11 загрязнение литосферы и истощение
земных ресурсовЛитосфера – внешняя
твердая оболочка земли, постепенно, с
глубиной переходящая в сферы с меньшей
плотностью вещества.Верхняя мантия (200
км). Земная кора: на суше 75 км вглубь, на
дне океана 5-10 км вглубь. Состав: 50% - SiO2;
25% - AlO3; 10% - Fe2O3; оксиды
K, Ca, Mn, P. От общей массы Земли земная кора
сост 0,42%.Земельные ресурсы: 30% - суша. S=129
млн. км2. 10% - пашни. 25% - пастбища,
сенокосы. 43% - пустыни. 30% - горы. 3.Верхний
слой литосферы – гумус. Гумус – конечный
продукт разложения мертвых органических
остатков, аморфное вещество, (фенолы,
сложные эфиры, карбоновые кислоты) плодородный
слой почвы.Гумификация - процесс образования
гумуса.Почва - особое природное образование,
сформировавшееся в результате преобразования
горных пород растениями и животными,
т.е. в результате почвообразовательного
процесса.Условия эффективного использования
почв: борьба с эрозией;культурная обработка
земли;грамотное использование удобрений;проведение
мероприятий по мелиорации и рекультивации.Основные
загрязнители почвы: 1 пестициды (ядохимикаты),
2 минеральные удобрения, 3 отходы и отбросы
производства, 4 газо-дымовые выбросы загрязняющий
в-в в атмосферу, 5 нефть и нефтепродукты.ПДК
загрязняющих в-в в почве определяется
не только хим природой и токсичностью
почв, но и их собственными особенностями.
Загрязняющие в-ва поступают в почву не
только с атмосферными выпадениями, поливными
водами, в составе балластных в-ва и различ
отходов, но и вносятся преднамеренно
как удобрения и ядохимикаты. Одна из наиболее
сложных проблем охраны биоценозов –
восстановление биологич продуктивности
почв, загрязненных тяжелыми металлами.
В нас вр для ряда ТМ установлено ориентировочно-допустимое
кол-во (ОДК) их содержания в почвах. При
определении ПДК загрязняющих в-в в почве
особое внимание уделяется тем соединениям,
кот-е могут мигрировать в атмсф, грунтовые
или поверхностные воды или накапливаться
в растениях. Поскольку экспериментальное
определение ПДК хим соединений в продуктах
питания (ПДКпр) длительно, для установления
временно допустимых концентраций пестицидов
(ВДКпр) в продуктах пит-я исп-ют расчетные
методы. Продукты питания, экспортируемые
экономически развитыми странами в развивающиеся
страны и в Россию часто содержат пищевые
добавки (эмульгаторы, красители, вкусовые
и ароматизирующие в-ва), они оказывают
вредное воздействие на здоровье. На этикетке
их обозначают буквой «Е». Пестициды (ядохимикаты)
- химические препараты для защиты сельскохозяйственной
продукции, растений, для уничтожения
паразитов у животных, для борьбы с переносчиками
опасных заболеваний и т.п. Пестициды в
зависимости от объекта подразделяются
на: Гербициды – для уничтожения сорной
растительности;Фунгициды - борьба с грибковыми
заболеваниями растений;Зооциды – борьба
с вредителями при хранении, борьба с грызунами;Немотоциды
– внешние паразиты животных;Дефолианты
– для удаления листьев;Дефлоранты - для
удаления цветков;Инсектициды – против
вредных насекомых.Токсичные действия:
- сильно токсичные ПДК<50мг/кг; - высоко
ядовитые ПДК<100 мг/кг; - средние ПДК до
1 г/кг; - мало ядовитые ПДК > 1 г/кг. Пестициды
- единств загрязнитель, кот-й сознательно
вносится чвком в окр среду. Пестициды
поражают различ компоненты природных
экосистем: уменьшают биологич продуктивность
фитоценозов, видовое разнообразие животного
мира, снижают численность полезных насекомых
и птиц, а в конечном итоге представляют
опасность и для самого человека. Пестициды,
содержащие хлор (ДДТ, гексахлоран, диоксин,
дибензфуран и др.), отличаются не только
высокой токсичностью, но и чрезвычайной
биологич активностью и способностью
накапливаться в различных звеньях пищевой
цепи. Состав и свойства почвы постоянно
меняются под влиянием жизнедеятельности,
климата, деятельности человека. При внесении
удобрений почва обогащается питательными
для растений веществами, изменяет свои
физические свойства. Неправильная эксплуатация
может привести к нарушению почвенного
покрова - к эрозии почвы, засолению, заболачиванию.
Осн виды антропогенного воздействия
на почвы: эрозия (ветровая и водная), загрязнение,
вторичное засоление и заболачивание,
опустынивание, отчуждение земель для
промышл и коммунального строительства.
Эрозия почв (земель) – снесение верхнего
слоя почвы водой или ветром Ветровая
эрозия (дефляция) почв – выдувание, перенос
и отложение мельчайших почвенных частиц
ветром.
15 нормирование показателей
качества среды обитания человека
Устанавливаются следующие нормативы
предельно допустимых вредных
воздействий:предельно допустимые концентрации
вредных веществ; предельно допустимые
выбросы и сбросы вредных веществ; предельно
допустимые уровни шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий;предельно
допустимый уровень радиационного воздействия;
предельно допустимые нормы применения
агрохимикатов; предельно допустимые
остаточные количества химических веществ
в продуктах питания.Нормативы предельно
допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации,
полей или иных вредных физических воздействий.
Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем
сохранение здоровья и трудоспособности
людей, охрану растительного и животного
мира, благоприятную для жизни окружающую
природную среду.
Предельно допустимые нормы
применения минеральных удобрений,
средств защиты растений, стимуляторов
роста и других агрохимикатов в сельском
хозяйстве. Указанные нормы устанавливаются
в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов
предельно допустимых остаточных количеств
химических веществ в продуктах питания,
охрану здоровья, сохранение генетического
фонда человека, растительного и животного
мира.
Нормативы предельно допустимых
остаточных количеств химических веществ
в продуктах питания. Они устанавливаются
путем определения минимально допустимой
дозы, безвредной для здоровья человека
по каждому используемому химическому
веществу и при их суммарном воздействии.
Экологические требования к
продукции. Они устанавливаются
для предупреждения вреда окружающей
природной среде, здоровью и генетическому
фонду человека. Данные требования
должны обеспечить соблюдение нормативов
предельно допустимых воздействий
на окружающую природную среду в
процессе производства, хранения, транспортировки
и использования продукции.
Предельно допустимые нормы
нагрузки на окружающую природную среду.
Они устанавливаются с целью
обеспечения наиболее благоприятных
условий жизни населения, недопущения
разрушения естественных экологических
систем и необратимых изменений
в окружающей природной среде.
Нормативы санитарных и защитных
зон. Они устанавливаются для
охраны водоемов и иных источников
водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных
зон, населенных пунктов и других
территорий от загрязнения и других
воздействий.
Особенность установления нормативов
ПДК для почв состоит в том,
что почвы, во-первых, способны накапливать
значимое количество загрязняющих веществ
(эмиссия в почвы), а во-вторых,
накопленные в почве ингредиенты
действуют на человека косвенным
путем через контактирующие с
почвой природные среды (эмиссия
из почвы) путем жизнедеятельности
почвенных организмов, прямого испарения
с водой, диффузии, ветровой эрозии
и т.д. Поэтому при определении величины
допустимого содержания загрязняющего
вещества в почве используются, наряду
с показателем его влияния на почвенный
микробиоценоз и процесс самоочищения
почвы (общесанитарный показатель), еще
три специфических показателя:транслокационный
(миграция химических веществ из почвы
в растения); миграционный воздушный (миграция
химических веществ из почвы в атмосферный
воздух); миграционный водный (миграция
химических веществ из почвы в грунтовые
воды).
Система нормативов ПДК для
вод включает три группы показателей,
установленных для хозяйственно-питьевого,
культурно-бытового и рыбохозяйственного
водопользования. Каждый водопользователь
предъявляет свои требования к качеству
воды, исходит из своих интересов и технических
возможностей. В практике рыбохозяйственного
нормирования, так же как и при гигиеническом
нормировании, были приняты следующие
показатели вредности:санитарный, заключающийся
в нарушении исторически сложившихся
в водоеме экологических условий; токсикологический,
отражающий прямую токсичность вещества
для водных организмов; санитарно-токсикологический;
органолептический;рыбохозяйственный,
заключающийся в порче товарных качеств
рыбы и других промысловых гидробиот.
Третью группу так называемых
«экологических» норм составляют требования
к процессу организации и ведения
хозяйственной деятельности с целью
недопущения нерегулируемого воздействия
на окружающую среду. Этими нормами
обуславливаются все стадии подготовки
обосновывающей документации о развитии
хозяйственной деятельности — природопользования,
эксплуатации предприятия, а также
организации контроля за его эксплуатацией.
Группа процедурных норм (ПН) представлена
следующими их видами и правилами: технические
нормы; градостроительные нормы; рекреационные
нормы; организационные нормы; распорядительные
нормы;терминологические нормы.
17 экологическая экспертиза Цели проведения экологической
экспертизы:1) проверка соответствия хозяйственной
и иной деятельности экологической безопасности
общества;2) предупреждение возможных неблагоприятных
воздействий хозяйственной деятельности
на окружающую природную среду и связанных
с ними социальных, экономических и иных
последствий реализации объекта экологической
экспертизы;3) определение допустимости
реализации объекта экологической экспертизы.
Законодательство РФ об экологической
экспертизе:1) Конституция РФ;2) Федеральный
закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74–ФЗ «Об экологической
экспертизе»;3) Федеральный закон «Об охране
окружающей среды».
Выделяют два вида экологической
экспертизы: государственная экспертиза,
организуемая и проводимая исключительно
федеральным органом исполнительной
власти сроком не более 6 месяцев, и
общественная.
Принципы проведения экологической
экспертизы:1) обязательность проведения
до принятия решения о реализации объекта;2) презумпция
потенциальной экологической опасности
любой намечаемой хозяйственной и иной
деятельности и комплексность оценки
ее воздействия и последствий на окружающую
природную среду;3) обязательность учета
требований экологической безопасности
при проведении;4) достоверность и полнота
предоставляемой информации;5) независимость
экспертов;6) гласность, участие общественных
организаций, учет общественного мнения;7) ответственность
участников экологической экспертизы
и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.
Обязательной государственной
экологической экспертизе, проводимой
на федеральном уровне, подлежат:1) договоры,
предусматривающие использование природных
ресурсов и отходов производства;2) проекты
международных договоров и правовых актов
РФ;3) проекты технической документации
на новые технику, технологию, материалы,
вещества, сертифицируемые товары;4) проекты
схем охраны и использования водных, лесных,
земельных и других природных ресурсов
РФ;5) технико—экономические обоснования
строительства, реконструкции, расширения,
технического перевооружения и др.;6) документация
на изменение функционального статуса,
вида и характера использования территорий
федерального значения, в том числе материалы,
обосновывающие перевод лесных земель
в нелесные;7) материалы обоснования лицензий
на осуществление деятельности, способной
оказать воздействие на окружающую природную
среду.
Государственная экологическая
экспертиза – один из важнейших
и эффективных правовых инструментов,
с помощью которого удается предотвратить
нанесение вреда окружающей среде.
Она выполняет функции предупредительного
контроля, служит инструментом обеспечения
выполнения экологических требований,
является правовым средством реализации
конституционного права граждан
на благоприятную окружающую среду
и способствует учету общественного
мнения при принятии экологически значимых
решений.
|
12
уничтожение лесов на Земле Термин обезлесение появился в мировой научной
литературе лишь в последние десятилетия,
но применяется так же широко, как опустынивание или деградация почв. Обезлесение означает полное
уничтожение лесной растительности, сворачивание
лесного хозяйства и перевод земель в
другой тип хозяйствования.Вырубка леса. Вырубка леса - одно из самых
древних форм человеческой деятельности.
Сначала люди вырубали отдельные деревья
или небольшие группы, затем перешли к
вырубке целых участков леса. Сейчас мощная
техника позволяет за несколько дней вырубить
деревья на огромной площади. К началу
XXI в. лесопокрытая территория составляла
около 22% поверхности суши.Одним из главных
последствий заготовки древесины становится
замена коренных лесов вторичными, как
правило, менее ценными и нередко менее
продуктивными. Но это только первый шаг...
Рубка леса приводит к глубоким экологическим
изменениям в том регионе, где отмечено
исчезновение древесной растительности.
Эти изменения затрагивают все компоненты
природы. Специалисты считают, что на нашей
планете преобладает переруб леса - вырубается больше, чем прирастает
в течение года. Впрочем, отрицательно
на состоянии лесных ресурсов сказывается
и недоруб спелого леса, когда рубки отстают по темпам
от прироста древесины. Лес стареет, снижается
его продуктивность, заболеваемость старых
деревьев возрастает.Возникновение экологической
проблемы обезлесения связано не только
с масштабами, но и со способами рубок.
Основную массу древесины заготавливают
с применением сплошных рубок. В расчете на это выпускается
и большая часть лесозаготовительной
техники, которая уничтожает деревья и
кустарники, проделывает глубокие колеи
в почве, способствуя развитию эрозионных
процессов.Наибольший вред причиняет трелевка -- перевозка древесины волоком.
Тяжелые деревья, тянущиеся за трактором,
уничтожают надпочвенный покров. Вслед
образуется колея, которая часто заполняется
водой. Весь подрост на тракторных волоках
погибает.В результате лесозаготовок
нарушается почвенный покров, повреждаются
подрастающие деревья. Особенно это заметно
летом, когда почва, надпочвенный покров,
молодой древостой не защищены снегом. Лесные пожары. Лесные пожары на Земле происходят
уже миллионы лет. Огонь оказывает не меньшее
влияние на процесс формирования растительного
покрова и характер лесов, чем климат и
почва. Под влиянием огненной стихии меняются
растительные сообщества, условия жизни
людей, животных и птиц, которые вынуждены
постоянно приспосабливаться к изменениям
окружающей среды. Гибнут большие площади
лесов и их обитатели.В наше время преобладающее
число лесных пожаров вызвано деятельностью
человека, и лишь незначительная их часть
(около 10%) связана с природными явлениями.
Например, в России только за 2003 г. произошло
33 тыс. лесных пожаров, из них 72% по вине
людей.Лесной пожар - это стихийное, неуправляемое
распространение огня по территории, занятой
лесами. Когда огонь распространяется
по площади, покрытой растительностью
другого типа, то такие пожары называют
степными, полевыми, луговыми, тундровыми,
кустарниковыми, тростниковыми и др. Лесные
пожары оказывают наиболее разрушительное
действие на природу и человека, наносят
огромный ущерб лесным ресурсам, уничтожая
древостой и фауну, повреждая органический
слой почвы и вызывая ее эрозию, загрязняют
атмосферу продуктами сгорания. Из-за
пожаров снижаются или даже сводятся к
нулю природные регулирующие свойства
леса, что сказывается на ухудшении состояния
окружающей среды.Лесоводыпирологи (люди,
изучающие влияние огня на лес для разработки
мер по предотвращению его разрушительных
последствий и использованию положительной
роли огня в хозяйственных целях) среди
многочисленных факторов, определяющих
пожарную опасность, особо выделяют природную пожарную
опасность, зависящую от состава и структуры
насаждений, категории лесных площадей,
условий их произрастания, а также пожарную опасность
по условиям погоды. Лесные пожары принято делить
на три вида: низовые, верховые и подземные
(торфяные). При низовом пожаре огонь распространяется по напочвенному
покрову. Горит лесной опад, состоящий
из мелких веточек и ветвей, коры, хвои,
листьев, сухих трав, образующих лесную
подстилку, а также живой напочвенный
покров из трав, мхов, мелкий подрост и
кора в нижней части древесных стволов.Низовые
пожары по числу случаев составляют 97-98%,
а по охваченной ими площади - около 87-89%
от всех зарегистрированных случаев лесных
пожаров.При верховом пожаре огонь распространяется по кронам
деревьев, горит весь древостой от подстилки
до крон. Наиболее подвержены верховым
пожарам хвойные молодняки и заросли кедрового
стланика. Возникновению верховых пожаров
в значительной степени способствуют
сильные ветры и засуха. Число верховых
пожаров составляет около 1,5-2,0%, а пройденная
ими площадь - около 10-12% от площади всех
пожаров.При подземном пожаре огонь распространяется по торфяному
слою почвы, корни деревьев сгорают и деревья
падают. Число подземных пожаров составляет
0,5-1,0%, а площадь - менее 1% от всех пожаров.
Однако в отдельные засушливые годы эти
показатели могут быть более высокими.В
зависимости от вида пожара и степени
его интенсивности участки лесов, по которым
прошел лесной пожар, называют горельниками (с частично погибшим древостоем)
или гарями (с полностью погибшим древостоем
14 обеспечение экологической
безопасности в российской федерации
В начале 1996 г. было образовано Московское
управление милиции по предупреждению
экологических правонарушений. Аналогичные
структуры действовали в ряде субъектов
Федерации.Главными задачами экологической
милиции являлись: предупреждение и пресечение
экологических правонарушений, обеспечение
безопасности деятельности природоохранных
органов, контроль токсично-отработанных
газов автотранспорта, контроль за благоустройством
территорий, сбором, хранением и утилизацией
твердых бытовых и иных отходов, за качеством
ввозимых и реализуемых продуктов питания,
взаимодействие с органами санэпиднадзора
и другими структурами экологического
контроля при исполнении ими служебных
обязанностей, осуществление оперативного
контроля за выполнением городских природоохранны
мероприятий и за состоянием охраняемых
природных территорий городов и поселений.В
2000 г. руководство МВД РФ приняло решение
о расформировании экологической милиции,
несмотря на возражения руководителей
субъекта Федерации – г. Москвы. Но с 1
октября 2001 г. на территории столицы воссоздается
специализированное подразделение по
борьбе с экологическими преступлениями
и правонарушениями.В настоящее время
органами исполнительной власти более
чем 20 субъектов РФ на основании ч. 6 ст.
9 Закона РФ «О милиции», а также п. 2 Указа
Президента РФ «О милиции общественной
безопасности (местной милиции) в Российской
Федерации» созданы специализированные
природоохранные подразделения милиции
общественной безопасности (экологическая
милиция), финансируемые за счет средств
бюджетов субъектов РФ.
20 экономические механизмы экологической
безопасности Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических
методов управления, создающих материальную
заинтересованность природопользователей
в оптимизации их деятельности, связанной
с использованием природных ресурсов,
их воспроизводством и охраной окружающей
среды.
В самом общем виде можно выделить 3 типа экономических механизмов
природопользования:• мягкий
и "догоняющий" механизм либеральный в экологическом
отношении. Он ставит самые общие ограничительные
экологические рамки для экономического
развития отраслей и секторов, практически
не тормозя его.• стимулирующий развитие экологосбалансированных
и природоохранных производств и видов
деятельности. Он способствует увеличению
производства на базе новых технологий,
позволяет улучшить использование и охрану
природных ресурсов.
• жесткий,
«подавляющий» использует административные
и рыночные инструменты и посредством
жесткой налоговой, кредитной, штрафной
политики практически подавляет, прессингует
развитие определенных отраслей и комплексов
в области расширения их природного базиса,
в целом способствуя экономии использования
природных ресурсов. Этот тип механизма
характерен для сильной устойчивости.
Экономический механизм природопользования
должен быть встроен в экономическую систему,
а не представлять собой разрозненный
набор мер и инструментов, направленных
на решение тех или иных экологических
проблем. Среди основных элементов формирующегося
сегодня механизма природопользования
можно выделить разработку системы
экономических и организационных инструментов
природоохранной деятельности, введение
платности природопользования и создание
рынка природных ресурсов, изменение финансирования
природоохранных мероприятий.
|
13 основное содержание государственной
политики по охране природы
Правовые основы природопользования
заложены в законах и иных
нормативных актах Российской
Федерации и субъектов РФ в
области природопользования и
охраны окружающей природной
среды. Федеральный закон «Об
охране окружающей среды» (2002 г.)
лежит в основе природоохранного
законодательства РФ. Экологический
мониторинг– это совокупность организационных
структур, методов, способов и приемов
наблюдения за состоянием окружающей
среды, происходящими с ней изменениями,
их последствиями, а также за потенциально
опасными для окружающей среды, здоровья
людей и контролируемой территории видами
деятельности, производственными и иными
объектами. Виды мониторинга: –
в зависимости от масштабов системы мониторинга
– глобальный, национальный, региональный,
локальный – от уровня измененности
человеком окружающей среды – фоновый
и импактный; – от объекта мониторинга
– собственно экологический, воздуха,
вод, земли, животного мира, опасных отходов,
радиационный, социально-гигиенический;
– мониторинг развития, основывающийся
на показателях демографических, экологических,
социальных и экономических. Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» использует только
два понятия 1) мониторинг окружающей
среды– комплексная система наблюдения
за состоянием окружающей среды, оценки
и прогноза его изменений под воздействием
природных и антропогенных факторов;
2) государственный экологический мониторинг–
мониторинг окружающей среды, осуществляемый
органами государственной власти и ее
субъектов Цели государственного
экологического мониторинга (ст. 63)– наблюдение
за состоянием окружающей среды, в том
числе в районах расположения источников
антропогенного воздействия; – наблюдение
за воздействием антропогенных источников
на окружающую среду; – обеспечение
потребностей государства, юридических
и физических лиц в достоверной информации,
необходимой для предотвращения и (или)
уменьшения неблагоприятных последствий
изменения состояния окружающей среды.
Субъекты экологического мониторинга–
органы исполнительной власти РФ и субъектов
РФ, органы местного самоуправления, специализированные
организации, уполномоченные на осуществление
функций экологического мониторинга,
субъекты экономической деятельности,
общественные организации. Экологический
мониторинг проводится специальной наблюдательной
сетью. Это система стационарных и подвижных
пунктов наблюдений, в том числе постов,
станций, лабораторий, центров бюро, обсерваторий.
Значительная часть наблюдательной сети
функционирует в рамках Федеральной службы
России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, других федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов. Объекты экологического мониторинга–
это окружающая среда в целом и отдельные
ее элементы; негативные изменения качества
окружающей среды, способные оказать отрицательное
влияние на здоровье и имущество людей,
безопасность территорий; виды деятельности,
оцениваемые законодательством как представляющие
потенциальную угрозу для окружающей
среды, здоровья людей и экологической
безопасности территорий; оборудование,
технологии, производственные и иные технические
объекты, существование, использование,
преобразование и уничтожение которых
представляет опасность для окружающей
среды и здоровья людей; чрезвычайные
и иные внезапно возникшие физические,
химические, биологические и иные обстоятельства,
способные оказать негативное влияние
на окружающую среду и здоровье людей;
обладающие особым правовым статусом
территории и объекты
16 экологический мониторинг
Экологический мониторинг – это
совокупность организационных структур,
методов, способов и приемов
наблюдения за состоянием окружающей
среды, происходящими с ней
изменениями, их последствиями,
а также за потенциально опасными
для окружающей среды, здоровья
людей и контролируемой территории
видами деятельности, производственными
и иными объектами. Экологический
мониторинг окружающей природной среды
ведет Росгидромет. Система наблюдений
включает следующие подсистемы:1) слежения
за загрязнением воздуха в городах и промышленных
районах;2) слежения за загрязнением почв;3)
слежения за загрязнением пресных и морских
вод;4) слежения за трансграничным переносом
веществ, загрязняющих атмосферу;5) слежения
за химическим и радионуклидным составом
и кислотностью атмосферных осадков и
загрязнением снежного покрова;6) слежения
за фоновым загрязнением атмосферы;7) комплексные
наблюдения за загрязнением природной
среды и состоянием растительности.При
этом выполняются Три вида работ:1) режимные
наблюдения;2) оперативные;3) специальные
работы.Необходимость выполнения оперативных
работ обусловлена случаями аварийного
загрязнения природной среды или стихийного
бедствия. В результате выдается экстренная
информация о фактических и прогнозируемых
изменениях загрязнения окружающей природной
среды, опасных природных явлениях.Специальные
работы обычно проводятся в случае увеличения
уровня воздействия того или иного антропогенного
фактора на развитие природных экосистем.
В результате сбора, обработки, учета,
хранения и распространения информации
о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется
единый государственный банк данных, которыми
пользуются компетентные органы в процессе
принятия решений. Министерство здравоохранения
РФ через свою службу контроля объединяет
санитарно-гигиенические и микробиологические
лаборатории.Государственный комитет
России по недрам обеспечивает функционирование
системы государственного экологического
мониторинга геологических объектов.
Она связана с системами государственного
мониторинга водных объектов Росгидромета
и водного кадастра, Федеральной системой
сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений, Российской автоматизированной
информационно-управляющей системой по
чрезвычайным ситуациям, Единой информационной
системой недропользования.
|