Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников".

Содержание

Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными………3
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………...5
Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………..8
Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экология.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

 Исходным звеном воспитания  осознанно-правильного отношения  дошкольников к природе является  система конкретных знаний, отражающая  ведущие закономерности живой  природы: многообразие видов,  их приспособленность к среде  обитания, изменения в процессе  роста и развития, жизнь в сообществах.  Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация  зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни  растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт  ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через  книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его  задача - расширить и дополнить  те впечатления, которые ребенок  получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы  в детских садах позволит детям  увидеть:

    1. неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
    2. морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
    3. появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
    4. специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
    5. многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей  атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный  и заселенный аквариум - это модель природного водоема, мини-экосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, холле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте может быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150-500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В большом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают рости и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка, а затем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, здоровье рыб  в большой степени зависят  от грунта. Аквариум - модель пресноводного  водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни  и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный  песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи  и глины. Очень важно, чтобы грунт  с самого начала был тщательно  промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом: вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам  достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой  и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей  почти весь аквариум, и дополнительной полоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается  кормушка. Эту полоску дети безопасно  для себя могут самостоятельно снимать  и класть обратно во время кормления  рыб.

К существенным компонентам  создания биологического равновесия в  аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к бурному  развитию зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой  для рыб, а при недостатке освещения  растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в воде становится меньше кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 свечей включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях используются речные камни и коряги. (Морские  раковины, гроты - это искусственное оформление, которое лишь отвлекает внимание детей). Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство непосредственно у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий  нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей  нормы: в 60-литровом аквариуме могут  жить либо 1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, -это красивое зрелище и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В таком аквариуме прозрачная вода, зеленые кустистые растения, слегка покрытые зеленым налетом стенки, камни и коряги, рыбы здоровы, спокойно плавают, не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, когда сливают воду, моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его  обитателей. Разный образ жизни различных  рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это  очень важный момент. Экологическое  воспитание дошкольников как раз  и заключается в том, чтобы  показать им своеобразие строения и  поведения йодных обитателей, их приспособленность  к разным условиям водной среды.

В правильно оборудованном  аквариуме, засаженном достаточным  количеством растений, где рыб  не перекармливают и налажено освещение, устанавливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся  ярко-зеленые растения, здоровые подвижные  рыбы, на стеклах - отдельные зеленые  точки-водоросли. Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать  резких колебаний температуры (на 4-5°С). При соблюдении этого условия  уход за аквариумом несложен и отнимает мало времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в следующем: включить свет, посмотреть, все ли обитатели  живы и здоровы, покормить их. Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она определяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следует давать такое количество корма, которое будет съедено за 20-30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды. Если это не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме  делают текущую уборку: снимают с  помощью листа бумаги пленку с  поверхности воды; удаляют со дна  грязь, скопившуюся за неделю; срезают  ножницами отмершие и пожелтевшие  листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно сделать  следующее. Протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть  налет с мелколистных. Удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами. Убрать лишних улиток. Счистить скребком беловатый налет солей на верхней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует  делать генеральную уборку аквариума  с частичной сменой воды, с промывкой  растений и грунта.

Кормить рыбок необходимо разнообразным кормом. В летнее время  питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых червей. Особенно охотно едят этот корм крупные  рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает  возникновение у них заболеваний. Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда в поддержании равновесия в ней);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания; 
          3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о разных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб различных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Птицы, так же как и  рыбы, - частые обитатели уголков  природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель). Не следует также располагать клетку под фрамугой: птицы не выносят сквозняков.

На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое условие: у птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они  глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким оброзом очищают от шелухи и помета.

В клетке должно быть несколько жердочек, расположенных на разной высоте. Вставлять их на угол не следует: сидя на них, птица упирается хвостом в прутья клетки и обивает перья, палочки, используемые в качестве жердочек, должны быть круглыми, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые и тонкие не подходят: птице трудно их обхватывать, трудно удерживаться на них). Постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 емкости: в поилку для питья, в бутылку для купания. Некоторые птицы любят купаться, после чего они сушат и укладывают перышки. Приведя себя в порядок, поют, что свидетельствует об их хорошем состоянии.

Важное условие жизни  птицы - разнообразные корма. Птица  не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна быть зерносмесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме этого птице дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки пирога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут минеральную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщенный овес или другие злаковые.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животными, обитателями уголка природы