Техносфера и оказываемое ею влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:31, реферат

Краткое описание

Пять тысячелетий тому назад, когда появились первые городские поселения, начала формироваться и техносфера — сфера искусственных технических сооружений на Земле.
Однако по-настоящему техносфера сформировалась в эпоху промышленной революции, когда пар и электричество многократно расширили технические возможности человека, позволив: а) быстро передвигаться по земной поверхности и создавать мировое хозяйство, б) углубляться в земную кору и океаны, в) подниматься в атмосферу, г) создавать много новых веществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ

 

Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ и загрязнение окружающей среды возникают на предприятиях: химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности,   водопроводных иочистных сооружениях, а также при транспортировке сильнодействующих ядовитых веществ.

Источники химических аварий: выбросы и вытекания опасных химических веществ; возгорание разных материалов, оборудования, строительных конструкций, которое сопровождается загрязнением окружающей среды; аварии на транспорте при перевозке опасных химических веществ, взрывчатых и пожароопасных грузов. Непосредственными причинами этих аварий являются: нарушение правил безопасности и транспортировки, несоблюдение правил охраны труда, выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов, повреждение емкостей и т.п.

Одним   из   ярчайший    примеров   аварий   может   быть    авария, которая  случилась   в   1984г на   химическом   предприятии    американской транснациональной    корпорации   «Юнион    карбайд» в    индийском   городе    Бхопале. Ночью   в    атмосферу   было    выброшено   несколько десятков   тонн    газообразного    метилизоционата.    Погибло    свыше      2,5 тысяч человек,   500 тысяч   человек   отравилось,   из   них  у    70 тысяч   человек    отравления   спровоцировали    многолетние хронические   заболевания.   Ущерб   от    этой     техногенной    катастрофы оценивается   в   3  миллиарда    долларов   США.   И   это   все   из-за значительных   просчетов   в  проектировании    предприятий,    несовершенства системы    предупреждения   выбросов  и   вытеканий   отравляющих    газов. Местная    власть   и   население   не   были   заранее    предупреждены   о потенциальной   опасности,   связанной  с   технологией   производства ядохимикатов.

Главной особенностью химических аварий является их способность распространяться на значительные территории, где могут возникать большие очаги опасного загрязнения  окружающей среды.

В США для каждого из 336 особо опасных химических веществ, которые могут попасть в окружающую среду вследствие аварии, установлено три уровня влияния:

1) возникает дискомфорт у пострадавших.

2) появляется потеря трудоспособности.

3) возникает угроза жизни.

В   число   опасных   для   здоровья   человека газообразных соединений, которые   загрязняют   атмосферу.   При    химических    авариях    и катастрофах,   относят:    хлор;   соляную   кислоту;   фтористый   водород; цианистую   кислоту;   серный  и   сернистый   ангидриды;   сероуглерод; сероводород;   оксид   углерода;   аммиак;    хлоруглеродные    соединения; оксиды   азота   и   др.

Сильнодействующими ядовитыми веществами называются химические    соединения,   которые   в  определенных   количествах, превышающих ПДК, отрицательно воздействуют на людей, сельскохозяйственных   животных,   растения   и   вызывают   в    них поражения    разной    степени.

Сильнодействующие ядовитые вещества могут быть элементами технологического процесса (аммиак, хлор, серная и азотная кислоты, фтористый водород и прочие) и могут образовываться при пожарах на объектах народного хозяйства (угарный газ, оксиды азота и серы, хлористый водород).

На    территории    Украины    расположено   877    химически         опасных   объектов   и   287 000 объектов    используют   в   своем    производстве    сильнодействующие    ядовитые   вещества   или   их производные  (в  140  городах  и  46  населенных   пунктах).   Наращивание химического    производства   во   времена    существования    СССР        привело   также   к   росту    количества   промышленных    отходов,    которые сегодня    представляют    реальную   опасность   для   окружающей   среды   и жителей   Украины.

Аварии на транспорте

 

Необходимость транспорта в наше время не вызывает сомнений. Транспортные средства имеют большое положительное влияние на экономику страны, создают удобства и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только положительным эффектом, а и отрицательными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Автомобильный    транспорт. В   мире    ежегодно    гибнет    250 тысяч   людей    вследствие    ДТП   и   приблизительно   в   30   раз   большее количество   получает   травмы.   Закон   Украины   «О   дорожном   движении» определяет   правовые   и    социальные    основы    дорожного    движения    с целью    защиты   жизни   и   здоровья    граждан,   создания    безопасных   и комфортных   условий   для   участников    движения   и    охраны    окружающей    природной   среды.

Большое   значение   при   авариях   имеет    психологический     фактор,    в  частности   эмоциональный   стресс.   Для    пассажиров,   совсем      не подготовленных   и   не    осведомленных   с   обстоятельствами    возможных аварий,   этот   фактор   играет   отрицательную   роль.  Люди,   которые подготовлены,   знают   о   возможных    аварийных    ситуациях,  а    также   о том,   что   делать   при   их    возникновении,    совершают    меньше    ошибок во   время    аварийной    ситуации,   что    помогает   им    спасти    свою    жизнь.   Поэтому    необходимо,    чтобы    каждый   пассажир   с   целью повышения   личной   дорожно-транспортной    безопасности   знал     аварийные   ситуации,   характерные   для   того   или   иного   вида транспортных   средств,   услугами   которого   он    воспользовался,   был хорошо   осведомлен   со    средствами    индивидуальной   и   коллективной защиты,   которые   находятся   на   транспортном   средстве,   знал   методы    их использования.

Воздушный   транспорт. С   момента    возникновения   авиации возникла   проблема   обеспечения    безопасности    полетов.   В   отличие   от других   видов   транспорта,   отказ   двигателей   в   полетах    практически всегда   приводит   к   неминуемым   катастрофическим    последствиям.   В среднем   ежегодно   в   мире   происходит   около   60    авиационных катастроф,   в   35   из   которых   гибнут   все    пассажиры   и   экипаж.    Около двух   тысяч   человеческих   жизней   ежегодно   забирают    авиационные катастрофы,   а   на   дорогах   мира   ежегодно   гибнет   свыше   250   тысяч человек.   Итак,   риск   попасть   под    колеса   автомобиля     в 10-15   раз   выше   от   риска   погибнуть   в    авиакатастрофе.

Анализ    авиакатастроф   в   мировом    масштабе    показывает,   что общий   шанс   на   спасение   в   авиакатастрофах   при   полетах   на    больших реактивных    авиалайнерах    значительно    выше,   чем   в  небольших самолетах.

Последствиями при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротического шока до тяжелых многочисленных травм.

Железнодорожный  транспорт. Пассажиры    железнодорожного транспорта   также   пребывают   в   зоне    повышенной    опасности.    Зонами повышенной  опасности   на   железнодорожном   транспорте   являются:  железнодорожные    пути,    переезды,   посадочные    платформы   и    вагоны,   в которых  пассажиры   осуществляют   переезды.   Постоянную    опасность представляет   система    электроснабжения,   возможность   аварий, столкновений,   получения   травм   во   время    посадки   или    высадки.    Кроме   того,   железнодорожными    путями    перевозятся   опасные    грузы:   от  топлива   и   нефтепродуктов   до   радиоактивных   отходов   и   взрывчатых веществ.

Наибольшую    опасность   для   пассажиров    представляют   пожары    в вагонах.   Это   обусловлено   тем,   что   в   вагонах   (ограниченном пространстве)   всегда   находится   большое    количество    людей. Температура   в   очаге   пожара   очень   быстро    повышается   с    образованием   токсичных   продуктов   горения.   Особенно   опасными являются   пожары   в   ночное   время   на   больших   перегонах,   когда пассажиры    спят.

Морской   транспорт. Как   и   все   другие   виды    транспортных средств,   мореходство   связано   с    возможностью    аварий,    катастроф   и    с   риском   для    жизни   человека.    Возможный   риск    для    жизни    человека   на   морских    транспортных   средствах    значительно    выше,   чем на   авиационных   и   железнодорожных   видах,   но   ниже,    чем   на автомобильных.

В мировом морском транспорте ежегодно происходит свыше 8000 аварий кораблей, из них гибнет свыше 200 единиц (3%). Непосредственной опасности для жизни во время аварии подвержено свыше 6000 людей, из которых около 2000 гибнут (33%).

Одна   из   самых   страшных   в   истории    мореходства   катастрофа пассажирского   судна   «Дона   Пас»   в   районе   Филиппин   забрала   3132 жизни.   Ошибки    экипажа    привели   к   гибели    технически   исправных кораблей   «Михаил   Ломоносов»   и    «Адмирал    Нахимов»   при    спокойном   море   и    ясной    погоде.

В    процессе    развития   аварии   при    возникновении    угрозы    гибели корабля    необходимо    принять   меры   для    быстрой   эвакуации пассажиров.   Операция   по    эвакуации   уже   сама   по   себе   связана   с риском   для   жизни   людей,   особенно   в   условиях   штормовой   погоды. Наибольшая   опасность   возникает   тогда,   когда   выходят   из   строя приборы   и   устройства.   Невозможность   покинуть    в   таких   случаях корабль   приводит   к   тому,   что   пассажиры   теряют   шансы   на   спасение и   попадают   в   чрезвычайно    сложную   ситуацию.

Риск   для   жизни   пассажиров   возникает   при   спуске   на   воду спасательных   средств,  а   именно:   при   опрокидывании    шлюпок,   сильных ударах   о   борт   корабля   и   пр.   Потеря   шансов   на   спасение   может возникать   вследствие    неправильного    использования   спасательных жилетов   или   когда   люди    прыгают   с   высоты   6-15 м   с   борта    корабля, который    тонет.

Гипотермия    представляет    главную    опасность  для    пассажиров, которые   спасаются   в   шлюпках   или   на   плотах.   Чтобы                замедлить    переохлаждение    организма    и    увеличить   шансы   на выживание   необходимо    голову    держать    по    возможности    выше     над водой,   так   как    свыше   50%    всех    тепло потерь    организма    приходится на    голову.   Удерживать   себя   на   поверхности   воды   надо   так,          чтобы    минимально    затрачивать    для    этого    физические     усилия.

Находясь на спасательном плоту, шлюпке или в воде, человек должен стараться подавить в себе панику, растерянность, верить в то, что его спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.

 

Пожары и взрывы

 

Взрывы и их последствия — пожары, возникают на объектах, которые производят взрывоопасные и химические вещества. При горении многих материалов образовываются высокотоксические вещества, от действия которых люди гибнут чаще, чем от огня. Раньше при пожарах выделялся преимущественно угарный газ. Но в последние десятилетия горит много веществ искусственного происхождения: полистирол, полиуретан, винил, нейлон, поролон. Это приводит к выделению в воздух помещений и окружающую среду синильной, соляной и муравьиной кислот, метанола, формальдегида и других высокотоксичных веществ.

Наиболее взрыво- и пожароопасные смеси с воздухом образуются при вытекании газообразных и сжиженных углеводородных продуктов метана, пропана, бутана, этилена, пропилена и т.п.

В     последнее     десятилетие    от    трети     до     половины     всех аварий    на    производстве    связано   со    взрывами    технологических  систем   и   оборудования:    реакторов,   емкостей,   трубопроводов    и   т.п.  Пожары    на    предприятиях    могут    возникать   также   вследствие повреждения    электропроводки   и   машин,   которые    находятся    под напряжением,    отопительных    систем.

Проведенные   в   США    исследования    показали,    что    пожары   и взрывы   происходят   из-за:    неисправности    электрооборудования — в 23% случаев;    курения   в    ненадлежащем    месте — 18%;    перегрева оборудования   вследствие   трения   в    неисправных    узлах    машин — 10%; перегрева    горючих   материалов  — 8%;     контактов   с   горючими поверхностями   из-за   неисправности    котлов,   печей,    дымоходов — 7%;  контактов   с    пламенем,    воспаления   от    пламени    горелок —  7%; воспаление   от   горючих   частиц   (искры)  от   установок   и    оборудования для   сжигания — 5%;    самовоспламенения       горючих        материалов     — 4%,    зажигания    материалов   при    резке    и    сварке    металла — 4%.

Более   63%   пожаров   в    промышленности    обусловлено    ошибками людей  или   их   некомпетентностью.    Когда    предприятие    сокращает штаты   и   бюджет   аварийных   служб,    снижается    эффективность              их    функционирования,    резко    возрастает    риск    возникновения пожаров и    взрывов,    а    также    уровень    человеческих   и    материальных   потерь.

 


Информация о работе Техносфера и оказываемое ею влияние