Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Содержание

1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста. …………………………….3
2. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………..6
3. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми ………………………………………………………………….11
4. Мероприятия по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений в процессе ознакомления с насекомыми …………………………………………………………………15
Список литературы ……………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Формировать творческую активность детей: учить передавать в работе намерения насекомых (летят  друг за другом, кружатся по кругу, играют в догонялки, любуются цветами и  т.д.). Воспитывать в детях стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, о насекомых.

Материал.

У воспитателя  большой лист бумаги с изображением цветочной поляны с ульем, несколько  пчёл, цветок и улей, подклеенные  фланелью и фланелеграф.

У детей исходные формы для туловища 5x4см жёлтого  цвета, крылья пчелы 4x7см голубого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей, кисточка, коробочка для обрезков.

Ход занятия

- Воспитатель  рассказывает детям о том, что  весной пробуждается природа  и множество различных насекомых  можно заметить в воздухе, в  траве, на цветах.

- Каких насекомых  вы знаете?

- Отгадайте  загадки: 

Гудит мохнатенькая

    Летит  за сладеньким. (Пчела)

Домок маленький,

А жителей счёту нет. (Пчёлы в улье)

- Видели вы  пчелу? Опишите её.

На доске  развешаны картинки с изображением пчёл.

- Что вы знаете о пчёлах?

- Где живут  пчёлы? (В ульях)

- Кто заботится  о пчёлах? (Пчеловод)

- Какую пользу  приносят пчёлы? (Делают мёд, опыляют  растения)

- Сегодня мы  с вами вместе сделаем большую  картинку, которая будет называться  “Пчёлы летят в улей”. Вот  цветочная полянка, на которой стоит улей (педагог показывает большой лист с изображением поляны), а вы вырежьте и наклейте пчёл. Пчёлы будут лететь над поляной в разных местах – и близко, и далеко (педагог указывает на те и другие места на поляне). Приклеивать пчёл можно в разнообразном порядке: молодые пчёлы играют, летают друг за другом, старые пчёлы старательно летят в улей, а некоторые пчёлы любуются красивыми цветами (воспитатель показывает на фланелеграфе расположение пчёл).

 

Рисование “Пчёлы летят на цветочную поляну”

 

Программное содержание

Расширять представление  детей о пчёлах, их жизни в весеннее-летний период. Продолжать учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные  особенности пчёл; работать над композицией  рисунка – равномерно располагать  изображение на всём листе, знакомить детей с организацией ритма на изобразительной плоскости. Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы мысленно представить содержание своего рисунка). Побуждать детей высказывать своё личное мнение по поводу увиденного в рисунках других детей. Воспитывать любовь к природе.

Материал.

У воспитателя  изображение пчёл (художественные фотографии, рисунки, иллюстрации), фланелеграф, фигурки  пчёл и цветов для фланелеграфа, аудиозапись (Н.Римский-Корсаков “Полёт шмеля”). У детей тонированные листы бумаги (голубой цвет), гуашь, кисти.

Ход занятия

Воспитатель

Дети, я предлагаю  вам закрыть глаза и представить  себя на весеннем зелёном лугу. Светит солнце, пахнет зацветающими растениями. Прислушайтесь. Слышите гудение? Открывайте глаза. Кого вы увидели, что же там гудит на зелёном лугу, где зацветают цветы?

Чёрные чернички

В маленькой  темничке

Сеточку плетут

Сласть в  неё кладут. (Пчёлы, улей, соты) [3]

Дети отгадывают загадку. В случае затруднения воспитатель  задаёт им наводящие вопросы.

Воспитатель показывает изображение пчёл.

Воспитатель

- Вот она  какая, славная труженица и  кормилица пчела! А для того, кто заболел, мёд – первое  лекарство. Кто пил молоко с  мёдом во время болезни? (ответы  детей ). Какая окраска у пчелы?  А посмотрите, какие прозрачные крылышки у пчелы с сетчатым рисунком. Когда насекомое садится на цветок, они сверкают на солнышке. А на кого похожа пчела, на какое другое насекомое (на осу, на шмеля).

Педагог включает магнитофон. Звучит фрагмент музыкального произведения Н.Римского-Корсакова “Полёт шмеля”. Педагог предлагает детям послушать музыку и подумать над тем, быстро ли медленно летит шмель, пчела, летит вверх или вниз. Затем просит ребят представить себя маленькими пчёлками и полетать вокруг пчелы мамы (воспитатель), пожужжать “жу-жу-жу” и присесть на цветы (стулья).

Воспитатель предлагает детям нарисовать пчёл, летящих собирать нектар с цветов. Педагог задаёт вопросы:

- На какую  форму похоже брюшко пчелы?

- А головка?

- Сколько у  пчелы ног? Усов?

- Как изобразить крылышки-сеточки?

- Как нарисовать  пчелу, которая собирает нектар?

- Как пчёлы  могут лететь за нектаром?

 

Список литературы

 

  1. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.
  3. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». // «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании», Москва, 1995г.
  5. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г.
  6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  7. Николаева С. Н.  «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию., Москва, «Новая школа», 1996 г.
  8. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 72e9 г.
  9. Ядешко В. И., Сахина В. А.«Дошкольная педагогика»,Москва, «Просвещение»,1978 г.

 


Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с насекомыми