. Экология - точная наука, и поэтому все эти взаимодействия оцениваются мерой и числом. отсюда тесная связь экологии с математикой. Широко используется также математическое моделирование и прогнозирование процессов и явлений в природе - от динамики численности хозяйственно значимых организмов (например, беспозвоночных - вредителей сельского и лесного хозяйства) до закономерностей переноса вредных примесей в водной и воздушных средах.

 

Связь экологии с  физикой.

Закономерности биологических  процессов преобразования веществ в пищевых цепях, в водной и воздушной среде подчиняются фундаментальным законам физики - закону сохранения массы и второму закону термодинамики.

 

Связь экологии с химией.

 

Непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия; химические знания — неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном, не разрушительном, преобразование окружающей человека среды; роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

1. изучая состав, строение и свойства веществ,  химия может объяснить, как  ведет себя то или иное вещество  в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы:

2. раскрывая механизмы  биогеохимических процессов в  природном круговороте элементов,  химия способствует решению задачи  наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;

  1. используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защите и т. д.

 

Связь экологии с  географией.

Географическое и экологическое  знания настолько тесно взаимосвязаны, что иногда это приводит даже к  их отождествлению. С одной стороны, это объясняется тем, что географические знания способствовали возникновению и формированию биологической экологии как науки. Зависимость живой природы от географических условий стала предметом экологического исследования если не раньше, то наряду с ее зависимостью от других факторов среды. С другой стороны, решение современных экологических проблем, как правило, требует обращения к географической науке, которая, в отличие от других наук, дает не только конкретные знания об отдельных географических процессах и явлениях, но и комплексное видение природной и социальной среды. Все это говорит о том, что научное рассмотрение соотношения географии и экологии без сравнения объектов и предметов их исследования невозможно.

 

Связь экологии с  медициной.

Ухудшение качаества окружающей среды в результате тех или  иных природных прцессов или антропогенных преобразований природы в общем случае означает откланение конкретных условий от физиодогоческих потребностей организма. Реакцией организма на такие отклонения является заболевание особей популяции, а в ряде случаев - гибель. Выявление причин заболеваемости человека, лечение, устронение причин, вызвавших болезнь, - задача медицины.

 

Связь экологии с  философией.

В настоящее  время деятельность общества практически  привела природу к состоянию  экологического кризиса, грозящего  экологической катастрофой, то есть ситуацией, когда природа Земли окажется непригодной для обитания на ней живых существ. Поэтому филасофская мысль работает в направлении поиска путей гармонизации в развитии общества и природы. Отсюда вытекает связь экологии с философией.

 

Связь экологии с психологией.

 

Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии. Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.

 

Связь экологии с  педагогикой.

 

В условиях надвигающейся  экологической катастрофы громадное  значение приобретает экологическое воспитание и образование подрастающего поколения. Как самостоятельная отрасль педагогического знания экологическое воспитание и образование получило широкое признание во всем мире. Оно рассматривается как одно из эффективных средств преодоления экологического кризиса на глобальном и национальном уровнях и подготовки высоконравственных и образованных людей, умеющих решать сложные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. В начале 70-х годов В.А.Сухомлинский предпринял попытку создания системы экологического воспитания и образования, а также раскрыл специфику и условия эффективности этой системы. Она в корне изменяла роль экологического аспекта в формировании разносторонне развитой гармонической личности. Экологическое образование и воспитание - это педагогический целенаправленный процесс формирования системы знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих формирование у личности отношения к природе как к универсальной ценности.


Информация о работе Связь экологии с другими науками