Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:26, реферат
Чаще всего под топливом понимают вещество, способное гореть при наличии окислителя. В таком случае смесь топлива с окислителем образуют взрывчатое вещество. Тепловой двигатель (устройство, совершающее за счёт использования внутренней энергии топлива) может преобразовать тепловую энергию топлива в кинетическую (энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек). Существует также ядерное топливо – вещество, выделяющее большое количество тепла в результате реакций распада или объединения ядер атомов.
Нефть уникальна своей комбинацией качеств: высокая плотность энергии, легко транспортировать, из неё легко получить массу продуктов (моторное топливо, растворитель, сырьё для химической промышленности и т.д.). Истощение ресурсов нефти, рост цен на неё и другие причины вызвали интенсивный поиск заменителей жидких топлив.
Бензин – горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200°С. Плотность ≈ 0,75 г/см3. Теплотворная способность ≈ 10500 ккал/кг. Температура замерзания ниже -60°С.
Бензин получают путём разгонки и отбора фракций нефти, выкипающих в определённых температурных пределах.
Пары бензина очень токсичны для человека, и их вдыхание может вызвать как острое, так и хроническое отравление.
Керосин – смеси углеводородов, выкипающие в интервале температур 150-250°С, прозрачная, слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём прямой перегонки или ректификации нефти.
Плотность 0,78-0,85 г/см3 (при20°С), вязкость 1,2-4,5 мм3/с (при 20°С), температура вспышки 28-72°С; теплота сгорания около 43 МДж/кг.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
-предельные алифатические углеводороды 20-60%;
-нафтеновые 20-50%;
-бициклические ароматические 5-25%;
-непредельные до 2%;
-примеси
сернистых, азотистых или
Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель, сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Допускается добавление до 20% керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики.
Мазут – это жидкий продукт тёмно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов её вторичной переработки бензиновых, керосиновых или газойлевых фракций, выкипающих до 350-360°.
Мазут это смесь углеводородов, нефтяных смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V,Ni,Fe,Mg,Na,Ca). Физико-химические свойства зависят от химического состава исходной нефти и характеризуются следующими данными:
-вязкость 8-80 мм3/с (при 100°С);
-плотность 0,89-1 г/см3 (при 20°С);
-температура застывания 10-40°С;
-содержание серы 0,5-3,5%;
-содержание золы до 0,5%;
-низшая теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/моль.
Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей, для производства флотского мазута, тяжёлого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива.
Выход мазута составляет около 50% по массе в расчёте на исходную нефть.
ГАЗООБРАЗНОЕ ТОПЛИВО
Газообразное топливо с каждым годом находит всё более широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. В сельскохозяйственном производстве широко используется для технологических (при отоплении теплиц, парников, сушилок, животноводческих и птицеводческих комплексов) и бытовых целей. В последнее время его всё больше стали применять для двигателей внутреннего сгорания.
По сравнению с другими видами газообразное топливо обладает следующими преимуществами:
-сгорает
в теоретическом количестве
-при
сгорании не образует
-сравнительно
легко подводится по
-легко
зажигается при любой температу
-требует значительно небольших затрат при добыче, а значит, является по сравнению с другими более дешёвым видом топлива;
-может
быть использовано в сжатом
и сжиженном виде для
-при сгорании не образует конденсата, что обеспечивает значительное уменьшение износа деталей двигателей и др.;
Вместе с тем газообразное топливо имеет также определённые отрицательные свойства, к которым относятся: отравляющее действие, образование взрывчатых смесей при смешении с воздухом, лёгкое протекание через неплотности соединений и др. Поэтому при работе с газообразным топливом требуется тщательное соблюдение соответствующих правил техники безопасности.
Природный газ – смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ (метановое брожение).
Природный газ относится к полезным ископаемым. В пластовых условиях (условиях залегания в зелёных недрах) он находится в газообразном состоянии – в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. Также он может находиться в кристаллическом состоянии в виде естественных газогидратов.
Основную часть природного газа составляет метан – от 92 до 98%. В состав могут также входить более тяжёлые углеводороды: этан – до 6%, пропан – до 1,5%, бутан – до 1%; а также другие неуглеводные вещества: водород, сероводород, диоксид углерода, азот, гелий.
Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку по запаху, в газ добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах – одорантов. Чаще всего в качестве одоранта применяется этилмеркаптан.
Для облегчения транспортировки и хранения природного газа его сжижают, охлаждая при повышенном давлении.
Ориентировочные физические характеристики:
-плотность - от 0,68 до 0,85 кг/м3 относительного воздуха (сухой, газообразный), от 400 кг/м3 (жидкий);
-температура самовозгорания 650°С;
-взрывоопасные концентрации смеси газа с воздухом – от 5 до 15% объёмных;
-удельная теплота сгорания 28-46 МДж/м3;
-октановое
число при использовании в
двигателях внутреннего сгорани
-легче
воздуха в 1,8 раз, поэтому при
утечке не собирается в
Генераторный газ – газовая смесь, содержащая окись углерода (СО) и молекулярный водород (Н2).
Получают его путём пропускания воздуха над раскалённым каменным углём или коксом в специальных печах – газогенераторах. Выход из кокса 4,65 м2/кг. Далее окись углерода смешивается с водяным паром и получается водородная составляющая генераторного газа СО+Н2О= =Н2+СО2.
Теплотворная способность составляет 800-1000 ккал/м3, причём замена воздуха на кислород при его получении ведёт к значительному увеличению доли монооксида углерода и, соответственно, к увеличению теплотворной способности.
Генераторный газ применяется как топливо в металлургической, стекольной, керамической промышленности, для двигателей внутреннего сгорания.
Коксовый газ – горючий газ, образующийся в процессе коксования каменного угля, то есть при нагревании его без доступа воздуха до 900-1100°С. Содержит множество ценных веществ. Кроме водорода, метана, оксидов углерода в его состав входят пары каменно - угольной смолы, бензол, аммиак, сероводород и др.
Сырой коксовый газ последовательно очищают от аммиака и сероводорода, промывают поглотительным маслом, серной кислоты. Очищенный газ (14-15% от массы угля) используют в качестве топлива для обогрева батареи коксовых печей и для других целей.
Типичные показатели:
-водород 50%, метан 35%, окись углерода 10%, этилен 5%;
-количество лету3чих продуктов до 25% от массы угля;
-теплота сгорания 10000-20000 кДж/м3.