Современное состояние экологического страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Экологическое страхование - это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде и здоровью людей.
К объектам экологического страхования относятся:
риск гражданской ответственности страхователя за загрязнение окружающей природной среды, выражающейся в предъявлении ему третьими лицами имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о страховании за счет страховых платежей;
подлежащие возмещению убытки, которые несет страхователь в связи с загрязнением окружающей природной среды на территории действия договора страхования;

Вложенные файлы: 1 файл

природопользование (2).docx

— 202.77 Кб (Скачать файл)

Расходы на очистные мероприятия оцениваются  на основе соответствующих затрат. Сравнение затрат по альтернативным технологиям проведения очистных мероприятий  позволяет отобрать наиболее дешевый  вариант очистки. Исходя из сравнения  альтернативных вариантов, оцениваются  и расходы на превентивные мероприятия.

Вместе с тем, та составляющая экологического ущерба, которая представлена расходами  на очистку, является подвижной величиной. Такие расходы зависят, главным  образом, от выбранного способа очистки  и уровня, до которого эта очистка  будет произведена.

В странах, где законодательством  предусмотрена ответственность  за прошлый экологический ущерб, наиболее простой вариант оценки производится в рамках процедуры  «environmental due diligence» (или оценки воздействия на окружающую среду). Оценку осуществляют многочисленные компании в сфере оценки недвижимости, инженерных и экологических услуг. Процедура оценки не регламентируется законодательством, однако она является общепринятой в хозяйственной практике.

Для определения стоимости экологического вреда (ущерба) разработаны и используются различные методики экономической  оценки экологического ущерба, предназначенные  для органов власти или для  аудиторских фирм, охватывающие как  общие случаи загрязнения, так и  отраслевые или специфические источники  загрязнения. Например, в США применятся стандартизированная процедура оценки ущерба природным ресурсам в результате разливов нефти, которая разработана в целях содействия местным органам власти при предъявлении иска. Хотя применение данной методики не обязательно, но оно является достаточным в случае судебного иска о компенсации ущерба. Согласно данной методике расчет экономических потерь производится по четырем видам деятельности: охота, рыболовство, рекреация, наблюдения за птицами.

Экономические оценки ущерба природным  ресурсам и финансовые требования возмещения ущерба зависят от фактора времени  и фактора неопределенности. При  оценке стоимости выбывших экологических  услуг и экологических функций  экосистем и расчете размера  компенсационных затрат (затрат на проведение мероприятий, направленных на компенсацию причиненного вреда) в качестве ставки дисконтирования  рекомендуется использовать ставку потребительских предпочтений во времени (общественную норму временного предпочтения). Сделан вывод, что 3% является разумным приближением к общественной норме  временного предпочтения и, что эта  величина может использоваться для  дисконтирования социальных затрат и выгод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных  мероприятий являются недостаточными.

В настоящее время практически  отсутствуют возможности привлечения  средств от предприятий на реализацию предупредительных природоохранных  мероприятий и ликвидацию последствий  нанесенного ими вреда вследствие негативного воздействия хозяйственной  деятельности, а также компенсацию  возникшего ущерба третьим лицам.

Учитывая, что в структуре экономики  продолжают лидировать особенно опасные  для окружающей среды отрасли, в  первую очередь добыча и первичная  переработка природных ресурсов, то, следовательно, реализация программ снижения экологических рисков в  этой сфере должна быть приоритетной. Необходимо законодательно урегулировать  сочетание экологических интересов  человека, государства и предпринимателей посредством создания системы отношений, построенной на основе их конструктивного  взаимодействия и распределения  ответственности, обеспечивая при  этом защиту прав граждан и надежную охрану окружающей среды.

Назрела необходимость формирования экономического механизма в области  охраны окружающей среды, адаптированного  к условиям рыночной экономики и  стимулирующего существенное увеличение финансирования природоохранных мероприятий  как за счет бюджетов различных уровней, так за счет привлечения средств  страховых компаний, предприятий  и иных источников.

В мировой практике экологическое  страхование получает широкое распространение  при страховании гражданской  ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Накопленный международный опыт дает ориентиры в отношении установления тарифных ставок, страховых взносов и других элементов страхования.

Внедрение механизма экологического страхования в Российской Федерации  требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических  и физических лиц устанавливается  и законодательно закрепляется степень  возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод и т.п., а  также расходов на экологическое  оздоровление территорий. При этом открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных  мероприятий.

С точки зрения обеспечения конституционных  прав граждан на благоприятную окружающую среду экологическое страхование  можно рассматривать как гарантию соблюдения этих прав. Для хозяйствующего субъекта, деятельность которого является потенциально опасной или оказывает  негативное воздействие на окружающую среду, необходимо выявлять существующие экологические риски и обеспечивать механизм гарантированной материальной компенсации экологического ущерба при наступлении негативного  события. Именно этот механизм содержится в системе экологического страхования.

Таким образом, внедрение и развитие института экологического страхования  позволит существенно снизить экологические  риски, уменьшить затраты государства  на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан  на благоприятную окружающую среду  и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события.

Обязательное экологическое страхование  является одним из важнейших направлений  привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязательное экологическое страхование должно стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие экологически риски и  издержки общества. В результате механизм обязательного экологического страхования  становится инструментом регулирования  и управления экологическим риском с возможностью значительного снижения ущерба третьим лицам. Применение такого прямого экономического стимула  может быть эффективным дополнением  к традиционным способам экономико-правового  регулирования обеспечения экологической  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993г.] Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Емельянов А.М. Оценка значения социальной ставки дисконтирования для России и проведение межстрановых сравнений [Текст] // А.М. Емельянов – М.: Финансы и кредит №46(286), 2007

3. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью [Текст]  // А.И. Орлов, В.Н. Федосеев – М.: Менеджмент в России и за рубежом №6, 2006

4. Роумен Р. Environmental due diligence: оправданные траты? [Текст]  // Р. Роумен – М.: Commercial Real Estate Северо-запад №8 (12), 2008

5. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. «Страховое дело» [Текст]  // Л.Г. Скамай, Т.Ю. Мазурина – М.: Инфра-М, 2007

6. Скороход Л. ЭкоСтрахование  [Текст]  //  Л. Скороход – М.: Деловое Прикамье № 34, 2010

7. Соколовский И.К. «Экономика природопользования» [Текст]  // И.К. Соколовский - М.: Инфра-М, 2005

8. Сплетухов Ю.А., Дюжев Е.Ф. Страхование: учебное пособие [Текст]  // Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжев – М.: Инфра-М, 2006

9. Федорова Т. А. Страхование: учебник. [Текст] // Т.А. Федорова– М.: Экономистъ, 2005

10. Шахов В.В. Страхование: учебник для вузов [Текст]  // В.В. Шахов – М.: Юнити, 2003

11. Яжлев И.К. О перспективах страхования экологических рисков [Текст]  // И.К. Яжлев – М.: Электро-инфо № 11, 2004

 

 

 

                              ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рис.1 Структура совокупной страховой  премии по договорам добровольного  страхования ответственности, 2008 год.


 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1. Общие  сведения о страховых премиях  и выплатах за 1 полугодие 2009 года.


                                           ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2. Общие  сведения о страховых премиях  и выплатах за 2009 год


                                           ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 Таблица 3. Общие сведения о страховых премиях и выплатах за 1 полугодие 2010 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Современное состояние экологического страхования в РФ