Техногенное загрязнение природной среды и его последствие на примере республики Мордовия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:43, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение воздействия техногенных загрязнений на природную и окружающую среду республики Мордовия. Задачи: рассмотреть основные источники и виды техногенных загрязнений; оценить техногенное загрязнение республики Мордовия; выявить влияние загрязнения на здоровье населения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Общая характеристика республики Мордовия………………………4 Глава 2. Источники и виды техногенного загрязнения окружающей среды..6 2. 1 Загрязнение атмосферы………………………………………………8 2. 2 Загрязнение вод……………………………………………………...11 2. 3 Загрязнение почв…………………………………………………….12 2. 4 Загрязнение твердыми отходами…………………………………...15 Глава 3. Оценка техногенного загрязнения объектов окружающей среды.. …………………………………………………………………………....16 Глава 4. Влияние загрязнения среды на здоровье жителей республики Мордовия ………………………………………………………………………...34 Приложение……………………………………………………………………...37 Выводы…………………………………………………………………………...42 Заключение……………………………………………………………………….43 Список литературы………………………………………………………………45
предотвращение и ликвидация
вредного воздействия отходов производства
и потребления на окружающую среду и здоровье
населения, а также максимальное вовлечение
отходов в хозяйственный оборот;
определение стратегических
направлений политики Республики Мордовия
на ближайшую перспективу по стабилизации
экологической обстановки.
Задачи:
осуществление мер по охране
и воспроизводству природных ресурсов,
как компонентов окружающей природной
среды;
стабилизация экологической
обстановки в республике и ее улучшение
в районах с наиболее высоким уровнем
загрязнения окружающей среды;
обеспечение защиты населения
и объектов экономики от потенциально
опасных гидротехнических сооружений;
предотвращение загрязнения
артезианских и поверхностных вод;
минимизация развития эрозионных
процессов;
обеспечение утилизации и максимально
безопасного размещения отходов производства
и потребления;
снижение объемов загрязнения
атмосферного воздуха;
развитие сети особо охраняемых
природных территорий и территорий с уникальными
природными ресурсами и условиями;
сохранение биологического
разнообразия;
совершенствование системы
государственного регулирования природопользования,
охраны окружающей среды и экологической
безопасности;
формирование государственной
системы комплексного мониторинга природных
ресурсов и состояния окружающей среды;
развитие экологического образования
и воспитания.
Целевые показатели:
снижение техногенной нагрузки
на окружающую среду от выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, размещения отходов;
создание единой территориальной
системы экологического мониторинга;
уменьшение количества бесхозяйных
водонапорных скважин;
уменьшение количества непригодных
для использования ядохимикатов и пестицидов;
предотвращение биологического
загрязнения окружающей среды;
экологическое воспитание и
просвещение населения, повышение уровня
экологической культуры.
Программа рассчитана на 2011-2015
годы и реализуется в течение 5 лет без
разбивки по этапам.
Основные направления деятельности
по повышению эффективности государственного
управления в области рационального использования
природных ресурсов, стабилизации качества
окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности:
охрана поверхностных водных
объектов, мероприятия, направленные на
рациональное использование, восполнение
водных ресурсов и охрану водных объектов;
мониторинг поверхностных водных
объектов;
проведение ремонтно-восстановительных
работ на гидротехнических сооружениях;
тампонирование бесхозяйных
водонапорных скважин;
обеспечение экологической
безопасности, предотвращение негативного
воздействия техногенных факторов, промышленных,
бытовых отходов;
сбор, транспортировка и утилизация
непригодных для использования ядохимикатов
и пестицидов;
строительство и реконструкция
полигонов твердых бытовых отходов;
мероприятия в области экологического
образования и воспитания населения Республики
Мордовия.
Всего за время реализации Программы
(2011-2015 годы) будет уменьшено количество
аварийных гидротехнических сооружений
до 55 объектов, сокращен объем сбросов
канализационных систем и очистных сооружений
до 51,1 млн. м3 в год, уменьшен выброс загрязняющих
веществ в атмосферу Республики Мордовия
до 113,3 тыс. тонн в год, сокращен объем использованной
воды до 64,23 млн. м3 в год, сокращен объем
твердых бытовых отходов посредством
вторичного использования до 1164,1 тыс.
тонн, уменьшено количество непригодных
для применения ядохимикатов и пестицидов
по сравнению с вариантом развития ситуации
в условиях отсутствия программно-целевого
метода.
Выводы:
Проблема защиты окружающей среды – одна из важнейших задач современности.
Выбросы промышленных предприятий,
энергетических систем и транспорта в
атмосферу, водоемы и недра на современном
этапе развития достигли таких размеров,
что в ряде районов уровни загрязнений
существенно превышают допустимые санитарные
нормы.
Уже начиная с XIX столетия, по
мере развития промышленности, а затем
энергетики и транспорта газовое равновесие
в атмосфере начинает нарушаться: в круговорот
естественный начинает вмешиваться социальный
обмен веществ.
Антропогенное загрязнение природных вод за последнее десятилетие приобрело глобальный характер и существенно
сократило доступные эксплуатационные
ресурсы пресной воды на Земле.
Наиболее опасные загрязнители воды – это соли тяжелых металлов, фенолы, пестициды и другие органические яды, нефтепродукты,
насыщенная бактериями биогенная органика,
синтетические моющие средства, минеральные
удобрения.
Столица Мордовии выбивается
в лидеры по степени загрязненности воздуха.
В Саранске воздух в таблице
гидрологов охарактеризован предельным
индексом загрязнения - 9,23%.
Наличие в городе
Саранске предприятий электротехнической
промышленности привело к тому,
что на значительной части городской территории
содержание ртути в почве
превышает 0,4 мг/кг.
Более напряженная экологическая
нагрузка, при этом, наблюдается в городах
и районных промышленных центрах, а также
в районах интенсивного сельскохозяйственного
производства.
Загрязнение территории Республики
Мордовия тяготеет к промышленным центрам Саранский, Рузаевский, Чамзинский, Ковылкинский, Краснослободский.
Решение вопросов по «экологизации» необходимо начинать с перестройки
нравственно-этического мышления людей,
путем обучения экологической грамотности,
экологическим нормам и правилам.
Выбросы загрязняющих веществ
ухудшают качество не только атмосферы,
но оказывают неблагоприятное влияние
на здоровье людей, растительность, водную
среду, почву и сельскохозяйственную продукцию,
животный мир, строения и оборудование.
Заключение.
Сложная экологическая ситуация,
сложившаяся на территории Мордовии в
результате ненормированного природопользования
в период с 60-х годов до настоящего времени,
требует неотложных мер, обеспечивающих
коренное улучшение социально-экологической
обстановки. В связи с интенсивной урбанизацией
бассейнов основных рек республики (р.
Мокша, Сура, Алатырь) резко ухудшилось
состояние окружающей среды и, как следствие,
существенно возросла заболеваемость
населения, обострились социальные проблемы.
С начала 60-х годов в Мордовии стала резко
повышаться концентрация промышленного,
энергетического и сельскохозяйственного
потенциала. При этом игнорировались реальные
возможности экологических систем региона,
их адаптационная способность к возросшим
антропогенным нагрузкам. Наметившаяся
с 80-х годов тенденция к ухудшению состояния
здоровья детей - основная причина неудовлетворительного
здоровья сегодняшнего подрастающего
поколения всех возрастных групп и, как
следствие, высокой смертности населения,
ее превышение над рождаемостью.
Скоропалительность и необоснованность
коммерциализации экономики, спровоцированное
крушение промышленных и сельскохозяйственных
систем, передел природоохранных контрольных
органов, уничтожение централизованности
государственного экологического контроля
и поощрительность аморальных принципов
ресурсопотребления на основе получения
сиюминутных прибылей без должной научной
обоснованности природопользования еще
больше усугубили экологический кризис.
Социальная незащищенность
населения, возросшая из-за спада производства
во всех сферах народного хозяйства, привела
к росту числа вынужденных массовых самовольных
порубок в лесах республики, увеличению
выявленных фактов браконьерства в охотничьих
угодьях, хищнического лова рыбы, уничтожению
редких видов флоры и фауны, появлению
самовольных карьеров и т. д.
Остаточный принцип финансирования
природоохранной деятельности до распада
Советского Союза в настоящее время перерос
в систему недофинансирования даже органов
государственного экологического контроля,
поэтому, можно сказать, что показатели
выявленных противоправных экологических
действий не являют истинную картину варварского
отношения к природе.
В то же самое время основная
доля собственных финансовых средств,
ранее использовавшаяся предприятиями
народного хозяйства в природоохранных
целях, в связи с создавшейся экономической
обстановкой в республике приобрела нулевое
значение, т.е. обеспечение нормативной
работы воздухоохранного, водоочистного
и прочего природоохранного оборудования
не осуществляется.
Строительство полигонов для
захоронения твердых бытовых и производственных
отходов заморожено.
На предприятиях, где практически
не сохранен даже инженерно-производственный
персонал, экологические службы перестали
существовать.
Меры по восстановлению лесов
Мордовии также недостаточны из-за отсутствия
государственного целевого финансирования.
Такое же положение и с реализацией
планов восстановления эродированных
и деградированных земель.
Весьма незначительно финансирование
государством особо охраняемых территорий
в республике.
В Республике Мордовия происходит
реализация экологической политики, направленной
на обеспечение благоприятного состояния
окружающей среды как необходимого условия
улучшения качества жизни и здоровья населения,
рациональное использование и охрана
природных ресурсов, сохранение природного
наследия для устойчивого развития общества,
в последнее десятилетие ведет к стабилизации
экологической ситуации. В тоже время,
сохраняется спектр экологических проблем,
связанных с локальным загрязнением окружающей
среды, обеспечением населения качественной
питьевой водой, сохранением природных
экосистем.
Список используемой литературы:
Акимова Т.А. Экология: учебник для вузов. – Москва: ЮНИТИ, 1999.-455 с.
Бугреева М.Н. Оценка техногенного загрязнения объектов окружающей среды в условиях промышленных комплекса/Вестник ВГУ.-2000. №9
Матвеев А.Н. Оценка воздействия
на окружающую среду :учебное пособие,2007.-179 с.
Государственный доклад о состоянии
и об охране окружающей среды в Республике
Мордовия в 2011 году / Министерство лесного,
охотничьего хозяйства и природопользования
Республики Мордовия; редкол.: В.Т. Шумкин, В.М. Максимкин, А.Н. Макейчев, И.А. Новиков и др. – Саранск, 2012. 160 с.
Экологическая оценка реакционного
потенциала лесных территорий республики
Мордовия. О. Ю. Тарасова, кандидат сельскохозяйственных
наук доцент кафедры экологии и природопользования
ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» – Саранск,
2011. С. 22.
Влияние качества атмосферного
воздуха на здоровье насаления города Саранска. Т.И. Бурлакова, заместитель главного врача
Центра гигиены и эпидемиологии в Республике
Мордовия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Мордовия» - Саранск,2012. С.7
Постановление
Правительства Республики Мордовия
от 11 октября
2010 г. N 397
"Об утверждении Республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия" на 2011 - 2015 годы"
(с изменениями от 29 августа 2011 г.)