Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 16:25, контрольная работа
Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.
В России на сегодняшний день экологическая сертификация находится в начале развития. Но уже немало сделано в данном направлении. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:
Таким образом, экознаки условно можно разделить на две группы:
• экоэнаки, информирующие о безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды. Сюда можно отнести знак "Голубой ангел" и др.;
• знаки и надписи, информирующие о возможности переработки отходов (часто это касается упаковки). Таким образом утилизируются отходы как вторичное сырье и охраняется природа. Иногда знаки этой группы сообщают о том, что изделие получено из вторичного сырья (например, пластмассовые предметы). К такого рода экознакам относятся "Зеленая точка" (Германия); знак "Ресайклинг" (используется в США, Великобритании, странах Северной Европы), призывающий сдавать упаковку в приемные пункты для последующей переработки.
Экосертификация привлекает
внимание международных организаций.
Вопросами экологической
Важнейшим инструментом сохранения
окружающей среды и ее устойчивого
развития является законодательное
закрепление основных принципов, механизмов,
гарантий, критериев охраны окружающей
природной среды, заложенных в Конституции,
а также оценки качества окружающей
среды. Поэтому экологическое
Приданию законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности и системности должно способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации. Решение о ее разработке было принято на экологическом форуме, который состоялся в доме ученых в Москве в начале года. Уже создана концепция такого документа. Ее авторами являются академики РАН Лаверов Н.П., Израэль Ю.А., Исаев А.С., Павлов Д.С., Осипов В.И.
В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).
Подробнее следует остановиться на вопросе о правовых основах.
Во-первых, о международных конвенциях. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (04.11.94г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (25.11.94г.); Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95г.). Недавно удалось достичь взаимопонимания по конвенции по опустыниванию, принято положение V, которое тормозило ратификацию Россией этой конвенции.
Особую тревогу, в связи с изменившейся позицией США, вызывает реализация Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола.
Во-вторых, о нашем внутреннем
законодательстве. С 1993 года, с принятием
новой Конституции и выборов
Государственной Думы Российской Федерации,
в развитии федерального законодательства
в данной области общественных отношений
огромную роль имеет законодательная
деятельность Федерального Собрания Российской
Федерации. С 1993 года образован и
действует Комитет
К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”(1995г.), “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” ( 1997г.), “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”( 1998г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха (1999г.).
За последнее время в развитие основных Конституционных принципов в области охраны окружающей природной среды не только приняты крупные основополагающие законы, но и многие законопроекты в настоящее время проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной Думе.
Однако многие вопросы, необходимые
для решения экологических
На данный момент законопроект
“О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР “Об охране окружающей
природной среды” принят Государственной
Думой в первом чтении. В нем
максимально сохранена
Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип “загрязнитель платит”, и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной среды.
Доработанный законопроект
фактически является “генеральной подготовкой”
к написанию Экологического кодекса
Российской Федерации. Экологический
Кодекс, как и любой кодекс, представляющий
из себя кодификацию всего
Ведется серьезная работа также по следующим направлениям:
1. Закон “О питьевой воде”;
2. Радиационно-ядерный блок законов:
– три атомных законопроекта;
– закон “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда”;
3. Закон “Об обеспечении
экологической безопасности
4. Закон “О государственном
регулировании использования
Вызывает озабоченность позиция Правительства: среди указанных законопроектов нет ни одного, внесенного Правительством.
Для нас - парламентариев - этот раздел доктрины особенно важен.
Большинство экологических
проблем, с которыми мы сегодня столкнулись,
имеют глубокие корни и достались
“в наследство” с советских
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.
В этой связи хочу остановиться на следующих проблемах, которые представляются мне наиболее важными и актуальными.
Ликвидация химического
оружия. Правовая база создана: принят
Федеральный закон “Об
Учитывая, что при перевозке химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации, объекты по уничтожению химического оружия предполагается размещать рядом с объектами их хранения.
Однако тут есть проблема.
Так, в поселке Леонидовка Пензенской
области хранится около 20 % общего объема
запасов химического оружия страны.
Размещение здесь объекта по уничтожению
химического оружия затруднено, так
как в районе поселка Леонидовка
сложилась кризисная
Таким образом, получается, что химическое оружие уничтожать надо, а завод в Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что случится, то всему бассейну Волги угрожает участь похуже Чернобыля. Эта проблема, на наш взгляд, очень важна и ее надо решать.
Еще одна очень важная проблема
- это катастрофический, более 60-процентный
уровень износа основных фондов промышленных
предприятий - основная причина возникновения
техногенных аварий. Причем, многие
опасные производственные объекты
расположены в бассейнах
Еще об одной из самых жизненно
важных проблем. О питьевой воде. Чистая
вода нужна всем людям, ведь 80 процентов
болезней человека тем или иным образом
связаны с ухудшением качества питьевой
воды. Нужен Федеральный закон
“О питьевой воде и питьевом водоснабжении”,
который установит жесткие
Далее - радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии оставили нам такое наследство, знакомство с которым заставляет думать о том, как очистить территорию страны от радиоактивных отходов (РАО) прошлых лет. Это атомные подводные лодки (АПЛ), это последствия Челябинской и Чернобыльской аварий, это огромные запасы РАО во всех городах, в том числе и в Москве. Вот о чем надо думать и искать пути решения вопроса.
Существует еще несколько
очень серьезных проблем. К примеру,
защита воздушного бассейна, защита от
шума, вибрации, проблема энергоинформационного
воздействия и другие. Но я считаю,
что все они останутся
Загрязнение окружающей среды
в стране, несмотря на резкий промышленный
спад, продолжается, а расходы на
предотвращение и ликвидацию последствий
экологических нарушений
Одним из экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической безопасности страны, на наш взгляд, наиэффективнейшим является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.
Страхование гражданской ответственности известно с конца XIX века. Экологическое страхование в обязательной форме не имеет законодательной базы нигде в мире. Отсюда - трудности разработки закона. Для России такой закон актуален.
Закон “Об обязательном экологическом страховании” безусловно обеспечит не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования - новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль.
Реальность такова, что в условиях постоянного дефицита федерального бюджета переход экономики страны к рыночным отношениям сопровождается резким сокращением бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 1994 году на обеспечение экологических задач природно-ресурсного блока было выделено всего 0,6% расходной части бюджета, в 1996 году эта доля равнялась 0,5%, а в последующие годы - 0,4%. Это на порядок ниже уровня должного обеспечения экологической безопасности.