9 Руководство организации должно
периодически рассматривать работу системы
экологического менеджмента с точки зрения
ее адекватности и эффективности. Обязательно
должен рассматриваться вопрос о необходимых
изменениях в экологической политике,
целях и других элементах EMS. При этом должны
приниматься во внимание результаты аудита,
изменившиеся обстоятельства и стремление
к "постоянному улучшению". Вообще,
в основе требований стандарта лежит открытый
цикл "план - осуществление - проверка
- пересмотр плана".
Все процедуры, их результаты,
данные мониторинга и т.п. должны документироваться.
Стандартом подразумевается,
что система экологического менеджмента
интегрирована с общей системой управления
организацией. Стандарт не требует, чтобы
лица, ответственные за работу EMS, не имели
других обязанностей, или чтобы документы,
связанные с экологическим менеджментом
были выделены в специальную систему документооборота.
Зачем стандарты ISO 14000 нужны
предприятиям: стандарты ISO 14000 являются
«добровольными». Они не заменяют законодательных
требований, а обеспечивают систему определения
того, каким образом компания влияет на
окружающую среду и как выполняются требования
законодательства.
Организация может использовать
стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например,
как модель EMS или формат внутреннего аудита
системы экологического менеджмента.
Предполагается, что создание такой системы
дает организации эффективный инструмент,
с помощью которого она может управлять
всей совокупностью своих воздействий
на окружающую среду и приводить свою
деятельность в соответствие с разнообразными
требованиями. Стандарты могут использоваться
и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать
клиентам и общественности соответствие
системы экологического менеджмента современным
требованиям. Наконец, организация может
получить формальную сертификацию от
третьей (независимой) стороны. Как можно
предполагать по опыту стандартов ISO 9000,
именно стремление получить формальную
регистрацию, видимо, будет движущей силой
внедрения систем экологического менеджмента,
соответствующих стандарту [33].
Несмотря на добровольность
стандартов, по словам председателя ISO/TC
207 (технической комиссии, разрабатывающей
ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100
процентов больших компаний, включая транснациональные
компании будут сертифицированы в соответствии
с ISO 14000, то есть получат свидетельство
"третьей стороны" о том, что те или
иные аспекты их деятельности соответствуют
этим стандартам. Предприятия могут захотеть
получить сертификацию по ISO 14000 в первую
очередь потому, что такая сертификация
(или регистрация по терминологии ISO) будет
являться одним из непременных условий
маркетинга продукции на международных
рынках (например, недавно ЕЭС объявило
о своем намерении допускать на рынок
стран Содружества только ISO-сертифицированные
компании).
Среди других причин, по которым
предприятию может понадобиться сертификация
или внедрение EMS, можно назвать такие,
как:
- улучшение образа
фирмы в области выполнения
природоохранных требований (в т.ч.
природоохранительного законодательства);
- экономия энергии и
ресурсов, в том числе направляемых
на природоохранные мероприятия,
за счет более эффективного
управления ими;
- увеличение оценочной
стоимости основных фондов предприятия;
- желание завоевать
рынки "зеленых" продуктов;
- улучшение системы
управления предприятием;
- интерес в привлечении
высококвалифицированной рабочей
силы.
По замыслу ISO, система сертификации
должна создаваться на национальном уровне.
Судя по опыту таких стран, как Канада,
ведущую роль в процессе создания национальной
инфраструктуры сертификации играют национальные
агентства по стандартизации, такие как
Госстандарт, а также Торгово-промышленные
палаты, союзы предпринимателей и т.д.
Ожидается, что стандартный
процесс регистрации будет занимать от
12 до 18 месяцев, примерно столько же времени,
сколько занимает внедрение на предприятии
системы экологического менеджмента [35].
Поскольку требования ISO 14000
во многом пересекаются с ISO 9000, возможна
облегченная сертификация предприятий,
которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается
возможность "двойная" сертификация
для уменьшения общей стоимости. "Сертификация
в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации
в рамках ISO 14000", утверждает одна из
консультационных фирм.
Заключение
Высокая степень антропогенной
нагрузки, испытываемая природной средой
Восточной Казахстанской области обуславливает
актуальность выбранной тематики исследования.
Результатом проделанной работы явилась
изучение комплексной оценки экологической
емкости территорий, основанная на пространственно-временной
методике ущерба, наносимого окружающей
среде при антропогенном воздействии.
Окружающая нас среда многолика
и разнопланова, а человечество в процессе
своей жизнедеятельности воздействует
на среду обитания и на местном уровне,
и на региональном, и на глобальном. Часто
то, что помогает какой-либо группе людей,
мешает и даже бывает губительным для
природной среды, которая является динамической
системой, и состояние которой определяется
многими внешними и внутренними факторами.
Таким образом, существующие на практике
методики подсчета ущерба, наносимого
окружающей среде внешними воздействиями,
при всей их правильности и значимости,
не могут дать корректный ответ на поставленный
вопрос, поскольку не учитывают распространения
степени влияния на разные иерархические
уровни природной системы и не выявляют
областей наложения различных видов воздействий.
В данной работе адаптировано
понятие фактора времени в аспекте его
физических свойств к проблеме оценки
эколого-экономического ущерба от антропогенного
воздействия, в частности, установлена
связь между величиной темпа хода времени
системы и структурной организацией области
воздействия.
Проведенные исследования позволили
установить границы антропогенного воздействия
на природную систему и позволяют определить
конкретные меры и масштаб приложения
восстановительных работ по предотвращению
деградации природной системы с возможностью
прогноза на перспективу (по любому компоненту).
Кроме того, проведенное исследование
позволило представить работоспособность
технологии и в случае комплексного воздействия
на окружающую среду различных антропогенных
нагрузок. Пространственно-временная
модель дала возможность не только рассчитать
ущерб, наносимый природной системе каким-либо
видом воздействия, но и помогла выявить
области с наложением воздействий, а соответственно,
и рассчитать совокупный ущерб в границах
таких областей.
Обидно, что современная государственная
и региональная экологическая деятельность
проводится таким образом, что на решение
задач экологической безопасности выделяется
недостаточное количество средств, несмотря
на необходимость эффективной природоохранной
деятельности. Кроме того, существует
проблема экологического воспитания населения,
которая пока носит эпизодический характер.
Разработка рациональной системы
природопользования является фундаментальной
проблемой, на решение которой направлено
создание теоретических основ обеспечения
экологической безопасности. Основой
при этом являются комплексные исследования
антропогенного влияния на природные
ресурсы Восточно-Казахстанской области.
В частности, проектирование очередного
производства в городе. В целях предотвращения
негативного воздействия на природную
среду в настоящее время устанавливаются
следующие виды нормативов допустимого
воздействия на природную среду для природопользователей:
Нормативы допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу;
Нормативы допустимых сбросов
загрязняющих веществ в поверхностные
водоемы и на рельеф;
Нормативы образования отходов
производства и потребления и лимиты на
их размещение.
Нормирование базируется на
принципе гигиенического нормирования
(предельно допустимое максимальное содержание
вредных веществ, при котором отсутствует
вредное воздействие на здоровье человека).
Предполагается, что такое воздействие
оказывает один токсикант, но, как правило,
на практике воздействие комплексно. Для
эффективного решения проблемы необходима
комплексная оценка выбросов загрязняющих
веществ, предусматривающая разработку
и создание систем контроля и управления
качеством природной среды, с применением
средств технического обеспечения.
Пока на областном уровне большое
внимание уделяется разрабатываемой программе
по управлению отходами, которая является
лишь частью одной большой проблемы. Несколько
«пилотных» проектов по сортировке и переработке
ТБО в Казахстане уже действует. Это лишь
незначительные эпизоды антропогенного
воздействия на природную среду, характеризующие
человека совсем не с лучшей стороны. В
целом отношения человека со своей средой
обитания требуют незамедлительного и
рационального переосмысления.
Список
использованной литературы
- Алимов А.А., Случевский В.В.
Век ХХ: экология и идеология. - Л.: Лениздат.,
1998. - 109 c.
- Панин М.С. Экология Казахстана:
учебник для вузов/ Под редакцией Байтулина
И.О. – Семипалатинкс: семипалатинский
государственный институт, 2005.
- Банников А.Г., Рустамов А.К.,
Вакулин А.А. Охрана природы: Учеб. для
с.-х. учеб. заведений. - М.: Агропромиздат,
1995. - 287 c.
- Бачинский Г.А. Социоэкология:
теоретические и прикладные аспекты. – Киев: Наук, 1991. - 151
c.
- Биоиндикация загрязнений наземных
экосистем. - М.: Мир, 1998. - 348 c
- Биохимическая экология. Экспериментальная
и клиническая биохимия: (Информ. материалы).
- Свердловск.: УНЦ АН СССР, 1995. - 184 c
- Введение в экологию. - М.: ИздАТ.,
1992. - 111 c
- Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. – Кишинев,1990. - 406 с
- Дрейер О.К., Лось В.А. Развивающийся
мир и экологические проблемы. - М.: Знание,
1991. - 64 c.
- Китанович Бранко. Планета и
цивилизация в опасности / [Пер. с серб.-хорв.,
предисл. и коммент. И. В. Вишняковой]. -
М.: Мысль, 1995. – 240 c.
- Клауснитцер Бернхард. Экология
городской фауны / Пер. с нем.: И. В. Орловой,
И. М. Маровой; [Предисл. Д. А. Криволуцкого].
- М.: Мир., 1990. - 248 c.
- Комаров В.Д. Социальная экология
: Филос. аспекты. - Л.: Наука, 1990. - 212,[3] c.
- Корнеева А.И. Общество и окружающая
среда. - М.: Мысль, 1995. - 126 c.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Социальная
экология : Учеб. пособие. - Уфа.: ВЭГУ., 1994. - 89
c
- Никеров В.А. Экологический
дом. - М.: Энергоатомиздат, 1992. - 135 c
- Чибрик Т.С., Елькин Ю.А. Формирование
фитоценозов на нарушенных промышленностью
землях (биологическая рекультивация).
– Свердловск: Изд-во Урал. ун-та., 1991. -
219 c.
- Шилов И.А. Экология. - М.: Высш.
шк, 1998. - 512 с
- Экос : Охрана окружающей среды:
Ежеквартал. ил. журнал. - М.,1991. - 88 c.
- ЭХО : Экология, хозяйство, окружающая
среда. - М.: Прогресс,1990. - 360 c.
- Концепция экологической безопасности
Республики Казахстан на 2005–2007 год. -6с.
- Экологический Кодекс РК от 9 января 2007г, №212-III, Алматы 2007, издательский дом «БИКО». Раздел 5. Экологический мониторинг и кадастры. Глава 16 Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов. – 34с.
- РНД 211.2.01.01-97 МПРООС. Методика
расчета концентраций в атмосферном воздухе
вредных веществ, содержащихся в выбросах
предприятий, Кокшетау, 1997г.-8с.
РНД 211.1.02.03-97 Временная инструкция
по инвентаризации выбросов вредных веществ
в атмосферу, Алматы, 1997г.-11с.
МСН 2.04-01-98 Строительная
климатология. -14с
«Сборник методик по расчету
выбросов вредных веществ в атмосферу
различными производствами», Алматы, 1996г.-15с.
Перечень и коды веществ, загрязняющих
атмосферный воздух, НИИ Атмосфера Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, фирма «Интеграл»,
НИИ экологии человека и гигиены окружающей
среды им. А. Сысина, Санкт-Петербург, 1995г.-16с.
Предельно допустимые концентрации
(ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном
воздухе населенных мест. ГН 2.1.6.695-98, Минздрав
России, 1998 г., постановление № 7 от 02.06.99г. Минздрав РК.-17с.
Ориентировочно безопасные
уровни воздействия (ОБУВ) в атмосферном
воздухе населенных мест ГН 2.1.6.696-98, Минздрав
России, 1998 г., постановление № 3.02.036-99 от 02.07.99 г. Минздрав РК. -32, 38с.
Рекомендации по делению действующих
предприятий на категории опасности в
зависимости от массы и видового состава
выбрасываемых в атмосферу загрязняющих
веществ, Алматы, 1995г. -37с.
РНД 211.2.02.02-97 Рекомендации
по оформлению и содержанию проекта нормативов
ПДВ в атмосферу для предприятия. Республика
Казахстан, Алматы, 1997г. -32с.
Инструкция по нормированию
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
Алматы, 1997г.-31с.
Приложение А
Карта Восточно-Казахстанской
области
Приложение Б
Сеть наблюдений за состоянием
атмосферного воздуха.
Включает стационарные посты наблюдений
в 28 населенных пунктах республики.