Устойчивое развитие в Украине: проблемы и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:27, доклад

Краткое описание

Стремительное развитие современной индустриальной цивилизации привело к планетарному кризису, который охватывает разнообразные аспекты человеческой жизни. Постепенное осознание новых угроз заставляет народы и их политических лидеров искать принципиально новые подходы к социально-экономическому развитию и природопользованию. Одним из таких подходов может стать переход на путь устойчивого, или всесторонне сбалансированного, развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Устойчивое развитие в Украине.docx

— 19.64 Кб (Скачать файл)

Устойчивое развитие в Украине: проблемы и возможности

Стремительное развитие современной индустриальной цивилизации привело к планетарному кризису, который охватывает разнообразные аспекты человеческой жизни. Постепенное осознание новых угроз заставляет народы и их политических лидеров искать принципиально новые подходы к социально-экономическому развитию и природопользованию. Одним из таких подходов может стать переход на путь устойчивого, или всесторонне сбалансированного, развития.

Идеи и принципы, концепция и стратегия устойчивого развития изложены в решениях конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) [1]. Для перехода на путь устойчивого развития каждое государство должно разрабатывать собственную программу действий, с учетом собственных, существующих в данный период, тенденций в социальной, экономической и экологической сфере. Министерство экологии и природных ресурсов Украины выступило инициатором создания такой стратегии и в 2004 году она должна быть разработана.

Разработка стратегии устойчивого развития для Украины должна быть основана на тщательном, всестороннем изучении существующего состояния нашего общества, а также на анализе потенциальных возможностей его улучшения.

Состояние современного украинского общества характеризуется обилием разнообразных проблем, большое количество которых требуют безотлагательного разрешения. Все эти проблемы тесно взаимосвязаны, и поэтому решать их необходимо комплексно. Но для этого необходимо преодолеть стереотипы мышления, например о противоречии экологии и экономики, - что любые экологические мероприятия затратны для производства. На самом деле существует множество примеров, когда деньги, вложенные в экологизацию производства, приносят прибыль.

Так в 1988 г. Университет Цюриха решил обновить устаревший элементарный лабораторный курс 1971 г., сопровождающий вводные лекции по неорганической, органической и физической химии. Каждый год студенты проводили лабораторные работы, в результате которых чистые, простые реактивы стоимостью 8000 долл. превращались в сложную, грязную, ядовитую вязкую массу, и чтобы от нее избавиться, необходимо было потратить еще 16 000 долл. Тогда профессора X. Фишер и С. Ойгстер решили обратить процесс вспять и стали обучать студентов, как превратить ядовитые отходы в чистые, простые реактивы. Это сократило затраты и поощрило формирование «циклического мышления». Студенты добровольно занимались этой работой во время каникул, и к 1991г. переработка отходов в чистые реактивы превысила поступление отходов. С тех пор курс ежегодно производит лишь несколько килограммов химических отходов - меньше чем по 100 г на студента, т.е. количество отходов сократилось на 99%, а суммарные производственные расходы сократились на 20 000 долл., или приблизительно на 130 долл. на одного студента [2].

Для успешной реализации идей устойчивого развития в Украине необходимо следующее: 
- информирование всех слоев населения о проблемах устойчивого развития. Несмотря на то, что эта концепция в настоящий момент находится в центре внимания мирового сообщества, в Украине многие о ней либо не знают, либо не обращают на нее должного внимания. 
- смена приоритетов при разработке экономической, промышленной, энергетической, сельскохозяйственной политики. Необходимо реформировать налоговую систему, в частности перейти на рентную систему налогообложения, поддерживать развитие малого бизнеса, привлекать внутренние и внешние инвестиции. 
- формирование эффективной внешней политики (особенно в отношении импорта/экспорта). В настоящее время украинский рынок заполнили импортированные товары, хотя многие из них могут быть заменены товарами намного лучшего качества украинского производителя. 
- совершенствование нормативной базы. Необходимо создать подходящие нормативно-правовые условия для устойчивого развития. 
- использование новых информационных технологий для обмена информацией по устойчивому развитию, для создания баз данных и моделирования локальных социально-экономических и экологических систем. 
- развитие местного самоуправления. Устойчивое развитие предполагает тесное взаимодействие всех секторов общественной жизни, что является затруднительным при централизованном, отраслевом управлении.

Поэтому необходимо передать часть полномочий местным властям в рамках развития системы местного самоуправления. В Хартии устойчивого развития европейских городов [3] это отражено в принципе субсидиарности, который предполагает наличие у органов местного самоуправления стольких полномочий сколько возможно, а у центральных -сколько необходимо, т.е. полномочия на решение соответствующей проблемы должны предоставляться властным структурам на как можно более низшем уровне, который способен решить эту проблему. Оптимально таким уровнем являются муниципальные власти, поскольку в силу своих полномочий в области планирования, инвестиций, регулирования, контроля и исполнения решений, они являются самыми близкими к гражданам органами, то есть органами, которые могут непосредственно реагировать на пожелания и устремления своих избирателей. Процесс устойчивого развития городов позволит обеспечить городским властям обратную связь, показывая, какие виды деятельности ведут к сбалансированности городского развития, а какие, наоборот, препятствуют этому.

Устойчивое развитие городов опирается на следующие базовые принципы: 
- Города представляют собой, с одной стороны, наибольшую территориальную единицу, население которой непосредственно испытывает на себе нарушения социального, архитектурного, экономического, ресурсного и экологического равновесия. С другой стороны, городской уровень - это тот наименьший масштаб, на котором эти проблемы могут найти конструктивное целостное решение в реализуемых стратегиях развития. 
- Признается важность рационального использования территории и формирования эффективной политики пространственного планирования, включающей стратегическую экологическую оценку всех планов. Преимущество отдается созданию многофункциональных зон, совмещающих жилье, места работы и оказания услуг, чтобы сократить потребность в переездах и, соответственно, снизить уровни загрязнения. 
- Признается важность партнерства всех секторов общества (власть, бизнес, общественность), обеспечивается доступ всех граждан и заинтересованных групп к необходимой информации и участие каждого жителя в разработке локальных стратегий развития, осуществляются программы обучения и подготовки по вопросам устойчивого развития как для широкой общественности, так и для работников органов местного самоуправления.

Таким образом, оптимальным уровнем реализации идей устойчивого развития является муниципальный уровень, и именно на этом уровне в Украине наметились положительные сдвиги. Ряд городов подписали Ольборгскую Хартию. Сдвинулся с мертвой точки процесс взаимодействия общественности, в лице общественных организаций, с властью и бизнесом.

В г. Донецке в 2000-2003 г.г. реализовался проект повышения общественного экологического сознания жителей города «Роза Ветров». Этот проект был направлен на три целевые аудитории (общественность, местная власть, бизнес) и включал три компонента деятельности. Среди достижений проекта можно отметить: создание Комитета устойчивого развития г.Донецка, подписание Донецким городским головой Ольборгской Хартии (20 октября 2000г.), разработка индикаторов устойчивого развития города, проведение ряда общественных кампаний («Нажми на мусор»), консультирование с общественностью по поводу строительства новых объектов, подготовка Концепции механизма информирования и вовлечения общественности в процесс принятия экологически значимых решений для Донецкого городского совета и Госуправления экологии и природных ресурсов в Донецкой области[4].

В настоящее время Центром устойчивого развития «Роза Ветров» (Донецк) реализуется новая инициатива «Сеть городов устойчивого развития Украины». Проект направлен на вовлечение опыта Великобритании и других стран, которые пришли к выводу, что партнерство может стать ключевым элементом для максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, гарантией того, что развитие имеет сбалансированный характер и отвечает потребностям всех заинтересованных сторон, в особенности общественности, и способствует развитию тенденций долгосрочной устойчивости. Проект также направлен на привлечение дополнительных финансовых ресурсов и механизмов для реализации совместных инициатив [5]. К Сети, помимо городов Украины, подписавших Ольборгскую Хартию [3], присоединились города: Евпатория, Ивано-Франковск, Павлоград, Дзержинск, Днепродзержинск, Бердянск, Черновцы. Власти этих городов изъявили желание при активном участии общественности внедрять идеи устойчивого развития, реализация которых будет способствовать решению экологических проблем города, созданию новых рабочих мест, снижению заболеваемости населения, достижению качественно нового уровня жизни горожан.

Города, вступившие в сеть, предоставляют информацию по собственным наработкам в области реализации идей устойчивого развития, которая выкладывается на интернет-сайт проекта [5]. Так, г. Никополь, подписавший Ольборгскую Хартию еще в январе 1999 г., имеет разработанную экологическую политику, основанную на концепции устойчивого развития, и определяющую основные направления экологического развития, способы реализации этих направлений, а также индикаторы устойчивого экологического развития, оценку и информирование о прогрессе в направлении устойчивости. Более подробную информацию о Сети городов устойчивого развития Украины можно найти на интернет-сайте.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что Украина имеет потенциал для становления на путь устойчивого развития, однако для реализации этого потенциала необходимо приложить немало усилий, особенно в сфере формирования нового типа мышления у жителей Украины. Усилия, которые предпринимаются на всех уровнях, должны найти поддержку законодательных и исполнительных государственных органов власти.

 


Информация о работе Устойчивое развитие в Украине: проблемы и возможности