Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 06:38, шпаргалка

Краткое описание

1.Дайте определение экологии. Как экология взаимосвязана с другими науками? 2. Перечислите основные разделы экологии. 3. Охарактеризуйте цели, задачи и методы экологии. Какое практическое значение имеет экология?

Вложенные файлы: 1 файл

полн. экол.1.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

1.Дайте  определение экологии. Как экология  взаимосвязана с другими науками?

Экология - это наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней: популяции, виды, биоценозы, экосистемы и биосферу. Часто экологию определяют как науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Экология как наука возникла в 1868 году, когда впервые определение экологии ввел в науку Э. Геккель. Основным предметом экологии являются взаимоотношения между обществом и природой, мировая эколого-экономическая система, материальные балансы между ее экономической и экологической подсистемами.Экология является синтетической наукой. Аутоэкология, демэкология, синэкология тесно связана с такими науками, как биология, ботаника, зоология, география, климатология и другие. Социальная экология не может изучаться без таких наук, как история, антропология, социология, медицина, демография. Прикладная экология затрагивает технические и технологические отрасли наук, а также экономику, природопользование, юриспруденцию, химию, физику. Глобальная экология тесно связана с политологией, мировой экономикой и другими науками.

2. Перечислите основные разделы  экологии.

Экология подразделяется на общую и частную. Общая экология исследует принципы и характеристики организации и функционирования различных систем и сообществ в биосфере. Частная экология занимается изучением конкретных групп определенного ранга: экология человека, городов, животных и т.д. Различают и другие разделы экологии.Факторальная (или ауто- Популяционная экология (или демэкология) Биогеоценология (или синэкология) ,глобальная экология». Она рассматривает экологические процессы и современные тенденции развития биосферы на глобальном уровне; изучает воздействия, которые имеют значение для выживания всего сообщества людей, сохранения популяции вида Homo sapiens и современной цивилизации

Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности.

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида и личности с окружающей его природной и социальной средой.

Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой.

3. Охарактеризуйте цели, задачи и  методы экологии. Какое практическое  значение имеет экология?

Главной задачей современной экологии как науки является консолидация различных ее разделов и огромного фактического материала, сведение их в систему, отражающую все стороны взаимоотношений природы и человеческого общества. Это необходимо для понимания современных экологических проблем и поиска путей их решения, обеспечения устойчивого развития сообщества людей и природы.

Экология имеет следующее практическое значение:

1. Диагностика состояния природы  и ее ресурсов, определение порога  выносливости живой природы по  отношению к антропогенной нагрузке;

2. Разработка прогнозов изменений  биосферы и состояния окружающей  человека среды при разных  сценариях экономического и социального  развития человечества;

3. Выработка критериев оптимизации  – выбора наиболее экологически  ориентированного социально-экономического  развития общества;

4. Изучение механизмов адаптации  к среде. В современных условиях  это имеет значение в связи  с освоением территорий с экстремальными  условиями (пустынных, засушливых, полярных  и т.д.). Экология человека более  целенаправленно должна заниматься  проблемами создания наилучших  условий в различных частях  Земли, включая так называемые  зоны с экстремальными условиями.

5. Регуляция численности популяций. На основе изучение условий  жизни растений и животных, а  также микроорганизмов можно  регулировать численность и виды  скота, растений, организовать борьбу  с вредителями сельскохозяйственных  растений и животных, переносчиками  болезней и т.д.

6. Управление продукционным процессом. Эта проблема включает решение  вопросов количественной характеристики  энергетического потока в системе  трофических уровней (управление  фотосинтезом, увеличение плодородия  почвы, рациональное размещение  посевов и т.д.). Это позволит  разработать научно обоснованные  системы выращивания тех видов  растений и скота, которые лучше  других приспособлены к местным  условиям и дают наибольшую  урожайность и продуктивность.

7. Экологическая индикация – определение  масштабов и прогнозирование  последствий воздействия человека  на природную среду. Биологическими  индикаторами в природных условиях  обычно выступает группа особей  одного вида или биотическое  сообщество, по наличию или состоянию, а также по поведению которых  судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии  и концентрации загрязнителей. Индикаторами  также могут быть физические  явления и химические вещества, наличие, количество или перемена  состояния (изменение окраски, цвета) которых указывает на характер  или изменение свойств окружающей  среды.

8. Мониторинг – система повторных, целенаправленных наблюдений за  параметрами окружающей среды  в динамике. На основе данных  наблюдений даются рекомендации  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране  природной среды.

Экология направлена на комплексное обоснование средозащитных и природоохранных мер и действий.

Методы экологии

При решении вышеуказанных задач экология использует системный подход, натурные наблюдения, экспериментальные работы и моделирование.

Методы экологии можно объединить в несколько групп.

1. Метод регистрации и оценки  состояния среды – метеорологические  наблюдения; измерение освещенности, радиационного фона, напряженности  физических полей; измерения температуры, прозрачности, солености и химического  состава воды; определение характеристик  почвенной среды и т.п. Сюда  же можно отнести мониторинг, биомониторинг и биоиндикацию.

2. Методы количественного учета  организмов и методы оценки  биомассы и продуктивности растений  и животных, изучение динамики  численности популяций.

3. Исследование влияния факторов  среды на жизнедеятельность организмов, в том числе определение устойчивости  экосистем и изучение адаптации  организмов к различным условиям.

4. Методы изучения взаимоотношений  между организмами во многовидовых  сообществах.

4. Что такое аутэкология?

Факторальная (или ауто-) экология изучает взаимоотношения представителей вида с окружающей средой и исследует действие совокупности экологических факторов на живые организмы.

5. Назовите уровни организации  живых систем. Что такое организм  и условия его обитания? Спектр  объектов экологии охватывает  большую часть уровней биологической  организации и простирается от  единичной особи до биосферы. Обычно выделяют организменный, популяционный, экосистемный и биосферный  уровни Элементарным объектом  экологии является живой организм, относящийся к определенной популяции  и наблюдаемый в условиях натуральной  среды. Гораздо чаще объектом  экологического исследования становится  группа особей, популяция, представители  двух или нескольких взаимодействующих  видов или многовидовое сообщество  в изменяющейся естественной  среде. Совокупность членов популяции  образуют низшую, или элементарную, подсистему в пределах экологической системы. Совокупность популяций разных видов, сходных по типу питания, образуют следующую, промежуточную подсистемы – ассоциацию, однотипное сообщество. Совокупность организмов разных трофических группировок завершает структурный ансамбль полной экологической системы. На уровне экосистемы поддерживается устойчивый круговорот веществ и формирование общей среды сообщества организмов. Высшую ступень иерархии занимает биосфера как совокупность экологических и эколого-экономических систем. Живые организмы обитают в природной окружающей среде, и на них действуют различные экологические факторы.

6. Дайте определение экологических  факторов и их классификации.

Экологические факторы – это такие свойства компонентов экосистемы и ее внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на особей данной популяции, а также на характер их отношений друг другом и особями других популяций. 1. Их делят на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). императивные (условия существования – пища, вода, тепло, свет, кислород, без которых невозможны жизнь и развитие организма) и факторы воздействия (действуют не постоянно, но влияют на различные проявления жизнедеятельности и распространение организмов, – например, периодичность дня и ночи). абиотические (факторы неорганической, неживой природы) и биотические (факторы живой природы). ,антропогенные

7. Охарактеризуйте абиотические факторы  окружающей среды.

Абиотическими факторами являются температура, влажность, солнечный свет, давление и другие климатические и геофизические факторы; природа самой среды – воздушной, водной, почвенной (эдафические факторы); химический состав среды; физические поля (гравитационное, магнитное, электромагнитное), ионизирующую и проникающую радиацию, суточные и сезонные изменения в природе.

8. Охарактеризуйте биотические факторы  окружающей среды.

К биотическим факторам относят всю сумму взаимодействий, которые оказывают друг на друга живые организмы. Они подразделяются на три основные группы: топические, трофические, генеративные. Топические факторы определяют взаимоотношения организмов на основе их совместного обитания. Трофические факторы определяют взаимоотношения организмов на основе их совместного питания. Генеративные факторы определяют взаимоотношения организмов на основе их размножения. Биотические факторы также обусловлены внутривидовыми и межвидовыми взаимодействиями. Внутривидовые факторы – это контакты между членами семьи, группы, стада, популяции одного вида: отношения полов, размножение, уход за потомством, иерархия и т.п. Межвидовые факторы – контакты между особями и популяциями разных видов, разнообразные пищевые связи, хищничество, симбиоз, паразитизм и т.п.

9. Охарактеризуйте внешние и внутренние  экологические факторы.

Внешними факторами являются солнечная радиация, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, ветер, скорость течения воды. К внутренним факторам относятся численность, плотность и структура популяций, пища и ее доступность, концентрации веществ, участвующих в экосистемном круговороте.

10. Охарактеризуйте императивные факторы  и факторы воздействия.

императивные (условия существования – пища, вода, тепло, свет, кислород, без которых невозможны жизнь и развитие организма) и факторы воздействия (действуют не постоянно, но влияют на различные проявления жизнедеятельности и распространение организмов, – например, периодичность дня и ночи).

11. Опишите специфические особенности  действия антропогенного фактора

Особую группу составляют антропогенные факторы, порожденные деятельностью человека. Часть их связана с хозяйственным изъятием природных ресурсов, нарушением естественных ландшафтов, заменой природных комплексов сооружениями, коммуникациями, свалками, водохранилищами. Другие антропогенные воздействия обусловлены загрязнением природной среды побочными продуктами, отходами производства и потребления. Преобладающая часть антропогенных факторов, связанная с производством, применением техники, влиянием промышленности, транспорта, строительства на природные экологические системы и окружающую человека среду, носит название техногенных факторов.

12. Дайте определения Закона минимума  Либиха.Закон лимитирующих факторов: факторы среды, имеющие в конкретных  условиях наихудшие значения, ограничивают  возможность существования популяции, вида в данных условиях, вопреки  и несмотря на оптимальное  сочетание других факторов. сформулирован 1840г.

13. Дайте определение Закона толерантности  Шелфорда. Что понимают под диапазоном  толерантности?

закона толерантности Шелфорда (1913г.): лимитирующим может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Диапазон между минимальным и максимальным значениями фактора называют диапазоном толерантности.

14. Чем характеризуются стенобионтные  и эврибионтные организмы?организмы  могут иметь широкий диапазон  толерантности в отношении одного  фактора и узкий диапазон в  отношении другого. Термин с приставкой стено– означает «узкий», с приставкой эври - «широкий»: По данному признаку живые организмы делятся на стенобионтные и эврибионтные. Например, рыба Антарктиды Trematomus bermacchii - стенотермна. Диапазон переносимых ею температур составляет всего 40С, от -20 до +20. Карнозубая рыба водоемов пустыни, наоборот, эвритермна – выдерживает воды с температурой от 100 до 400 и эвригалинна – может жить в разных водах: от пресных до более соленых, чем морская вода.

15. В чем заключается экологическое  значение основных абиотических  факторов в жизнедеятельности  организмов?

Из многообразия экологических факторов наибольшее значение имеют такие климатические факторы, как температура, свет, тепло, течения, ветры и атмосферное давление, а также вода.

16. Что такое экологическая емкость  среды?

Емкость Среды - 1) число особей или их сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания без заметного ущерба для его дальнейшего благосостояния; 2) способность природной среды включать в себя (абсорбировать) различные (загрязняющие) вещества, сохраняя устойчивость.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"