Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 13:16, реферат
Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций.
Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монопо¬лию, — это экономия от масштаба.
Третьим фактором возникновения
Четвертым фактором существования монополии является государственная политика.
Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций.
Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию. Пока ктото способен производить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» — до тех пор существует возможность монополии.
Вторая экономическая сила, которая имеет возможность создать монополию, — это экономия от масштаба. Как уже отмечалось в главе 6 (параграф 6.4.1), существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель. Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двухтрех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, к примеру, четные дома на Невском проспекте обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее конкурентом. Если такая ситуация и возникнет, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства.
Естественная монополия существует , когда экономия от масштаба позволяет одной фирме удовлетворять весь рыночный спрос . Другими словами , экономия от масштаба настолько значительна по отношению к рыночному спросу , что на рынке не может эффективно существовать больше одного производителя .
Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является деятельность фирмы «Де Бирс Даймонд Майнз», которая контролирует большинство мировых разработок по добыче и поставке необработанных алмазов. Монополистами данного рода можно считать и владельцев виноградников в провинции Шампань.
Четвертым фактором существования монополии является государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.