Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:52, контрольная работа
Цель моей работы - выделить, проанализировать и обобщить наиболее существенные связи и признаки исторических процессов и явлений.
В исторической литературе начало XVII века принято называть «смутой». В основе этого кризиса лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил общества участвовать в управлении государством.
В 17 веке начинает складываться всероссийский рынок. Местная торговля сосредотачивалась в городах и развивалась весьма успешно. Крестьяне продавали излишки продуктов, что бы заплатить помещику денежный оброк и купить произведенный в городе товар. Ремесленники торговали своими изделиями, приобретали продукты питания. Работные люди мануфактур шли на рынок за едой, одеждой, обувью. Помещики, как установится зимний путь, везли продавать в город зерно, лен, сало, кожи и прочий излишек оброчных товаров. Являлись на торг промысловики с мехами, каменьями. Самыми крупными торговыми городами были Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Вологда, в Сибири - Тобольск и Якутск.
В 17 веке торговля приобретает общерусский характер: купцы оптом скупали товары ремесленников и мануфактур, развозили их по ярмаркам и базарам всей страны. Основным видом крупного оптового торга внутри страны являлись ярмарки. Среди крупнейших ярмарок выделялись: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале. Постоянным общероссийским торговым центром была Москва. Здесь у Красной площади располагалось около 120 торговых рядов. Сами за себя говорят названия их рядов: хлебный, ветчинный, калашный, шубный, суконный и т.д. Имела место специализация не только в области производства товаров, но и их продажи. Так, признанными центрами торговли хлебом выступали Вологда, Вятка, Орел, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и соль Камская. Отборная пушнина продавалась в Соли Вычегодской - на пути из Сибири в Москву.
Господствующее положение в торговле занимали посадские люди, прежде всего гости и члены Гостиной и Суконной сотен. Однако торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не стало профессиональным занятием, разбросанность торговли требовала наличия многих агентов и посредников, что уменьшало её прибыльность. Товарное производство и денежное обращение касалось в основном городского населения. В деревне продолжало господствовать натуральное хозяйство.
Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шедшая через Архангельск (до 75%) в западном направлении и через Астрахань - в восточном. Структура экспорта оставалась традиционной, отражавшей характер и уровень развития экономики. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, сало. Импортировала Россия промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, чай. Перевозка продукции сельского хозяйства была выгодна только крупными партиями, что было возможно осуществить только морским транспортом. Морская торговля с Европой осуществлялась через Архангельск, действовавший лишь несколько месяцев в году. Что не могло удовлетворить потребности страны, перед которой стояла острая необходимость выхода к незамерзающим морям. К тому же Россия не имела своего флота, а её и так ограниченная внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранных купцов.
Правительство, учитывая интересы собственной экономики и русского купечества, начало проводить политику протекционизма. В 1653 году был принят Торговый устав, установивший 5-% пошлину с цены ввозимого товара. В 1667 году был принят Новоторговый устав, согласно которому вводилась 10-% пошлина на ввозимые товары, ряд товаров совсем запретили ввозить в страну. Иноземные купцы не имели права вести на русских рынках розничную торговлю. Товары свои они должны были оптом продавать русским купцам. Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и её основные внешнеполитические задачи: - возвращение территорий, потерянных в годы Смуты, а в перспективе - присоединение украинских и других земель, входивших в состав древнерусского государства;
- борьба за выход к Балтийскому и Черному морям обусловливалась, с одной стороны, стремлением России установить экономические связи с Европой, без которых нельзя было преодолеть её отсталость, а с другой - потребностью обеспечить безопасность южных границ, защитить их от разбойных набегов вассала Османской империи - крымского хана.
- дальнейшее продвижение на Восток в целях эксплуатации природных богатств Сибири (русские люди стремились обогатиться за счет добычи соболя, который был уже истреблен в Европейской части, но продолжал оставаться главной частью экспорта) и установления «естественной границы» на Тихом океане.
Во внешней политике России в 17 веке можно выделить ряд основных направлений, а именно:
1. Западное направление:
- Отношение с Речью Посполитой. Обострение отношений с этим государством привело к Русско-польской войне 1654-1667 гг. В 1648 году на Украине вспыхнуло очередное восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным бесправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское население, находясь в составе католической Польши. Зачинщиками выступления стали запорожские казаки. Восстание возглавил избранный гетманом Богдан Хмельницкий. Войска восставших в ряде сражений одержали победу, были подписаны договоры, по которым польское правительство пошло на некоторые уступки. Б. Хмельницкий, осознавая непрочность достигнутых соглашений и слабость повстанцев, неоднократно обращался за помощью к русскому правительству, выражая готовность Украины войти в состав России. Однако Россия, не готовая ещё вести войну с Польшей, не решалась удовлетворить просьбу гетмана. Лишь когда осенью 1653 г. нависла угроза полного разгрома сил восставших, а этого Россия не могла допустить, на Земском соборе в 1653 г. было принято решение о принятии Украины «под высокую руку» русского царя. В январе 1654 г. на Переяславской раде было принято решение о присоединении Украины к России.
Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей. Поначалу она протекала успешно. Уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержку местного населения. Однако неудачей решила воспользоваться Швеция, стремившаяся к гегемонии в данном регионе. Кроме того, шведы не желали усиления России, и в 1655 г. шведские войска заняли Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, нежели слабая Польша. Поэтому, заключив с поляками перемирие, Россия вступила в войну против Швеции. Но соперничество с самой сильной армией в Европе оказалось не по силам России. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, по которому русские вновь лишались выхода к морю. Польша, получив передышку, вновь начала войну против России. Военные действия приобрели затяжной характер, успехи сменялись поражениями. Но в итоге в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, по которому Россия получала Смоленск, земли Левобережной Украины, Киев, расположенный на правобережье отдавался на 2 года, но так и не был назад возвращен Польше. Условия этого перемирия были закреплены «Вечным миром» 1686 г. Это событие было крупнейшей военно-дипломатической победой России.
2. Южное направление - отношение с Крымским ханством и Османской империей. С начала 70-х гг. и до конца 17 века главным во внешней политике России стал вопрос об отношениях с Крымом и Турцией. После захватнических действий в Польше Османская империя заявила о своих претензиях на Левобережную Украину, тому способствовал предательский договор гетмана Ивана Брюховецкого с султаном о переходе Украины в подчинение Турции. Русско-украинским войскам в 1667 г. удалось отстоять стратегически важную крепость Чигирин. 13 января 1681 года в Бахчисарае было подписано 20-летнее перемирие. Турция и Крым признавали переход к России Левобережной Украины. И Киева. Южная Киевщина, Брацлавль, Подолия оставались во власти турецкого султана. И его вассала - украинского гетмана Правобережной Украины.
Австрия и Польша, отказавшись в свое время помогать России в борьбе против крымско-турецкой агрессии, теперь сами оказались перед реальной угрозой. В 1684 году была создана для борьбы с Портой «Священная лига» в составе Австрии, Польши, Венеции под патронатом Папы Римского. Участники Лиги считали необходимым привлечь в неё все христианские народы, особенно Россию, учитывая её успешные действия против турок. Согласие на вступление России в Священную Лигу позволило главе московского правительства В.В. Голицыну ускорить подписание в 1686 г. «вечного мира» с Польшей и добиться значительных территориальных уступок с её стороны. Такой кардинальный поворот во внешней политике России соответствовал её национальным интересам.
Взяв на себя обязательства перед «Священной лигой», московское правительство разорвало перемирие и в 1686 году объявило войну Турции. В 1687 и 1689 гг. русскими войсками под командованием В.В. Голицына были предприняты попытки овладеть Крымом, которые окончились неудачей. Безрезультатные Крымские походы не принесли России не крупных военных успехов, ни новых территорий. Тем не менее, основная задача «Священной лиги» была выполнена - русские войска блокировали войска крымского хана, который не смог предоставить помощь турецким войскам, терпевшим поражение в Европе от австрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России в состав европейского военного союза значительно подняло её международный авторитет и заставило с нею считаться.
3. Еще одним направлением во внешней политике России в 17 век было восточное т.е. колонизация Сибири и Дальнего Востока. Утверждение русских на Лене и Прибайкалье открывало возможность движения первопроходцев и переселенцев далее на восток и юго-восток.
Отсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя) облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов. Экспедиции Дежнёва, Пояркова, Атласова способствовали освоению этих земель. Здесь появляются города и укрепленные поселения: Албазинский, Иркутское зимовье, Кумарский, Нерчинский и т.д. С местного населения, вошедшего в состав России, собирали ясак - налог пушниной.
К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи, которая была недовольна продвижением русских. С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 г. Нерчинский договор, который разграничивал владения стран на Амуре и его притоках.
Таким образом, в течение 17 века Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, но все же решала посильные для неё задачи. Территория страны значительно увеличила свои размеры за счет присоединения огромных восточных владений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также Левобережной Украины. Но общий итог внешней политики был невелик. Приобретения давались с максимальным напряжением сил огромными финансовыми затратами. Основные же стратегические задачи-получения выхода к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными.
Основными причинами, препятствовавшими решению внешнеполи-тических задач являлись:
- экономическая и военная отсталость России,
- зависимость от импорта оружия,
- дипломатическая и культурная изоляция.
6. К середине 17 века, коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, потребовали проведения и реформы русской православной церкви. Потребность в проведении подобной реформы возникла не сразу, а лишь в результате вызревания соответствующих предпосылок:
а) Социальный кризис середины 17 века, тяжелое экономическое положение страны в той или иной мере затрагивали отношения между государством и церковью.
б) Кризисные явления, которые поразили саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, разврат, стяжательство и т.д.). К середине 17 века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много ошибок, исправлений, искажений. Это не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли читать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли, тем самым зачастую искажая первоначальный смысл. То же происходило и в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Эти службы шли долго и утомительно, и священники пошли по следующему пути: читали сами свою молитву, в то же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать не могли. Обычай креститься двумя перстами, согласно утверждению многих тоже был ошибочным и греховным. Все эти явления подрывали авторитет церкви. Для восстановления её влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.
в) Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени.
г) Внешнеполитические интересы страны так же требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров, как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Здесь сказалось влияние теории «Москва-третий Рим». Для осуществления данной теории необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и других православных церквах, находившихся в странах, на которые претендовала Россия.
Одним из спорных вопросов в реформировании церкви был вопрос о том, по каким образцам исправлять книги и обряды. Одни утверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого Собора 1551 г., провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. Другие предлагали использовать только греческие оригиналы, с которых некогда и делались русские переводы богослужебных книг. По мнению последних, в том числе правщиков Московского Печатного двора, эта работа могла быть поручена только высокопрофессиональным переводчикам-богословам. В связи с этим по решению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в Москву были приглашены ученые монахи Киевской Могилянской гимназии - Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий.
Информация о работе Социальная структура российского общества в XVII веке