Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:45, реферат
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это комплекс мероприятий, который предусматривает:
оценку характера воздействия хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье людей;
оценку интенсивности данного воздействия;
оценку степени опасности данного воздействия для окружающей среды и здоровья людей.
- промышленного рыболовства
(за исключением прибрежного
- прибрежного рыболовства
во внутренних морских водах
РФ, в территориальном море РФ,
на континентальном шельфе РФ
и в исключительной
- рыболовства в научно-
- рыболовства в учебных
и культурно-просветительских
- рыболовства в целях
рыбоводства, воспроизводства и
акклиматизации водных
- для организации любительского и спортивного рыболовства;
- в целях обеспечения
традиционного образа жизни и
осуществления традиционной
- для Российской Федерации
в районах действия
- в исключительной
- промышленного рыболовства
во внутренних водах РФ, за
исключением внутренних
Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.
Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.
Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.
Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.
Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к редким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Российской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снежного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.
Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.
Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, перечень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку). [3]
Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологических особенностей воспроизводства отдельных ее видов.
Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова некоторых видов рыб.
Нормативы изъятия каждого вида биологических ресурсов определяются на основе их видовых особенностей, способности к самовосстановлению. Для охотничьих животных, например, величина изъятия (норматив) определена в размере годичного прироста поголовья и может корректироваться с учетом метеорологических условий сезона, условий размножения, смертности, возрастной структуры популяций и других показателей. У лося, с учетом числа двоен в приплоде и размера гибели, ежегодный прирост поголовья - 20-30%, а хозяйственный прирост (по числу годовиков) - 10-16% стада, поэтому и норма отстрела не выше 15% (обычно 10%). Хозяйственный прирост кабана - 10-15% (по сеголеткам до 50%), таковы и нормы отстрела (если не требуется снижения его численности). У массовых видов животных в зависимости от фазы динамики численности нормы дифференцированы: при подъеме численности они увеличиваются, при уменьшении - снижаются. Белка может давать за сезон размножения два помета, и при пятидесятипроцентной смертности бельчат годичный прирост поголовья может составлять 100-500%. В годы высокой численности допускается изъятие до 300% исходной численности. У тетерева норма отстрела 20% для токовиков (весенняя охота) или 15% осенней численности. У рябчика нормы отстрела от осенней численности аналогичны. [8]
В целом регламентация добычи животных должна обеспечить долговременное неистощительное использование ресурсов животного мира и представляет собой систему приемов и мер, направленных на получение максимальной продукции при сохранении оптимальной биологической продуктивности эксплуатируемых популяций животных. Простейшие формы регламентации - пространственные ограничения и запреты: территориальные (в зонах покоя, заказниках, воспроизводственных участках); временные (по срокам добычи), причем круглогодичные рациональны лишь в тех случаях, когда снижение численности вызвано перепромыслом. Нормирование, также относящееся к регламентации изъятия, помимо охотничьего хозяйства начинает внедряться и в любительское рыболовство в форме ограничений по видам орудий лова и размеру ячеи. Следует помнить, что регламентация добычи - подвижная функциональная система и для ее правильного применения необходим постоянный контроль за состоянием эксплуатируемых популяций.
Ст. 22 ФЗ "О животном мире" предусматривает, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира [5]. Также предусматривается выделение защитных участков территорий и акваторий, на которых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира. На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" [2].
Для оценки состояния животного мира отсутствуют четкие и определенные, в том числе количественные, критерии и нормы, в связи с чем наиболее часто используется метод экспертных оценок, требующий определения соответствующих показателей.
Входящие в состав тематических биотических зоологические критерии и показатели оценки состояния экосистем, т. е. нарушения в животном мире, могут рассматриваться как на ценотических уровнях (видовое разнообразие, пространственная и периодическая структуры, биомасса и продуктивность, энергетика), так и на популяционных (пространственная структура, численность и плотность, поведение, демографическая и генетическая структуры).
По зоологическим критериям может быть выделен ряд стадий процесса экологических нарушений территории. Ввиду сильной разногодичной изменчивости зоологических показателей (не менее 25%), некоторые из приводимых критериев даются за 5–10-летий период.
Таким образом, при обосновании и оценке воздействия на фауну (животный мир) рекомендуется рассматривать следующее [8]:
1) характеристику животного
мира в зоне воздействия
2) оценку территории в зоне воздействия объекта как мест обитания основных групп животных (для рыб – зимовальные ямы, места нагула, нереста и т. д.);
3)прогноз изменений животного
мира при строительстве и
4) оценку последствий изменений животного мира в результате реализации проекта;
5) мероприятия по снижению
ущерба водной и наземной
6) оценку ущерба животному
миру вследствие изменения
7) объем природоохранных
мероприятий и оценку
Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
Закон «О животном мире» устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.
В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.
При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).
В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.
На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.
Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.
Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др. [5]
Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире). [4]
Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.[4]
Информация о работе Существующие нормы воздействия на животный и растительный мир