Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:05, реферат
Ю. Одум утверждал, что экологию нужно рассматривать как науку о структуре и функциях природы. Вместе с тем экология использует методы и законы других наук – биологии, физики, химии, математики и т.п. В данном реферате рассмотрены всеобщие методы научного познания, общенаучные методы экологии, собственные методы экологии, подходы в экологии. Цель данного реферата – выявить специфику методологии экологии.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Экология как наука, ее предмет, задачи, цели и методы…………………...4
2. Методы научного познания…………………………………………………..6
2.1. Диалектический и метафизический методы познания………………….8
3. Методы естественно-научного познания……………………………………9
3.1. Всеобщие методы……………………………………………………….…9
3.1.1. Экологическая система………………………………………...………11
3.2. Общенаучные методы экологии………………………………….………13
3.3. Частнонаучные методы экологии………………………………………...14
4. Уровни организации живого от генов до экосистем………………………..15
4. 1. Подходы в экологии………………………………………………………16
4.2. Подходы: популяционный, экосистемный, эволюционный и исторический…………………………………......18
Заключение………………………………………………………………………20
Источники………………………………………………………………………..21
В природе происходит непрерывный круговорот биогенных веществ, необходимых для жизни: химические вещества извлекаются автотрофами из окружающей среды и вновь в нее возвращаются в основном через гетеротрофов. Таким образом, в процессе эволюции в экологических системах сложились определенные цепи питания.
Цепи питания — цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества: каждое предыдущее звено является пищей для следующего.
Цепи питания в каждом
природном участке с более
или менее однородными
Структуру биогеоценоза составляют:
В экологических системах (биогеоценозах) в процессе эволюции в цепях питания определилась важная закономерность, получившая название правило экологической пирамиды.
Согласно правилу
В природе часто происходит смена биогеоценозов. Это преемственное естественное развитие экологической системы, при котором один биоценозы сменяются другими под влиянием природных факторов среды (на месте леса образуется болото, на месте болота — луг), стихийных бедствий (пожаров, паводков, землетрясений) или влиянием человека (вырубка леса, осушение болот, орошение земель). Такое явление получило название сукцессии. Сукцессии могут быть первичными и вторичными.
Человек может изменять естественную смену биогеоценозов, задерживать се развитие на хозяйственно более ценной стадии или создавать искусственные биоценозы.
Владея знаниями экологии,
человек может предвидеть смену
биогеоценозов, сохранить нужный ему,
устранить причину или
Агроценозы (от гр. «агрос» — поле + гр. «ценоз» — общий) — искусственно созданные человеком биоценозы. Такой биоценоз не способен длительно существовать без вмешательства человека, не обладает саморегуляцией и в то же время характеризуется высокой продуктивностью (урожайностью) одного или нескольких видов (сортов, пород) растений или животных.
3.2. Общенаучные методы экологии
Известно также две
группы общенаучных методов –
эмпирические и теоретические. Эмпирические
методы – наблюдение, описание, измерение
и эксперимент – явились
Теоретические методы – это логические механизмы создания гипотез, законов, теорий. К ним относятся: формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод и др. Теоретические и эмпирические методы в научных исследованиях неотделимы друг от друга, поскольку все научные выводы формируются либо по пути от модели к фактам из природы, либо по пути от фактов к модели природных процессов.
3.3. Частнонаучные методы экологии
Частнонаучные методы используются только в рамках конкретного раздела науки или конкретного явления. Экология, как и каждая частная наука, имеет свои специфические методы исследования. Частнонаучные методы опираются на теоретические (то есть на проверку теории) и используют эмпирические (наблюдение, эксперимент…) и диалектические методы.
Характер сочетания всех
методов определяется спецификой научного
исследования. Например: выдвигается
гипотеза о том, что стоки целлюлозно-
- использование планктонных сетей при изучении кормовой базы рыб;
- центрифугирование при изучении состава стоков;
- шкалирование в многомерное пространство евклидовых дистанций при обработке данных о популяциях рыб и многие другие.
Таким образом, в научном познании применяется, как правило, комплекс методов, от правильного сочетания которых и зависят результаты исследований. При этом накопление новых сведений вносит поправки, обогащает или опровергает существующие научные факты. И хотя философия науки всегда стремилась рассматривать явления в их целостности, практика науки являет сочетание двух подходов: редукционистский – познание явлений путем детального анализа все более и более мелких явлений и компонентов и холистический, основанный на синтезе, а не разделении явлений. В настоящее время именно холистический подход применяется при решении задач экологии и безопасности жизнедеятельности.
4. Уровни организации живого от генов до экосистем
Планета Земля представляет собой единую экосистему. Океаны, леса, степи и т. д. представляют собой более мелкие экосистемы, связанные между собой потоком энергии и обменом веществами в общепланетарную биосферу. Популяция — это группа организмов одного вида, обитающих на ограниченной территории и обычно в той или иной степени изолированных от сходных групп. Сообщество — любая группа организмов, принадлежащих к разным видам и сосуществующих в одном местообитании или определенной местности; все эти организмы связаны между собой пищевыми и пространственными взаимодействиями. Экосистема представляет собой взаимодействующие как единое целое сообщество и окружающую его физическую среду.
4. 1. Подходы в экологии
Отличительная черта экологии — холистический подход, придающий большее значение целому, а не его составным частям. Эколог в идеале должен учитывать сразу все факторы, взаимодействующие в данном месте. Конечно, это невозможно, поэтому на практике большинство ученых в своих исследованиях отдают предпочтение одному из перечисленных ниже «неидеальных» подходов.
1. Экосистемный подход в экологии. При таком подходе в центре внимания эколога оказывается обмен энергией и веществами между биотическим и абиотическим компонентами экосистемы. Делается упор на функциональные связи организмов между собой (например, пищевые цепи) и с их физическим окружением. Видовой состав биоты и судьба составляющих ее отдельных таксонов при этом отодвигаются на второй план.
2. Синэкологинеский подход или изучение сообществ, ставит во главу угла биотический компонент экосистемы. Важными объектами при таком исследовании становятся сукцессия и климаксные сообщества.
3. Популяционный (
4. Экотопный подход в экологии. Экотоп, или местообитание, — объект, ограниченный в пространстве. Под ним понимают ту часть биосферы, с которой тесно взаимодействуют организм, популяция, сообщество или экосистема. Любое местообитание неоднородно и может быть подразделено на микроместообитания с условиями, отличными от усредненных (например, под корой дерева или на его листьях). Этот подход удобен для изучения отдельных факторов среды, тесно связанных с растениями и животными, в частности состава почвы, влажности, освещенности.
5. Эволюционный (исторический)
подход в экологии. Изучая изменения
экосистем, сообществ,
4. 2. Подходы: популяционный, экосистемный, эволюционный и исторический.
В зависимости от того, что является объектом, и какова цель исследований используются разные подходы: популяционный (популяция – совокупность особей одного вида), экосистемный, эволюционный и исторический.
Популяционный подход предусматривает
изучение размещения в пространстве,
особенности поведения и
Экосистемный подход выдвигает на первый план общность структурно-функциональной организации всех экосистем, независимо от состава сообществ, среды и места их обитания. Основное внимание при этом подходе уделяется изучению потока энергии и циклам круговорота веществ в экосистемах, установлению функциональных связей между биологической составляющей и окружающей средой, т.е. между биотическими факторами и абиотическими. Экосистемный подход предусматривает всестороннее изучение всех популяций живых организмов сообщества (растения, микроорганизмы, животные) с учетом влияния на них ограничивающих факторов (эдафические, топографические, климатические). При этом подходе пристальное внимание уделяется анализу местообитаний, так как параметры факторов среды: физико-химические свойства почв, теплообеспеченность, влажность, освещенность, скорость ветра, и др., легко измеряются и поддаются классификации.
В качестве примера успешности экосистемного подхода к изучению биосферы можно привести итоги работы ученых из разных стран, работавших с 1964 по 1980 гг. по Международной биологической программе (МБП). Конечной целью МБП было выявление запасов и законов воспроизводства органического вещества, его качественного (фракционного) состава по всем природным зонам и в целом на планете, с тем, чтобы предотвратить возможные нарушения биологического равновесия в глобальном масштабе. Благодаря выполнению данной программы была решена актуальнейшая задача – выяснить максимально возможные нормы изъятия биомассы для нужд человечества.