Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:50, доклад
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.
Связь экологии с биологией.
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.
Связь экологии с математикой.
Исследуя любые взаимодействия между организмами и средой, человек оценивает тесноту их связи, уровни воздействия и реакций, изменения во времени и пространстве, корреляции между режимами условий окружающей среды и биологическими (в широком смысле слова) характеристиками индивидуумов, групп, сообществ. Экология - точная наука, и поэтому все эти взаимодействия оцениваются мерой и числом. отсюда тесная связь экологии с математикой. Широко используется также математическое моделирование и прогнозирование процессов и явлений в природе - от динамики численности хозяйственно значимых организмов (например, беспозвоночных - вредителей сельского и лесного хозяйства) до закономерностей переноса вредных примесей в водной и воздушных средах.
Связь экологии с физикой.
Закономерности биологических процессов преобразования веществ в пищевых цепях, в водной и воздушной среде подчиняются фундаментальным законам физики - закону сохранения массы и второму закону термодинамики.
Связь экологии с химией.
Непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия; химические знания — неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном, не разрушительном, преобразование окружающей человека среды; роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:
1. изучая состав,
строение и свойства веществ,
химия может объяснить, как
ведет себя то или иное
2. раскрывая механизмы
биогеохимических процессов в
природном круговороте
Связь экологии с географией.
Географическое и
Связь экологии с медициной.
Ухудшение качаества окружающей среды в результате тех или иных природных прцессов или антропогенных преобразований природы в общем случае означает откланение конкретных условий от физиодогоческих потребностей организма. Реакцией организма на такие отклонения является заболевание особей популяции, а в ряде случаев - гибель. Выявление причин заболеваемости человека, лечение, устронение причин, вызвавших болезнь, - задача медицины.
Связь экологии с философией.
В настоящее время деятельность общества практически привела природу к состоянию экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, то есть ситуацией, когда природа Земли окажется непригодной для обитания на ней живых существ. Поэтому филасофская мысль работает в направлении поиска путей гармонизации в развитии общества и природы. Отсюда вытекает связь экологии с философией.
Связь экологии с психологией.
Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии. Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.
Связь экологии с педагогикой.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и образование подрастающего поколения. Как самостоятельная отрасль педагогического знания экологическое воспитание и образование получило широкое признание во всем мире. Оно рассматривается как одно из эффективных средств преодоления экологического кризиса на глобальном и национальном уровнях и подготовки высоконравственных и образованных людей, умеющих решать сложные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. В начале 70-х годов В.А.Сухомлинский предпринял попытку создания системы экологического воспитания и образования, а также раскрыл специфику и условия эффективности этой системы. Она в корне изменяла роль экологического аспекта в формировании разносторонне развитой гармонической личности. Экологическое образование и воспитание - это педагогический целенаправленный процесс формирования системы знаний, взглядов и убеждений, умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих формирование у личности отношения к природе как к универсальной ценности.