Стандартизация в области экологии: Загрязнение воздушной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:52, реферат

Краткое описание

В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:
определение перспективных нормативов чистоты - окружающей природной среды для рассматриваемого период планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны ОС от загрязнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Нормирование качества атмосферного воздуха в
Российской Федерации…………………………………………...5
1.1. Санитарно-гигиенические нормативы качества воздуха, установленные в Российской Федерации………………………..6
1.2. Оценка загрязнения атмосферы в городах и промышленных зонах………………………………………………………………..7
Глава 2. Международные подходы к нормированию
качества атмосферного воздуха…………………………………..8

Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух в Российской Федерации………………….9

3.1 Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия……………………………………………………….10

Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха…15

Заключение………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по метрологии.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций4 в организме человека.

Понятие ПДКмр используется при установлении научно-технических нормативов — предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. При этом обязательно, чтобы в результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно-защитной зоны предприятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не превышала ПДКмр.

1.2. Оценка загрязнения  атмосферы в городах и промышленных  зонах

Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах Российской Федерации проводятся территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в настоящее время — в составе Министерства природных ресурсов и экологии РФ). Функции Росгидромета на местах выполняют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и его подразделения. Посты наблюдений расположены в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных предприятий. В городах России измеряются концентрации более 20 различных веществ. Кроме непосредственно данных о концентрации примесей система дополняется сведениями о метеорологических условиях, о местоположении промышленных предприятий и их выбросах, о методах измерений и т.п. На основе этих данных, их анализа и обработки готовятся Ежегодники состояния загрязнения атмосферы на территории соответствующего Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Дальнейшее обобщение информации проводится в Главной геофизической

обсерватории им. А.И. Воейкова в Санкт-Петербурге.

Данные о загрязнении атмосферы являются важными как для оценки уровня загрязнения, так и для оценки риска заболеваемости и смертности населения. Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы(ИЗА).

При ранжировании городов и регионов по уровню загрязнения атмосферы для расчета комплексного ИЗА используют значения единичных индексов тех пяти веществ, у которых эти значения наибольшие. В большинстве регионов России к ним относятся оксиды азота, диоксид серы, бенз(а)пирен, озон, формальдегид, фенолы, свинец, пыль и др. Особый вклад в загрязнение вносят взвешенные вещества, которые могут не только представлять собой токсичные соединения, но и адсорбировать на своей поверхности другие токсичные вещества, в т.ч. ксенобиотики, пыли биогенного происхождения, патогенные микроорганизмы, тем самым способствуя вторичному загрязнению атмосферного воздуха.

 

 

Глава 2. Международные подходы к нормированию

качества атмосферного воздуха

Нормирование качества атмосферного воздуха в Европе осуществляется путем установления стандартов качества (предельных величин или целевых показателей, достижение которых должно быть обеспечено к определенному времени). Определение стандартов качества атмосферного воздуха осуществляется на основеследующих принципов:

– Учет эффектов, которые вредные вещества оказывают на тех или иных реципиентов (человека и/или объекты окружающей среды). При этом не рассматривается технологическая достижимость стандартов качества или экономическая целесообразность обеспечения соответствия им.

– Универсальность. Одни и те же стандарты устанавливаются практически для всех стран-членов ЕС, хотя для ряда территорий могут быть определены особые стандарты (например, в целях достижения природоохранных целей, на особо охраняемых природных территориях и пр.).

– Практическая достижимость. Сложности достижения соответствия требованиям жестких стандартов обусловили появление концепции интервалов приемлемых отклонений

(Margins of Tolerance).

Существует также перечень стандартов, предписывающих требования к контролю , обращению с определенными материалами и к выбросам вредных веществ, основной принцип установления которых состоит в следующем:

– Технологическая достижимость и экономическая целесообразность (что не

предполагает легкости обеспечения соответствия требованиям стандартов)

Стандарты имеют тенденцию к ужесточению; с течением времени принимаются все более строгие нормативы, что предполагает учет следующих принципов:

– Требования в отношении каких-либо конкретных технологий не предписываются;  напротив, предполагается, что мотивация специалистов к поиску инновационных решений поддерживается последовательно ужесточающимися стандартами качества окружающей среды

– Принцип наилучших доступных технологий, направленный на обеспечение

практического внедрения наилучших технологических и технических решений,  обеспечивающих предотвращение или снижение выбросов вредных веществ, но являющихся, в то же время, экономически целесообразными и применимыми в условиях конкретного региона.

Комплексный подход:

– Меры по предотвращению и сокращению выбросов вредных веществ в воздух не должны приводить к возрастанию нагрузки на другие природные среды (требование Директивы ЕС по комплексному предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды).

Международный подход (в том числе, учет трансграничного переноса загрязняющих веществ):

– Трансграничный характер проблем загрязнения атмосферного воздуха учитывается в двух аспектах. Во-первых, ни одно государство-член ЕС не обязано обеспечивать приемлемое качество воздуха по тем показателям, которые обусловлены выбросами загрязняющих веществ из источников, расположенных вне его территории. Во-вторых, государства-члены ЕС обязаны сокращать выбросы вредных веществ, которые могут оказывать вредное воздействия на реципиентов, расположенных на территориях сопредельных стран даже в тех случаях, когда эти выбросы не сказываются на состоянии окружающей среды на их собственных территориях. Ожидается, что в случае необходимости сопредельные страны будут вести взаимные консультации по вопросам качества воздуха.

 

Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в

атмосферный воздух в Российской Федерации

Понятие научно-технического нормирования получило распространение в различных странах в 70-80 годы ХХ века. Этот вид нормирования предполагает наложение экологически обоснованных граничных условий (введение ограничений) на источники негативного воздействия на окружающую среду. В отношении атмосферного воздуха для этого необходимо обеспечить переход от размерности стандартов воздуха к технологическим нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Но переход этот можно назвать обратным: именно вследствие воздействия всего многообразия антропогенных и природных источников изменяется состав атмосферного воздуха и его качество в крупных городах, промышленных центрах, зонах размещения предприятий добывающих отраслей и пр. ухудшается.

С позиции практиков, занятых управлением промышленными предприятиями, и представителей органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере экологической безопасности производственной деятельности, именно технологические нормативы позволяют ставить четкие задачи и контролировать экологическую результативность хозяйствующих субъектов, а тем самым и соблюдение ими требований природоохранного законодательства.

В отношении воздухоохранной деятельности технологические нормативы

устанавливаются в виде нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Эти нормативы устанавливаются как для стационарных, так и для передвижных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу выброса конкретного вредного вещества в

атмосферный воздух в расчете на единицу продукции (а также мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и др.).

Работы по установлению предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для отдельных стационарных источников выбросов и предприятий в целом осуществляются в соответствии с Федеральными законами № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (04.05.99, в редакции от 31.12.2005) и № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10.01.2002, в редакции от 22.08.04) и

Положением «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183.

В соответствии со Ст.23 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10.01.2002, в редакции от 22.08.04), «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов».  К настоящему времени законодательством РФ не определено, какие технологии (и технические решения) следует относить к наилучшим доступным и как, собственно, учитывать сведения о наилучших доступных технологиях при установлении нормативов предельно допустимых выбросов. Нормативно-методическая база по установлению ПДВ и сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу находится в стадии развития с постепенным перенесением акцента от решений «на конце трубы» к технологическим и управленческим решениям, направленным на предотвращение негативного воздействия.

 

3.1 Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия. 

Меры охраны атмосферного воздуха, предусмотренные в Законе, установлены в форме возложения юридических обязанностей на пользователей атмосферным воздухом и атмосферной средой. Так, согласно ст. 12 Закона, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием физических и биологических факторов на него, обязаны: осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие меры по обеспечению выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ; принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижению вредного воздействия физических и биологических факторов; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней другого вредного воздействия; осуществлять контроль за объемом и состоянием загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и уровнями другого вредного воздействия и вести их постоянный учет; иметь заранее разработанные специальные меры по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций и неблагоприятных метеорологических условий и принимать меры для ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха. 
 
Выполнение указанных мер по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод, лесов и других природных объектов. В этой связи важным является подразделение современным воздухоохранным законодательством источников, загрязняющих атмосферный воздух на стационарные и передвижные. На этой основе разграничиваются и требования, предъявляемые к стационарным и передвижным источникам загрязнения. 
 Стационарные источники загрязнения, могут осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух только по специальным разрешениям, выдаваемым органами Минэкоресурсов. Объемы этих выбросов определяются на основе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Любая деятельность, связанная с нарушением условий и требований в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена) или прекращена местными органами государственной исполнительной власти,. 
Уровни вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух устанавливаются на основании нормативов, а в случаях, когда на них выдано разрешение, - должны соблюдаться и другие требования, предусмотренные этим разрешением. Разрешения выдаются Минздравом, Минэкоресурсов и их органами на местах в соответствии с порядком утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на атмосферный воздух. Местные органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении своей деятельности обязанные принимать необходимые меры по предупреждению и недопущению превышения установленных уровней акустического, электромагнитного, ионизирующего и другого вредного воздействия на атмосферный воздух и здоровье человека. Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, запрещаются Предприятия, учреждения и организации, выбросы загрязняющих веществ или вредные воздействия которых при превышении установленных предельных нормативов, авариях и неблагоприятных метеорологических условиях могут привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, обязаны иметь заранее разработанные специальные меры по охране атмосферного воздуха, согласованные с органами Минэкоресурсов и Минздрава, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. При возникновении чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно в установленном порядке сообщить об этом органам, которые осуществляют государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и принять меры по охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения. 
 
Деятельность, направленная на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, может осуществляться предприятиями, учреждениями и организациями только по разрешениям Минэкоресурсов, согласованным с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации в соответствии с международными соглашениями, обязаны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой, а также сокращать выбросы в окружающую природную среду диоксида углерода и других веществ, накопления которых в атмосферном воздухе может привести к негативным изменениям. 
 Передвижные источники загрязнения в современных условиях оказывают ощутимое негативное воздействие на атмосферный воздух, среди которых особенно выделяются автотранспортные средства. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными источниками и установками и уменьшения вредного воздействия их физических факторов, в соответствии с требованиями воздухоохранного законодательства, должна осуществляться: разработка и выполнение комплекса мер по снижению токсичности выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению вредного физического воздействия при проектировании, производстве, эксплуатации и ремонте автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок; перевод транспортных средств на менее токсичные виды энергии и топлива; рациональное планирование и застройка населенных пунктов с соблюдением необходимого расстояния до автомобильных дорог; вывод из густонаселенных жилых кварталов за пределы города автотранспортных предприятий, автозаправочных станций, грузового транзитного автомобильного транспорта; ограничение въезда автомобильного транспорта и других передвижных средств и установок в зоны поселения, места отдыха и туризма; улучшение содержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог и уличных покрытий; внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения; совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях; усовершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагностических пунктов по проверке содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных и других передвижных средств и установок, а также их вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает нормативы или уровни вредного воздействия физических факторов, запрещаются. 
 Определённое воздействие на состояние атмосферного воздуха может оказываться при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Поэтому в соответствии со ст. 20 Закона, перечни средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, использование которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения согласовываются с Минздравом и Минэкоресурсов. При создании новых препаратов должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточного количества этих препаратов в атмосферном воздухе. Предприятия, учреждения, организации, и граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений. 
 Вредоносное влияние на состояние атмосферного воздуха может иметь место при добыче полезных ископаемых и проведении горных работ. Добыча полезных ископаемых и взрывные работы должны проводиться с соблюдением правил по предотвращению или снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с Минэкоресурсов и Минздравом и другими органами в соответствии с требованиями законодательства. Размещение в населенных пунктах новых терриконов и отвалов, которые могут быть источниками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного воздействия на него, запрещается. 
 Качественное состояние атмосферного воздуха в настоящее время в значительной мере зависит от своевременной и надлежащей утилизации производственных и бытовых отходов. Согласно требованиям ст. 22 Закона, складирование, хранение или размещение производственных отходов и бытового мусора, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными веществами и веществами с неприятным запахом или иного вредного воздействия, допускается при наличии специального разрешения местных органов государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления только на определенных территориях и в пределах установленных ими лимитов с соблюдением нормативов экологической безопасности и при возможности их дальнейшего хозяйственного использования. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований. 
 Среди мер охраны атмосферного воздуха определённое место занимают требования по предотвращению и снижению шумового воздействия. В целях предотвращения, снижения воздействий и достижения безопасных уровней производственных и других шумов в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться: создание и внедрение малошумных машин и механизмов на основе технического нормирования; улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, а также содержания в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещения предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов с источниками шума при планировании и застройке населенных пунктов в соответствии с установленными санитарно-техническими требований и картами шума; производство строительных материалов, конструкций и технических средств и сооружений с необходимыми акустическими свойствами; организационные меры для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая введение рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта в пределах населенных пунктов. Согласно ч. 3 ст. 23 воздухоохранного Закона, граждане обязаны соблюдать требования, направленные на снижение уровней бытового шума в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах. 
 В случаях, когда по расчетам в сводных проектах или результатами наблюдений за состоянием атмосферного воздуха превышаются нормативы экологической безопасности, органы Минэкоресурсов и Минздрава могут устанавливать для отдельных из них более строгие нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредного воздействия физических и биологических факторов. В таких случаях эти предприятия, учреждения и организации обязаны разработать дополнительные меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижению уровней вредного физических и биологических факторов на него в порядке, определенном законодательством. При невозможности уменьшения выбросов загрязняющих веществ и снижения уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух до установленных нормативов, деятельность соответствующих предприятий, учреждений, организаций, сооружений и других объектов прекращается или их производственный профиль подлежит изменению в соответствии с требованиями Закона «Об охране окружающей природной среды» 
 В районах жилой застройки, массового отдыха и оздоровления населения при определении мест размещения новых, реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, воздействующих на состояние атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Если в результате нарушения установленных размеров и режима санитарно-защитных зон возникает необходимость в отселении населения, выведении из этих зон объектов социального назначения или осуществления других мер, предприятия, учреждения и организации, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны решать вопросы финансирования необходимых мероприятий и определять сроки их реализации. При определении мест застройки, проектировании строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, воздействующих на состояние атмосферного воздуха, проводится согласование с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. 
 Для определения экологической безопасности при проектировании, размещении и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов проводится экологическая экспертиза в порядке, определённом законодательством. Условия и порядок проведения такой экспертизы, требования к составу экспертов и их функции, а также выполнение её заключений и выводов в настоящее время определены в Законе «Об экологической экспертизе»1. Без проведения экологической экспертизы проектов размещения и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, они не могут быть реализованы. 
 
 Атмосферный воздух подлежит охране в процессе использования научных открытий, новых изобретений, промышленных образцов и т.д. Законодательством запрещается использование открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, если они не отвечают требованиям по охране атмосферного воздуха. В случае нарушения предусмотренных законодательством требований такая деятельность прекращается уполномоченными на то государственными органами, а виновные в этом лица могут быть привлечены к юридической ответственности.

 

Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха

 

ГОСТ 17.2.2.04-86

Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ

01.01.1987

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Civil aviation aeroplane gas-turbine engines. Norms and methods of contaminant ejection determinationОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные двигатели самолетов гражданской авиации с дозвуковой скоростью полета и устанавливает нормы и методы определения выбросов с отработавшими газами частиц сажи, несгоревших углеводородов, окиси углерода и окислов азота при стендовых испытаниях двигателей, а также требования по предотвращению выброса топлива в атмосферу.  
Стандарт не распространяется: на турбореактивные двигатели с тягой на взлетном режиме менее 26,7 кН в части выбросов несгоревших углеводородов, окиси углерода и окислов азота; на турбовинтовые двигатели в части выбросов сажи, несгоревших углеводородов, окиси углерода и окислов азота

ГОСТ 17.2.3.01-86

Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов

01.01.1987

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Air quality control regulations for populated areasОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на правила контроля качества воздуха селитебных территорий существующих и вновь строящихся населенных пунктов.  
Стандарт не распространяется на правила контроля качества воздуха территорий промышленных предприятийНормативные ссылки: ГОСТ 17.2.3.01-77

ГОСТ 17.2.4.01-80

Охрана природы. Атмосфера. Метод определения величины каплеуноса после мокрых пылегазоочистных аппаратов

01.07.1981

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Method for determining the amount of drops carried after apparatus for wet scrubbing of dust and gases have been operatedОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения величины каплеуноса после мокрых аппаратов пылегазоочистки, орошаемых водными растворами солей, кислот и щелочей при конечном каплеуносе не более 5 г/м куб. (при нормальных условиях - температуре 0 град. С и давлении 101325 Па) и содержании в массе остаточной пыли водорастворимой соли с выбранным ионом-индикатором менее 2%. Скорость в газоходе на выбранном участке не должна превышать 25 м/с

ГОСТ 17.2.4.02-81

Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ

01.07.1982

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. General requirements for determination of pollutantsОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает общие требования к методам определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. На основе настоящего стандарта должны разрабатываться государственные стандарты на конкретные методы определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.  
Настоящий стандарт не распространяется на общие требования к методам с использованием приборов автоматического контроля

ГОСТ 17.2.4.03-81

Охрана природы. Атмосфера. Индофенольный метод определения аммиака

01.07.1982

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Indophenol method for determination of ammoniaОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает индофенольный метод определения разовых и среднесуточных концентраций аммиака в атмосферном воздухе в диапазоне от 0,1 до 1,0 мг/м куб.  
Метод основан на способности аммиака образовывать с гипохлоритом и фенолом в присутствии нитропруссида натрия индофенол, окрашивающий раствор в синий цвет, по интенсивности окраски которого определяют количество аммиака. Определению аммиака мешают ароматические амины и формальдегид

ГОСТ 17.2.4.04-82

Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания

01.07.1984

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Rating of ambient noise characteristics of inland and coastwise navigation shipsОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на суда внутреннего и смешанного плавания, катера, моторные лодки, суда прибрежного плавания всех типов, классов и назначения, эксплуатируемые в полосе на расстоянии менее 500 м от берега.  
Стандарт устанавливает внешние шумовые характеристики судов и методы их определения.  
Стандарт не распространяется на черпаковые земснарядыНормативные ссылки: ГОСТ 31329-2006 в части методов измерения шума

ГОСТ 17.2.4.05-83

Охрана природы. Атмосфера. Гравиметрический метод определения взвешенных частиц пыли

01.01.1985

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Gravimetric method for determination of suspended dust particlesОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает гравиметрический метод определения разовых и среднесуточных концентраций взвешенных частиц пыли в воздухе населенных пунктов и санитарнозащитных зон промышленных предприятий в диапазоне 0,04-10 мг/куб.м

ГОСТ 17.2.6.01-86

Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов. Общие технические требования

 

утратил силу в РФ

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Devices for air sampling in settlements. General techniсal requirementsОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов с целью дальнейшего лабораторного анализа.  
Стандарт не распространяется на аналогичные устройства, применяемые при анализе воздуха производственных помещений, уникальные или выпускаемые небольшими партиями аспираторы, предназначенные для научно-исследовательских работНормативные ссылки: ГОСТ 17.2.6.01-80

ГОСТ 17.2.6.02-85

Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования

01.01.1987

действующий

Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Automatic gas analysers for air pollution monitoring. General technical requirementsОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на автоматические газоанализаторы, предназначенные для контроля загрязнения атмосферы в городах и других населенных пунктах, а также для измерения фоновых уровней загрязнения атмосферы.  
Стандарт не распространяется на лабораторные и дистанционные газоанализаторы, а также газоанализаторы для научных исследований

ГОСТ 17433-80

Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

01.01.1981

действующий

Название (англ.): Industries purity. Compressed air grades of contaminationОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, предназначенный для питания пневматических устройств и систем, работающих при давлении до 2,5 МПа, и устанавливает класс загрязненности по составу и содержанию посторонних примесейНормативные ссылки: ГОСТ 17433-72

ГОСТ 24484-80

Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности

01.01.1981

действующий

Название (англ.): Industries purity. Compressed air methods of measuring of contaminationОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, предназначенный для питания пневматических устройств и систем, работающих при давлении до 2,5 МПа, и устанавливает методы определения его загрязненности на соответствие ГОСТ 17433-80

ГОСТ Р 52716-2007

Воздух рабочей зоны. Определение массовой концентрации монооксида углерода. Метод с использованием индикаторных трубок с непосредственным отсчетом показаний и ускоренным отбором проб

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Work-place air. Determination of mass concentration of carbon monoxide. Method using detector tubes for short-term sampling with direct indicationОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения содержания монооксида углерода в воздухе рабочей зоны при массовой концентрации, превышающей 10 мг/м куб. с использованием индикаторных трубок.  
Данный метод применяют для отбора проб в непосредственной близости от человека, в зоне дыхания, а также при отборе проб в рабочей зоне

ГОСТ Р 52717-2007

Воздух рабочей зоны. Определение массовой концентрации диоксида азота. Метод с использованием индикаторных трубок с непосредственным отсчетом показаний и ускоренным отбором проб

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Work-place air. Determination of mass concentration of nitrogen dioxide. Method using detector tubes for short-term sampling with direct indicationОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения массовой концентрации диоксида азота в диапазоне от 1 до 50 мг/м куб., находящегося в воздухе рабочих мест (рабочих зон или стационарных постов), с использованием индикаторных трубок.  
Данный метод применяют для отбора проб в непосредственной близости от человека, в зоне дыхания, а также при отборе проб в рабочей зоне

ГОСТ Р 52733-2007

Атмосферный воздух. Определение диоксида серы. Ультрафиолетовый флуоресцентный метод

01.06.2008

действующий

Название (англ.): Ambient air. Determination of sulfur dioxide. Ultraviolet fluorescence methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает ультрафиолетовый флуоресцентный метод измерений содержания диоксида серы в атмосферном воздухе с применением автоматических газоанализаторов.  
Настоящий стандарт применяют при определении массовой концентрации диоксида серы в диапазоне от нескольких микрограммов на кубический метр до нескольких миллиграмов на кубический метр или при выражении в единицах объемной доли от нескольких миллиардных (мкл/м куб.) до нескольких миллионных (мл/м куб.) долей

ГОСТ Р ИСО 4224-2007

Воздух атмосферный. Определение содержания монооксида углерода. Метод недисперсионной инфракрасной спектрометрии

01.09.2008

действующий

Название (англ.): Ambient air. Determination of carbon monoxide. Non-dispersive infrared spectrometry methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод недисперсионной инфракрасной спектрометрии для непрерывного определения содержания монооксида углерода в атмосферном воздухе.  
Метод применяют в диапазоне значений массовой концентрации монооксида углерода от 0,6 мг/м куб. (0,5 млн в ст. минус 1) до 115 мг/м куб. (100 млн в ст. минус 1).  
Предел обнаружения монооксида углерода в воздухе данным методом составляет около 0,06 мг/м куб. (0,05 млн в ст. минус 1)

ГОСТ Р ИСО 10473-2007

Воздух атмосферный. Измерение массы твердых частиц на фильтрующем материале. Метод поглощения бета-лучей

01.09.2008

действующий

Название (англ.): Ambient air. Measurement of the mass of particulate matter on a filter medium. Beta-ray absorption methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод измерения массы твердых частиц, содержащихся в атмосферном воздухе, основанный на поглощении бета-лучей твердыми частицами.  
Метод применяют для определения содержания твердых частиц в воздухе городской, сельской или промышленной зон в диапазоне значений массовой концентрации от нескольких микрограмм на кубический метр до нескольких миллиграмм на кубический метр.  
Предел обнаружения по данному методу обычно составляет от 15 до 30 мкг массы осажденных частиц на квадратный сантиметр поверхности фильтра S.  
Методики отбора проб не рассматриваются в настоящем стандарте

ГОСТ Р ИСО 12884-2007

Воздух атмосферный. Определение общего содержания полициклических ароматических углеводородов (в газообразном состоянии и в виде твердых взвешенных частиц). Отбор проб на фильтр и сорбент с последующим анализом методом хромато-масс-спектрометрии

01.10.2008

действующий

Название (англ.): Ambient air. Determination of total (gas and particle phase) polycyclic aromatic hydrocarbons. Collection on sorbent-backed filters with gas chromatographic/mass spectrometric analysesОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает требования к отбору, подготовке и анализу проб на содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в атмосферном воздухе. Стандарт применяют для отбора проб ПАУ в газообразном состоянии и в виде твердых частиц и определения их общего содержания. Метод позволяет проводить отбор больших по объему проб воздуха (до 350 м куб.) с помощью насоса достаточно высокой производительности (от 100 до 250 л/мин) и обнаруживать ПАУ на уровне массовой концентрации 0,05 нг/м куб. или менее. Метод был подтвержден для продолжительности отбора проб до 24 ч.  
Ожидаемая прецизионность измерений при нормальных условиях составляет не более плюс минус 25 %, а неопределенность - не более плюс минус 50 %.  
В настоящем стандарте описаны процедуры отбора проб воздуха на фильтр и ловушку с сорбентом с последующим анализом на содержание ПАУ методом газовой хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием

ГОСТ Р ИСО 16000-1-2007

Воздух замкнутых помещений. Часть 1. Отбор проб. Общие положения

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Indoor air. Part 1. Sampling. GeneralОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает общие положения для разработки методики отбора проб и предназначен для планирования мониторинга загрязнений воздуха замкнутых помещений.  
Настоящий стандарт применяют при планировании измерений в средах замкнутых помещений, к которым относятся жилые дома с гостиными, спалььнями, мастерскими, комнатами отдыха, подвалами, кухнями, ванными комнатами; рабочие помещения (например, офисы, торговые помещения) или рабочие места в зданиях, не подлежащих контролю со стороны комиссий по безопасности и охране труда в отношении загрязняющих веществ; общественные здания (например, больницы, школы, детские сады, спортивные залы, библиотеки, рестораны и бары, театры, кинотеатры и помещения другого назначения), а также кабины транспортных средств

ГОСТ Р ИСО 16000-2-2007

Воздух замкнутых помещений. Часть 2. Отбор проб на содержание формальдегида. Основные положения

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Indoor air. Part 2. Sampling for formaldehyde content. Main principlesОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает положения, которыми руководствуются при планировании измерений содержания формальдегида в воздухе замкнутых помещений. При проведении измерений в воздухе замкнутых помещений планирование отбора проб имеет особое значение, поскольку результат измерения может влиять на последующие действия, например, указывать на необходимость ремонта или успешность его выполнения

ГОСТ Р ИСО 16000-3-2007

Воздух замкнутых помещений. Часть 3. Определение содержания формальдегида и других карбонильных соединений. Метод активного отбора проб

01.10.2008

действующий

Название (англ.): Indoor air. Part 3. Determination of formaldehyde and other carbonyl compounds. Active sampling methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения формальдегида (НСНО) и других карбонильных соединений (альдегидов и кетонов) в воздухе. Метод, применяемый для определения формальдегида, после соответствующей модификации используют для детектирования и количественного определения других карбонильных соединений (не менее 13 соединений). Метод применяют для определения формальдегида и других карбонильных соединений в диапазоне значений массовой концентрации приблизительно от 1 мкг/м куб. до 1 мг/м куб. С помощью метода, приведенного в стандарте, получают усредненную по времени пробу. Метод может быть использован как при долгосрочном (от 1 до 24 ч), так и при краткосрочном (от 5 до 60 мин) отборе проб воздуха для определения содержания в нем формальдегида

ГОСТ Р ИСО 16000-4-2007

Воздух замкнутых помещений. Часть 4. Определение формальдегида. Метод диффузионного отбора проб

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Indoor air. Part 4. Determination of formaldehyde. Diffusive sampling methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения формальдегида в воздухе замкнутых помещений с применением высокоэффективной жидкостной хроматографии для анализа раствора, полученного при извлечении формальдегида растворителем из диффузионного пробоотборного устройства.  
Данный метод применяют для измерений массовой концентрации формальдегида в воздухе замкнутых помещений в диапазоне от 0,001 до 1,0 мг/м куб. при продолжительности отбора проб от 24 до 72 ч. При массовой концентрации формальдегида в диапазоне от 0,003 до 1,0 мг/м куб. продолжительность отбора пробы составляет 24 ч, а для диапазона 0,001 до 0,33 мг/м куб. - 72 ч.  
Метод используют для проведения измерений в воздухе с относительной влажностью до 80% и для измерений при низких скоростях движения воздуха, таких как 0,02 м/с

ГОСТ Р ИСО 16000-6-2007

Воздух замкнутых помещений. Часть 6. Определение летучих органических соединений в воздухе замкнутых помещений и испытательной камеры путем активного отбора проб на сорбент Tenax ТА с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом с использованием МСД/ПИД

01.10.2007

действующий

Название (англ.): Indoor air. Part 6. Determination of volatile organic compounds in indoor and test chamber air by active sampling on Tenax TA sorbent, thermal desorption and gas chromatography using MS/FIDОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения летучих органических соединений (ЛОС) в воздухе замкнутых помещений, а также в воздухе, отобранном для определения выделения ЛОС строительными материалами, с использованием испытательных камер и ячеек. Метод основан на использовании сорбента Tenax TA с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом.  
Метод применяют при измерениях неполярных и слабополярных ЛОС в диапазоне массовой концентрации от нескольких микрограммов на кубический метр до нескольких миллиграммов на кубический метр. Используя основные положения этого метода также может быть проведен анализ некоторых высоколетучих соединений и среднелетучих органических соединений

ГОСТ Р ИСО 16017-1-2007

Воздух атмосферный, рабочей зоны и замкнутых помещений. Отбор проб летучих органических соединений при помощи сорбционной трубки с последующей термодесорбцией и газохроматографическим анализом на капиллярных колонках. Часть 1. Отбор проб методом прокачки

01.09.2008

действующий

Название (англ.): Indoor, ambient and workplace air. Sampling and analysis of volatile organic compounds by sorbent tube/thermal desorption/cappilary gas chromatography. Part 1. Pumped samplingОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает общие положения по отбору и анализу проб летучих органических соединений (ЛОС) в воздухе. Стандарт применяют для анализа атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны и замкнутых помещений, а также для оценки выделения ЛОС материалами с использованием испытательных камер и ячеек.  
Настоящий стандарт применяют для разнообразных ЛОС, включая углеводороды, галоидзамещенные углеводороды, эфиры, эфиры гликолей, кетоны и спирты

ГОСТ Р ИСО 16017-2-2007

Воздух атмосферный, рабочей зоны и замкнутых помещений. Отбор проб летучих органических соединений при помощи сорбционной трубки с последующей термодесорбцией и газохроматографическим анализом на капиллярных колонках. Часть 2. Диффузионный метод отбора проб

01.09.2008

действующий

Название (англ.): Indoor, ambient and workplace air. Sampling and analysis of volatile organic compounds by sorbent tube/thermal desorption/cappilary gas chromatography. Part 2. Diffusive samplingОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает общие положения по отбору и анализу проб летучих органических соединений (ЛОС) в воздухе. Стандарт применяют для анализа атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны и замкнутых помещений.  
Настоящий стандарт применяют для разнообразных ЛОС, включая углеводороды, галоидзамещенные углеводороды, эфиры, эфиры гликолей, кетоны и спирты

ГОСТ Р ИСО 16200-1-2007

Качество воздуха рабочей зоны. Отбор проб летучих органических соединений с последующей десорбцией растворителем и газохроматографическим анализом. Часть 1. Отбор проб методом прокачки

01.06.2008

действующий

Название (англ.): Workplace air quality. Sampling and analysis of volatile organic compounds by solvent desorption/gas chromatography. Part 1. Pumped sampling methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает общие положения по отбору проб летучих органических соединений (ЛОС) из воздуха методом прокачки через сорбционные трубки, десорбции их при обработке растворителями и последующему анализу на газовом хроматографе.  
Настоящий стандарт применяют для разнообразных ЛОС, включая углеводороды, галоидзамещенные углеводороды, эфиры, эфиры гликолей, кетоны и спирты. Для отбора проб этих ЛОС рекомендуется использовать ряд сорбентов, при этом каждый сорбент имеет свою область применения. Однако чаще всего используют активированный уголь на основе скорлупы кокосового ореха.

Информация о работе Стандартизация в области экологии: Загрязнение воздушной среды