Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью является оценка экологического состояния придорожных территорий, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать содержание загрязняющих веществ в атмосферных осадках придорожных территорий; - определить рН талой воды; - рассчитать коэффициент концентрации загрязняющих веществ содержащихся в атмосферных осадках и ПХЗ; - дать оценку степени экологического благополучия придорожной территории по рН и показателю химического загрязнения осадков и суммарной экологической нагрузки; - осуществить выбор придорожных загрязняющих веществ и разработать мероприятия экологических нагрузок загрязняющих веществ; - рассчитать экологическую нагрузку загрязняющих веществ;
Введение…………………………………………………………………….4
1 Анализ литературных данных…………………………………………...5
Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России……5
Характеристика загрязняющих веществ……………………………...6
Отработанные газы двигателей, характеристика групп……………..7
Характеристика смогов………………………………………………...9
Влияние загрязняющих веществ на почву…………………………..10
Влияние загрязняющих веществ на атмосферу……………………..11
Влияние загрязняющих веществ на гидросферу……………………12
Характеристика шумовых эффектов от автомобилей……………...13
Влияние загрязняющих веществ на здоровье человека…………….14
Характеристика источников выбросов в атмосферу г. Оренбур..16
Анализ состояния автомобильного парка и автомобильных дорог в г.Оренбурге………………………………………………………….18
Мероприятия по защите от автомобильного шума………………18
Пути экологизации автомобильного топлива…………………….19
Улучшение свойств топлива при помощи присадок…………….19
Использование нетрадиционных видов топлива…………………20
Выводы по первой главе………………………………………………….27
2 Исследования процессов формирования пылегазовых примесей в атмосферном воздухе придорожных территорий улиц города Оренбурга………………………………………………………………….28
2.1 Характеристики применяемых методик отбора проб………………28
2.1.1 Характеристика объекта исследования……………………………28
2.1.2 Методика определения взвешенных частиц……………………...30
2.1.3 Методика определения рН водных объектов……………………...30
2.1.4 Методика определения содержания хлорид-ионов …………........31
2.1.5 Методика определения содержания сульфидов и гидросульфидов в атмосферных осадках…………………………………………………...32
2.1.6 Методика определения содержания карбонат- и гидрокарбонат-ионов в атмосферных осадках……………………………………………33
2.1.7 Методика определения содержания кальция и магния в атмосферных осадках…………………………………………………..…34
2.1.8 Методика определения содержания сульфат-ионов в атм. осадках……………………………………………………………………..35
2.1.9 Определение содержания ионов аммония в атмосферных осадках……………………………………………………………………..35
2.1.10 Методика определения цинка в природных водах……………...36
2.1.11 Математическая обработка результатов исследования…………37
2.2 Исследование содержания загрязняющих веществ в атм. осадков..38
2.3 Интегральная оценка загрязнения атмосферных осадков………….45
2.4 Исследование экологической нагрузки загрязняющих веществ…..47
Выводы по второй главе………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………..55
Список использованных источников…………………………………....57
Оценить экологическую ситуацию, складывающуюся по исследованному участку автодороги по пр.Гагарина можно, исходя из критериев по суммарным экологическим нагрузкам.(таблица 2.9)
Таблица 2.9 Критерии оценки качества территории по суммарным экологическим нагрузкам.
Значения экологической нагрузки, т/км2 год |
Характеристика территории |
0-50 |
Сравнительно-чистая |
50-100 |
Умеренно загрязненная |
100-200 |
Сильно загрязненная |
>200 |
Территория с повышением предельно-допустимых нагрузок |
Ранжирование проведенное по значению экологической нагрузки талой воды, показало что исследуемая нами территория на расстоянии 5 метров от автодороги по пр.Гагарина относится к территории с превышением предельно-допустимой нагрузки (Ni=526,387 т/км2 год), а зона на расстоянии 10 и 15 метров относится к сильно загрязненной территории (Ni=156,799 т/км2 год и Ni=117,097 т/км2год соответственно). Максимальную экологическую нагрузку на расстоянии 5 метров, от автодороги по пр. Гагарина оказывают взвешенные вещества (210,5 т/км2 год), а на расстоянии 10 и 15 метров наибольшее влияние оказывают гидрокарбонаты (Ni=87,02 т/км2 год Ni=67,69 т/км2 год )
Рис.11 Зависимость экологической нагрузки взвешенных веществ от расстояния
Рис.12 Зависимость экологической нагрузки сульфат - иона от расстояния
Рис.13 Зависимость экологической нагрузки иона - магния от расстояния
Рис.14 Зависимость экологической нагрузки иона - цинка от расстояния
Рис.15 Зависимость экологической нагрузки гидросульфид - иона от расстояния
Рис.16 Зависимость экологической нагрузки ион - аммония от расстояния
Рис.17 Зависимость экологической нагрузки иона - хлора от расстояния
Рис.18 Зависимость экологической нагрузки ион - кальция от расстояния
Рис.19 Зависимость экологической нагрузки гидрокарбонат - иона от расстояния
Таким образом, приведенные
графические зависимости
Выводы по второй главе
Объектом исследования является автомобильная дорога по пр.Гагарина, которая расположена в Ленинском районе г. Оренбурга. Вокруг участка отбора проб располагаются жилые здания.
В ходе исследования территории
применялись следующие
Для исследования снежного покрова, на присутствие в нем кислотообразующих примесей Cl-, HS-, HCO3-, SO42-, NH4+ на содержания металлов Zn2+, Ca2+, Mg, взвешенных веществ, были отобраны пробы на расстояния 5, 10 и 15 метров, от источника загрязнения.
По концентрации загрязняющих веществ приоритетной примесью на расстоянии 5 метров, является взвешенные вещества (С=332 мг/л), на расстоянии 10 и 15 метров гидрокарбонат – ионы (С=205,875мг/л и С=160,125мг/л соответственно).
Анализ, проведенный по показателю pH, показал, что на расстоянии от 5 до 10 метров от автодороги наблюдается зона экологического бедствия, а на расстоянии 15 метров наблюдается зона относительно удовлетворительная.
В результате ранжирования, проведенного по показателю химического загрязнения (ПХЗ) следует, что на расстояние 5, 10 и 15 метров наблюдается чрезвычайная экологическая ситуация.
В результате ранжирования, проведенного по суммарным экологическим нагрузкам, следует что вся исследуемая территория на расстоянии 10 и 15 метров относятся к сильно загрязненной, а на расстоянии 5 метров к территории с превышением предельно-допустимой нагрузки.
Максимальную экологическую нагрузку на расстоянии 5 метров от автомобильной дороги оказывают взвешенные вещества (210,50 т/км2 год). На расстоянии 10 и 15 метров максимальную экологическую нагрузку оказывают гидрокарбонат-ионы (87,02 т/км2 год и 67,69 т/км2 год).
Заключение
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Кроме того, из года в год возрастает загрязнение атмосферного воздуха веществами, поступающими от автомобильного транспорта. В настоящее время на долю автотранспорта приходится больше половины всех выбросов в окружающую среду.
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами - от прямой и немедленной угрозы до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организм.
На долю автомобильного транспорта
приходится более половины всех загрязняющих
веществ, поступающих в воздушную
среду крупных городов. В состав
отработанных выхлопных газов входят
около двухсот различных
Снежный покров обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, а также последующего загрязнения вод и почв. Изучение частиц, содержащихся в нем, дает возможность измерить поток вещества из атмосферы и изучить состав осаждающегося материала и, таким образом, оценить степень загрязнения атмосферы.
Именно поэтому нами проведены исследования по определению содержания загрязняющих веществ в атмосферных осадках. Пробы отбирались на проспекте Гагарина на расстоянии 5м, 10м и 15м от дороги.
По концентрации загрязняющих веществ приоритетной примесью на расстоянии 5 метров, является взвешенные вещества (С=332 мг/л), на расстоянии 10 и 15 метров гидрокарбонат – ионы (С=205,875мг/л и С=160,125мг/л соответственно).
Анализ, проведенный по показателю pH, показал, что на расстоянии от 5 до 10 метров от автодороги наблюдается зона экологического бедствия, а на расстоянии 15 метров наблюдается зона относительно удовлетворительная.
В результате ранжирования, проведенного по показателю химического загрязнения (ПХЗ) следует, что на расстояние 5, 10 и 15 метров наблюдается чрезвычайная экологическая ситуация ( ПХЗ5м=123,9, ПХЗ10м=63,94, ПХЗ15м=52,72 ).
В результате ранжирования, проведенного по суммарным экологическим нагрузкам, следует что вся исследуемая территория на расстоянии 10 и 15 метров относятся к сильно загрязненной, а на расстоянии 5 метров к территории с превышением предельно-допустимой нагрузки.
Максимальную экологическую нагрузку на расстоянии 5 метров от автомобильной дороги оказывают взвешенные вещества (210,50 т/км2 год). На расстоянии 10 и 15 метров максимальную экологическую нагрузку оказывают гидрокарбонат-ионы (87,02 т/км2 год и 67,69 т/км2 год).
Итак, в начале работы нами были поставлены следующие задачи:
- исследовать содержание
загрязняющих веществ в
- определить коэффициент
концентраций и показатель
- определить приоритетные примеси;
- рассчитать экологические нагрузки загрязняющих веществ;
- дать оценку экологического
состояния придорожных
В ходе работы все задачи выполнены, а следовательно достигнута и цель данной курсовой работы - исследование формирования пылегазовых примесей в атмосфере придорожных территорий улиц города Оренбурга (на примере проспекта Гагарина).
Список использованных источников:
1. Окружающая среда:
2. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2000;
3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. - М.: Транспорт, 1987;
4. Андруз Д. Введение в химию окружающей среды. М.: Мир, 1999;
5. Кудрявцев О.К. Город и транспорт. - М.: Знание, 1975;
6. Николайкин М.И. Экология: Учебник для вузов 3 е изд. – М.: Дрофа 2004;
7. Василенко В.Н. и др.
Мониторинг загрязнения
8. Ефимов Г.А., Ларкин Ю.М. Транспорт и окружающая среда. М.: Знание, 1975;
9. Безуглая Э.Ю. Мониторинг
состояния загрязнения
10. http://www.ecosystema.ru;
11. Величковский Б.Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997;
12. Петров Б.А. Компоненты
отработанных газов и их
13. Негативное воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека. М.: Минтранс России, 2001;
14. Транспортно – дорожный комплекс и его влияние на экологическую обстановку города Оренбурга. А.А. Цыцура, В.Ф. Куксанов, Е.В. Бондаренко, Е.А. Сторокожева, Оренбург 2002г;
15. Государственный доклад
о состоянии и об ООС
16. Газета «Независимая», статья Голубчикова С.Н., Смирнова И.В. «Пути экологизации автомобильного топлива»;
17. Казанский Государственный
Профессионально-
18. http://progost.ru.