Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:50, контрольная работа
Метод науки, методология: первоначальные размышления. Слово метод происходит от двух греческих слов odos и meta, объединение которых можно перевести как «путь к чему-либо». Поскольку наука является целесообразным процессом производства, систематизации и представления нового знания, то метод науки в самом общем виде можно определить как путь следования к новым знаниям, который способен расширить и/или углубить имеющееся предметное знание. Метод указывает на то, как исследуется объект и формируется предмет науки. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха г. Дюртюли вносят транспортные средства. По графикам прослеживается тенденция к снижению общего объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это связано с введением на предприятиях новшеств, ведущих к сокращению количества выбросов.
Метод не есть некоторое количество элементов, способных находиться в автономном «плавании», он обладает в силу целостности эмерджентными свойствами, позволяющими достигать тех целей, которые были поставлены в исследовании. Метод в целесообразном действии в науке – больше, чем совокупность некоторого количества элементов, поскольку эти «элементы» осмысляются в своем логосе и реализуются для решения определенной задачи или проблемы – причем не любой, а входящей в тот круг исследовательских задач, которые в принципе данный метод способен разрешить. Никакая количественная совокупность, даже самая изысканная, переливающаяся всеми цветами радуги и авангардная, не способна привести ученого к новому знанию. Для достижения нового знания требуется понимание метода как целого, связей его структуры, принципов, на которых он основывается, норм деятельности, которые он в силу своей природы требует. Метод может направлять работу мысли ученого лишь как осмысленная целостность, и logos научного метода далеко не в первую очередь в его элементном составе, а, прежде всего, в способности вести луч сознания в пространство незнания.
13. Однако помимо предметного смысла у метода есть еще и более высокий смысл. Имя теории и имя метода уже несколько веков включены в пространство интеллектуальной культуры, у них есть различные смысловые «лица», через историческую реконструкцию которых можно выйти на лица ученых, но ни теория, ни метод не называются инструментом в пространстве культуры. Инструмент всегда целесообразен, он привязан к цели в рамках предмета науки, или предмета определенного исследования, или в рамках предназначения той или иной научной парадигмы, а культура находится за рамками целей. Можно смотреть прагматичным взглядом на метод и видеть в нем лишь инструмент, но нужно сознавать, что многое ускользает от такого взгляда. Методология рождается не тогда, когда рождается ученый, способный осмыслить, своеобразно собрать воедино и «применить» «некоторое количество элементов». Методология как самостоятельная исследовательская сфера рождается тогда, когда прекращается всякое исследование метода как инструмента; для методологии метод обладает самоценностью (а не инструментальной ценностью), он обладает внутренним логосом и существует в пространстве методологии «сам по себе», вернее, методолог стремится в это идеальное пространство, стремится «очистить» метод от различных элементов предмета, распредметить его. Инструмент же всегда требует чего-то, по отношению к чему он выступает как инструмент: он не обладает внутренним логосом. Для ученого предмет науки – это его «кожа», организация его сознания, и чем глубже он погрузился в предмет, тем болезненнее ему будет срывать эту «кожу», а для методолога элементы предмета – это лишь одежда, которую всегда можно снять и примерить другую. В итоге, это разные типы организации сознания.
Когда большинство научного сообщества использует метод как инструмент, тогда и говорят о периоде так называемой «нормальной науки»: от ученых тогда ускользают ограничения этого инструмента, отсутствует рефлексия его принципов, круга исследовательских задач ограничений норм деятельности («гипотез»), поскольку проблем еще не возникло, все едут по хорошо проторенной колее. Однако раньше или позже, наступает момент, когда при осознании какого-то нового феномена или попадании в совсем другие условия, инструмент дает сбой. И именно здесь потребуется методологическая работа, связанная с осмыслением характера постановки научных проблем, круга исследовательских задач, которые способен решить тот или иной метод как инструмент.
Основные требования к научному методу.
Научный метод - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.
Требования, предъявляемые к научному методу
Под научным методом понимают общепринятое представление о методе как системе правил, норм, применяемых в исследовании для решения задачи, проблемы. Научные методы должны быть:
Детерминированы, т.е. обусловлены закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности, а также и теоретическая обусловленность.
Заданы целью исследования. Данное требование делает необходимым соответствие всех компонентов метода цели исследования и подчеркивает активность субъекта познания.
Результативен и надежен. Метод должен однозначно давать результат с высокой степенью вероятности.
Экономичен, т.е. затрата на его создание и использование должна быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования.
Ясен и эффективен. Метод должен быть таким, чтобы им мог воспользоваться при соответствующей подготовке любой исследователь.
Воспроизводим, т.е. метод, возможно использовать неограниченное число раз.
Текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью. При описании хода исследования необходимо соблюдать требования логических законов.
2. Загрязнение атмосферного воздуха г. Дюртюли (1997-2012гг.)
По состоянию на 2012 год на территории города Дюртюли расположено около 20 промышленных предприятий.
В городе размещены объекты по обслуживанию и ремонту нефтепромыслов, комбинат молочных продуктов, хлебозавод , кирпичный завод.
Объем валового выброса от стационарных источников по сравнению с 2011 годом снизился в 2 раза и составил 0,7 тыс . т. Наиболее значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха
стационарными источниками вносят объекты МУП « Дюртюлинские электрические и тепловые сети РБ» (0,243 тыс . т) и ОАО «Башкирнефтепродукт» Дюртюлинский филиал.
Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по городу составил 8,4 тыс . т (92,3%). В расчете на одного жителя приходится 0,246 т загрязняющих веществ.
Рис.1: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997-2012гг., тыс. т; всего по городу (линейная линия тренда)
Рис. 2: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997-2012гг., тыс. т; всего по городу (экспоненциальная линия тренда)
Рис. 3: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997-2012гг., тыс. т; всего по городу (логарифмическая линия тренда)
Рис. 4: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997-2012гг., тыс. т; всего по городу (полиномиальная линия тренда)
Рис. 5: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012гг., тыс. т; всего по городу (степенная линия тренда)
Графики, представленные на рисунках 2 и 5, наиболее точно отображают динамику изменения объёмов выбросов загрязняющих веществ в городе Дюртюли (R=0,1805). Благодаря линии тренда мы видим, что в целом за 15 лет объёмы выбросов ЗВ уменьшились. Это связано с тем, что значительно уменьшились выбросы от стационарных источников.
Рис. 6: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012гг., тыс. т; от стац. источников (линейная линия тренда)
Рис. 7: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012гг., тыс. т; от стац. источников (экспоненциальная линия тренда)
График, представленный на рисунке 7, наиболее точно отображает динамику изменения объёмов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (R=0,3161). Благодаря линии тренда мы видим, что в целом за 15 лет объёмы выбросов ЗВ от стационарных источников увеличились. Наиболее значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками вносят объекты МУП «Дюртюлинские электрические и тепловые сети РБ» (2,243 тыс. т.) и ОАО «Башкирнефтепродукт» Дюртюлинский филиал.
Рис. 8: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012гг., тыс. т; от стац. источников (логарифмическая линия тренда)
Рис. 9: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012гг., тыс. т; от стац. источников (полиномиальная линия тренда)
Рис. 10: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012 гг., тыс. т; от стац. источников (степенная линия тренда)
Рис. 11: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012 гг., тыс. т; от транспортных средств (линейная линия тренда)
Рис. 12: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012 гг., тыс. т; от транспортных средств (экспоненциаль. линия тренда)
Рис. 13: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012 гг., тыс. т; от транспортных средств (логарифмич. линия тренда)
Рис. 14: Динамика изменения объёмов выбросов ЗВ в атмосферу в 1997 - 2012 гг., тыс. т; от транспортных средств (полиномиаль. линия тренда)
График, представленный на рисунке 14, наиболее точно отображает динамику изменения объёмов выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств (R=0,2513). Благодаря линии тренда мы видим, что в целом за 15 лет объёмы выбросов ЗВ от транспортных средств увеличились. Это связано с увеличением количества автотранспорта.
Рис. 15: Динамика объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 1997 -2012 гг., тыс. т; от транспортных средств (степенная линия тренда)
В среднем за 1997 – 2012 гг. объём выбросов в городе Дюртюли составил 9,4 тыс.т./год, в том числе от стационарных источников – 0,54 тыс.т./год, от транспортных средств – 8,85 тыс.т./год. Доли источников загрязнения отображены на рисунке 16.
Рис.16: Доли источников загрязнения атмосферы в г. Дюртюли
Вывод. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха г. Дюртюли вносят транспортные средства. По графикам прослеживается тенденция к снижению общего объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это связано с введением на предприятиях новшеств, ведущих к сокращению количества выбросов.
Список литературы
1. В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, и др. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь, 1997.
2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974.
3. Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Мн.: Высш. шк., 1989.
4. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов/Донц, 1999.
5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
6. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л. Изд-во ЛГУ, 1988.
7. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999.
8. Государственный доклад о
Информация о работе Требования, предъявляемые научному методу. Метод науки