Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:25, статья
Cегодня термин "экология" стал применяться очень широко, по самым различным поводам (по делу и не по делу). И процесс этот, по-видимому, необратим. Однако чрезмерное расширение понятия "экология" и включение его в жаргон все же недопустимо. Так, например, говорят, что в городе "плохая экология". Выражение бессмысленное, ибо экология - научная дисциплина и она одна для всего человечества. Можно говорить о плохой экологической обстановке, о неблагоприятных экологических условиях, о том, что в городе отсутствуют квалифицированные экологи, но не о плохой экологии. Это так же нелепо, как сказать, что в городе плохая арифметика или алгебра.
Моя позиция в
данном вопросе весьма осторожная:
тепличный эффект существует - это
бесспорно. Учитывать его, я полагаю,
безусловно надо, но говорить о неизбежности
трагедии не следует. Человечество может
еще очень многое предпринять
и смягчить последствия происходящего.
К тому же хочется
обратить внимание на то, что существует
немало других крайне опасных последствий
человеческой деятельности. Среди них
такие непростые, как утончение
озонового слоя, сокращение генетического
разнообразия человеческих рас, загрязнение
окружающей среды... Но и эти проблемы не
должны вызывать панику. Только их ни в
коем случае нельзя оставлять без внимания.
Они должны быть предметом тщательного
научного анализа, поскольку неизбежно
станут основой для выработки стратегии
промышленного развития человечества.
Опасность одного из
таких процессов предвидел еще
в конце XVIII века английский монах
Мальтус. Он высказал гипотезу о том,
что человечество растет быстрее, чем
способность планеты создавать
продовольственные ресурсы. Долгое
время казалось, что это не совсем
так - люди научились повышать эффективность
сельского хозяйства.
Но в принципе
Мальтус прав: любые ресурсы планеты
ограничены, пищевые - прежде всего. Даже
при самой совершенной
Экологическое мышление
и Стратегия Человечества
Человечество подошло
к новому рубежу своей истории, на
котором стихийное развитие производительных
сил, неконтролируемый рост населения,
отсутствие дисциплины индивидуального
поведения могут поставить
Все возвращается на
круги своя, и нам следует, подобно
нашим далеким кроманьонским
предкам, охотникам доледникового
периода, снова воспринимать себя как
часть окружающей Природы. Мы должны
относиться к Природе, как к матери,
как к собственному дому. Но есть
огромное принципиальное отличие человека,
принадлежащего современному обществу,
от нашего доледникового предка: у
нас есть знания, и мы способны ставить
себе цели развития, у нас есть потенциальная
возможность следовать этим целям.
Около четверти века
назад я начал использовать термин
"коэволюция человека и биосферы".
Он означает такое поведение человечества
и каждого человека в отдельности,
которое способно обеспечить совместное
развитие и биосферы, и человечества.
Сегодняшний уровень развития науки
и наших технических возможностей делает
принципиально реализуемым этот режим
коэволюции.
Вот только одно важное
замечание, предохраняющее от разнообразных
иллюзий. Сейчас часто говорят о
всесилии науки. Наши знания об окружающем
мире действительно невероятно расширились
за последние два века, однако наши
возможности остались пока еще весьма
ограниченными. Мы лишены способности
предвидеть развитие природных и
общественных явлений на более или
менее отдаленные времена. Поэтому
я всегда опасаюсь широких, далеко идущих
планов. В каждый конкретный период
надо уметь вычленить то, что заведомо
достоверно, и на это опираться
в своих планах, действиях, "перестройках".
А наиболее достоверными
чаще всего бывают знания о том, что
именно приносит заведомый вред. Поэтому
главная задача научного анализа, главная,
но, конечно, далеко не единственная, -
сформулировать систему запретов. Это,
вероятно, было понято еще во времена
нижнего палеолита нашими человекоподобными
предками. Уже тогда начали возникать
различные табу. Вот и нам без
этого не обойтись: должна быть разработана
новая система запретов и рекомендаций
- как эти запреты реализовать.
Экологическая стратегия
Для того, чтобы жить
в нашем общем доме, мы должны
выработать не только некие общие
правила поведения, если угодно - правила
общежития, но и стратегию своего
развития. Правила общежития носят
в большинстве случаев
Чтобы удовлетворить
этим локальным требованиям, нет
необходимости в каких-либо сверхкрупных
мероприятиях: все решается культурой
населения, технологической и, главным
образом, экологической грамотностью
и дисциплиной местных
Но тут же мы сталкиваемся
и с более сложными ситуациями,
когда приходится думать о благополучии
не только своем, но и далеких соседей.
Пример тому река, пересекающая несколько
областей. В ее чистоте заинтересовано
уже множество людей, и заинтересовано
очень по-разному. Жители верховий не
очень-то склонны заботиться о состоянии
реки в ее низовьях. Поэтому, чтобы
обеспечить нормальную совместную жизнь
населения всего речного
Пример с рекой
- это тоже лишь частный случай. Ведь
существуют и проблемы планетарного
характера. Они требуют общечеловеческой
стратегии. Для ее выработки мало
одной культуры и экологической
образованности. Мало и действий грамотного
(что бывает чрезвычайно редко) правительства.
Появляется необходимость создания
общечеловеческой стратегии. Она должна
охватить буквально все стороны
жизнедеятельности людей. Это и
новые системы промышленных технологий,
которые должны быть безотходными и
ресурсосберегающими. Это - и сельскохозяйственные
технологии. Причем не только более
совершенные обработка почв и
использование удобрений. Но, как
показывают труды Н. И. Вавилова и
других замечательных представителей
агрономической науки и растениеводства,
здесь главный путь развития - это
использование растений, имеющих
наибольший коэффициент полезного
использования солнечной
Такое кардинальное
решение сельскохозяйственных задач
имеет особую важность, поскольку
они напрямую связаны с проблемой,
которую, я убежден, неизбежно придется
решать. Речь идет о численности
населения планеты. Человечество уже
сейчас поставлено перед необходимостью
жесткой регламентации
Для того, чтобы человек
и дальше вписывался в естественные
циклы (кругооборот) биосферы, население
планеты, при сохранении современных
потребностей, должно быть уменьшено
раз в десять. А это невозможно!
Регламентация роста
Решение проблем
такого масштаба доступно только человечеству
в целом. А это потребует изменения
всей организации планетарного сообщества,
иными словами, новой цивилизации,
перестройки самого главного - тех
систем ценностей, которые утверждались
веками.
Принцип необходимости формирования новой цивилизации продекларирован Международным зеленым крестом - организацией, создание которой было провозглашено в 1993 году в японском городе Киото. Основной тезис - человек должен жить в согласии с Природой.
Детальное описание иллюстраций:
Участок Большого барьерного
рифа Австралии. Риф представляет собой
целостный биоценоз, в состав которого
входит множество различных растений
и животных. Возникают рифы на прогреваемых
солнцем мелководьях из известковых
скелетов кораллов. Это поистине райские
уголки жизни.
Полная противоположность рифу - пустыня. Здесь редкие куртинки растительности среди обожженных солнцем песков. Пустынные растения под влиянием климата утратили листву и приобрели жесткую кожицу. Это помогает им противостоять жаре - уменьшается испарение. Крупные млекопитающие здесь встречаются редко, но птиц и грызунов много. Пустыни занимают около одной пятой поверхности суши.