Характеристика и источники загрязнения гидросферы, последствия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:45, реферат
Краткое описание
Опасность для гидросферы возникла в XX вв. с появлением крупных многомиллионных городов и развитием промышленности. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники нечистот. Несмотря на хорошие канализационные системы и гигантские поля орошения, о которых не слыхивали в XIX в. Несмотря на сотни миллиардных вложений в очистные сооружения, которые в состоянии предотвратить превращение реки или озера в зловонную жижу, но не в состоянии вернуть воде былую естественную чистоту: нарастающие объемы промышленных стоков и твердых отходов, растворяющихся в воде, оказываются сильнее самых мощных очистных агрегатов.
Содержание
. Введение; 2. Главные загрязнители вод; 3. Химическое загрязнение; 4. Антропогенное воздействие на природу; 4.1. Природные ресурсы; 4.2. Загрязнение окружающей среды; 5. Радиационная обстановка; 5.1. Общая характеристика водных ресурсов; 5.2. Источники загрязнения; 5.3. Меры по охране и экономному расходованию водных ресурсов; 6. Социально-экономическая оценка экологии; 6.1. Понятие экологического ущерба; 6.2. О путях возмещения экологического ущерба; 6.3 Плата за пользование природными ресурсами; 7. Выход из ситуации; 8. Вывод.
В настоящее время из общего
количества сточных вод механической
очистки подвергается 68% всех стоков, физико-химической—3,
биологической—29%. Для повышения качества
очищаемых стоков предполагается в перспективе
повысить долю биологических методов
до 80 %.
В отдельных отраслях промышленности,
например в целлюлозно - бумажной и нефтехимической,
затраты на очистку достигают 25% всех производственных
затрат. Однако с повышением степени очистки
до 98—99% стоимость очистных сооружений
увеличивается в несколько раз. В настоящее
время себестоимость очистки составляет
в среднем 7,5 к./м 3 .
Мероприятия по борьбе с загрязнением
водоемов наряду со строительством очистных
сооружений связаны с совершенствованием
технологических процессов, при которых
можно частично или полностью исключить
сброс загрязненных стоков. Перспективным
является использование пригодных по
своему составу сточных вод для орошения
в сельском хозяйстве.
Увеличение ассигнований на
охрану водных ресурсов реализовалось
в более быстром наращивании мощностей
очистных сооружений по сравнению с объемом
стоков, нуждающихся в очистке. На показатели
работы водо-охранных комплексов влияют
объемы государственных капитальных вложений,
выделенных на эти цели, качество строительства
и эксплуатации этих комплексов, а также
уровень проектного решения. Следует отметить,
что подрядные организации строительных
министерств систематически не выполняют
плановые задания, не обеспечивают своевременный
ввод в действие очистных сооружений,
допускают низкое качество строительно-монтажных
работ, отступления от проектов, нарушения
строительных норм и правил.
Важным фактором повышения
эффективности водо-охранной деятельности
является улучшение использования очистных
сооружений непосредственно на предприятиях,
что возможно за счет сокращения сроков
освоения очистных сооружений, более полного
их использования, строгого соблюдения
технологии очистки.
Основным рыночным, методом
регулирования природоохранной деятельности
является плата за загрязнение.
Выделяются два вида платы за
единицу выбросов и плата за пользование
общественными очистными сооружениями.
Уровень платы в первом случае определяется
желаемым качеством среды. Механизм подобной
платы автоматически обеспечивает оптимальное
распределение ресурсов. Плата за использование
очистных сооружений включает основную
плату за сброс нормативных сточных вод,
дополнительную плату за сверхнормативный
сброс, плату за транспортировку воды
и плату за обслуживание водной инспекцией.
Для оценки загрязнения речных
вод используется показатель условного
загрязнения.
Размер платы зависит от возраста
очистных сооружений, способности водоемов
к самоочищению, а также состава стоков.
Механизм плат наиболее эффективен
в условиях чистой конкуренции, когда
каждая фирма стремится минимизировать
затраты на единицу выпуска. В условиях
монополий фирмы могут не ставить себе
такой цели, поэтому в монополизированных
отраслях получают преимущества методы
прямого административного регулирования.
6. Социально-экономическая
оценка экологии.
Понятие экологического
ущерба.
Нарушение природных систем
принимает всемирный характер, затрачивает
все части биосферы и приближается к порогам
их устойчивости. В этих условиях от состояния
отдельных экосистем может зависеть не
только локальное, на и региональное и
даже глобальное равновесие в природе.
Все это заставляет исследователей более
настойчиво заниматься анализом причин
сложившихся ситуаций, объективной оценкой
методов хозяйствования, темпов экономического
развития, влияния политических решений
на экологию. Нужна научная основа природопользования,
способная найти выход из кризиса и стать
базой новой технической, энергетической
и ресурсной политики.
Нынешний экологический кризис
в основных чертах проявляется по следующим
направлениям:
Накопление гигантского объема
промышленных, сельскохозяйственных и
бытовых отходов, нарушающее естественные
и биологические циклы и существенно сокращающее
площади биопродуктивных земель;
Сброс огромного количества
промышленных и бытовых стоков в пресноводные
и морские системы без очистки и, как следствие,
разрушение биологической структуры этих
систем;
Нарушение теплового режима
водоемов в результате загрязнения, приводящее
к изменению водных систем;
Загрязнение гидросферы продуктами
сгорания топлива (сажа, окислы серы и
т.д.) , влекущее перерождение морского бассейна многих городов и промышленных центров;
В этих условиях определение
экологического ущерба природной среде
и обществу приобретает важное экологическое
и экономическое значение.
Под экологическим ущербом
природной среде следовало бы понимать
дополнительные затраты, связанные с необходимостью
устранить загрязнение природной среды,
остановить ее разрушение, истощение запасов
полезных ископаемых и восстановление
природной экосистемы, вышедшей из строя.
Под экологическим ущербом
обществу следовало бы считать дополнительные
расходы, связанные с восстановление здоровья
и работоспособности населения, содержанием,
уборкой и ремонтом зданий, сооружений,
транспорта, потерей урожая сельскохозяйственных
угодий, ликвидацией последствий пожаров
и других бедствий.
Очень часто экологический
ущерб является результатом деятельности
одного хозяйствующего субъекта, наносящего
ущерб другим без соответствующей компенсации.
Каждое предприятие и организации обязаны
считать не только издержки производства,
такие как заработная плата, стоимость
сырья, топлива и материалов, но и затраты
на восстановление окружающей среды, включая
экологический ущерб природе и обществу.
Экологический ущерб, достигший
огромных размеров, негативно сказывается
на экономике. Подвергаются изменением
свойства природы, теряется устойчивость
ресурсной базы, разрушается национальной
богатство, меняются условие воспроизводства
рабочей силы, образ жизни людей.
Многие годы охрана природы
приносилась в жертву интересам рентабельности
производства. Мало выделялось средств
на строительство очистных сооружений,
на природоохранные и оздоровительные
мероприятия.
Нынешний экологический кризис
– это результат многолетнего безрассудного
отношения к природе.
В отличие от людей живые организмы
стараются занять и освоить возникающие
экологические ниши, особо не разбираясь
их богатством и безопасностью.
Только люди, руководствуясь
ими же придуманными правилами, стараются
освоить богатые месторождения, оставляя
напоследок бедные; лучшие земли, после
освоения становятся худшими.
Такая избирательность создает
противоречия в природе. Биосфера (природная
вреда) живет по принципу естественного
(экологического) отбора, а общество, люди
ищут искусственную (экономическую) выгоду.
6.2. О путях возмещения
экологического ущерба.
Первое, что придумали люди
– это штрафы за нарушение порядка пользования
природными ресурсами. Долгое время их
считали панацеей от всех бед. Безусловно,
для частной собственности, для отдельных
граждан, расплачивающихся из своего кармана,
штрафы были действенным средством, заметно
сказывающимися на их благосостоянии
и грозящим финансовым крахом. А для государственных
предприятий, какими у нас они были до
последнего времени, штрафы малоэффективны
и в ряде случаев вредны, поскольку штрафом
наказывается не руководитель или коллектив
данного предприятия, а само государство.
Виновник расплачивается не из своего
кармана, а деньгами, собранными у народа
в виде налогов.
Налог или штраф за загрязнение
окружающей среды необходимо сделать
достаточно высоким, чтобы предприятиям,
во первых стало выгоднее охранять окружающую
среду, а не загрязнять ее. Экологические
рычаги должны стимулировать поиск, разработку
и установку очистных сооружений. Во вторых,
была бы заинтересованность комплексно
использовать сырье, заниматься утилизацией
отходов и сохранением природных ресурсов.
В третьих, надо создать условия для внедрения
прогрессивных, конкурентоспособных,
экологически чистых технологий взамен
устаревших и наносящих ущерб окружающей
среде.
Постановлением правительства
установлены три норматива платы за выбросы
в атмосферу:
В пределах допустимых объемов
выбросов;
В пределах установленных лимитов
выбросов;
Сверх максимально допустимого
объема выбросов.
Размер второго норматива в
5 раз выше первого, а третьего в 5 раз выше
второго.
Нельзя считать эффективным
нынешний порядок исчисления штрафов
за загрязнение окружающей среды, когда
берутся в расчет только токсичность и
объем выбросов и не учитывается их отрицательное
влияние на почву, водоемы, растительный
и животный мир.
Другим постановлением установлено,
что платежи в пределах допустимых нормативов
включаются в текущие затраты и входят
в себестоимость продукции, а платежи
сверх допустимых нормативов производятся
за счет прибыли предприятия.
В себестоимость продукции
также включаются текущие затраты, связанные
с содержанием и эксплуатацией очистных
сооружений, фильтров и других природоохранных
объектов.
Затраты общества на возврат
окружающей среды в прежнее состояние
зависит от многих факторов, таких, как
состояние природной среды, масштабность
намеченных к осуществлению природоохранных
мер, специфика природного объекта и особенности
региона и т.д.
6.3 Плата за
пользование природными ресурсами.
Плата за использование земли,
атмосферный воздух, полезные ископаемые,
водные, растительные и животные ресурсы
производится по ставкам, тарифам и ценам,
устанавливаемым государственным и муниципальными
органами власти.
Действующая система платы
за природные ресурсы имеет много недостатков
и нуждается в совершенствовании.
Обычно из руды извлекается
один или два полезных компонента, ради
чего осваивалось данное месторождение,
а остальные, может быть, менее ценные
компоненты идут в отвалы. Разработчик
месторождения не заинтересован вести
дополнительные научные и лабораторные
работы по его полному использованию и
тратить на это материальные и финансовые
ресурсы. Для природы и общества – это
огромный ущерб.
Другая проблема состоит в том,
что разработчики не заинтересованы в
полной добыче имеющихся запасов сырья
на данном месторождении, поскольку они
платят только за фактически добытый объем.
По этой причине не извлеченным остается
от 30 до 70% утвержденных запасов.
Земельный налог призван стимулировать
рациональное использование земель, ее
охрану и повышение плодородия почвы.
При установлении ставки налога учитываются
качество земли, ее назначение, категория
пользователей.
Также утверждены ставки арендной
платы за земельные участки, используемые
на сельскохозяйственные нужды.
Кроме этого действует так называемая
нормативная цена земли, которая утверждается
правительством и применяется при покупке
и выкупе земельных участков, передаче
их по наследству и дарении, получении
банковского кредита под залог земельного
участка и т.д.
Плата за воду определяется
по тарифу 1м 3 воды, забираемой
потребителем из водохозяйственных систем.
Для предприятий и организаций устанавливаются
лимиты водопользования.
Существует также плата за энергию,
три вида лесного налога.
7. Выход из ситуации.
Обострение экологической ситуации
в разных частях света заставило государства
мира искать пути выхода из сложившегося
положения. Во многих странах разработаны
5-10 летние программы улучшения качества
окружающей среды. Например, Япония приняла
программу финансирования строительства
водоочистных сооружений, ФРГ - федеральную
программу утилизации отходов, США –программу
строительства местных систем канализации
и водоснабжения и др.
Свыше 100 государств мира имеют
государственные органы управления охраны
окружающей среды, названные в одних странах
министерствами охраны среды в других
- агентствами по охране, в третьих – департаментами
охраны окружающей среды.