Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:27, реферат
Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Шаг за шагом, исследуя геохимические и биогеохимические процессы
Введение 3
1. Истории понятия “ноосфера” 5
2. Основы концепции ноосферы В. И. Вернадского 8
3. Наука как образование ноосферы 17
4. Техносфера и ноосфера 20
5. Условия становления и существования ноосферы 21
Заключение 24
Список литературы. 25
Классические
научные представления
Взаимоотношения
Человека и Природы носят сложный
характер и нуждаются в тщательном
и полном изучении. Успехи человечества
в потреблении природных
Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.
Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.
Вернадский
всегда реально оценивал значение научных
открытий, их возможные последствия
для человечества и придерживался
всю жизнь высоких эстетических
принципов ученого-гражданина. Это
отношение к научным
Для Владимира Ивановича человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все, что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история — не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена."
В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" (В. И. Вернадский).
Вернадскому была ясна социальная природа ноосферы. В 1925 году в статье "Автотрофность человечества" он писал: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу.... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". " Биосфера... переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках и мы его не выпустим"!
Вернадский считал, что научная мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии». [C. 333]
Появление разума и итога его деятельности - науки - главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.
Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского - его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.
В
период взрыва научного творчества наблюдается
углубляющаяся дифференциация гуманитарных
наук, отражающая неисчерпаемую многогранность
человеческого бытия и
В.И.
Вернадский предвидел благотворные
последствия возвышения роли науки
в обществе на пути к утверждению
ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть
поверхностное явление в одной
из оболочек земной коры - в биосфере,
но новый геологический фактор, вносимый
его появлением в историю планеты
- разум - так велик по своим последствиям
и их возможностям, что, мне кажется,
можно не возражать против внесения
этого фактора для
Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.
Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.
По мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления науки, как независимой формы людского сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни” [с. 344] “Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания”. [C.345]
Наука,
по его мнению, начала складываться
с самостоятельную область
Согласно
теории Вернадского, человек, охватив
научной мыслью всю планету, стремится
двигаться в направлении
На
определенном этапе своего развития
биосфера, перерабатываемая научной
мыслью человека, превращается в ноосферу,
область человеческой культуры, тесно
связанную с научным знанием.
Порождение космических сил, ноосфера
лежит вне космических
Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедляться в своем темпе. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие». [C. 335]
Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
Техносфера,
взаимодействие общества и природы,
экосистема, НТР - суть различные наименования
или, если угодно, синонимы того объекта,
с которым отождествляется
Должно быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber - хозяин ноосферы, по Вернадскому.[C.335] Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено к требованиям современной, порождающей экологический катаклизм, техносферы.
К
сфере техники можно отнести
не только использование, но и само
производство научно-технических знаний,
т.е. современная техника неразрывно
связана с развитием науки. Техника
включается в самостоятельную сферу
жизнедеятельности, а именно в техносферу.
«Под техносферой понимается исторически
обусловленная, сознательно формируемая,
поддерживаемая и совершенствуемая
система отношений между
«…С ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем в новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [быстро] создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу» [C.388].