Эбенизер Говард. Концепция города-сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Эбенезер ГОВАРД- английский теоретик градостроительства и социолог, основоположник концепции города-сада. Город, потому что имеется в виду компактное и достаточно большое по численности населённое место, где большая часть людей занимается несельским трудом. И в то же время – сад, потому что труд, быт, отдых – вся жизнь населяющих город людей протекает не в каменном мешке, а в культивированном природном ландшафте.
Она сыграла важную роль в развитии градостроительных идей XX века.

Содержание

Эбенизер Говард. Концепция города-сада……………………………… 3
Лечвортс……………………………………………………………………6
В России……………………………………………………………..……10
Заключение………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Павлова.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:«Эбенизер Говард. Концепция города-сада.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

 

Эбенизер Говард. Концепция города-сада……………………………… 3

Лечвортс……………………………………………………………………6

В России……………………………………………………………..……10

Заключение………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эбенизер Говард. Концепция города-сада

Эбенезер ГОВАРД-   английский теоретик градостроительства и социолог, основоположник концепции города-сада. Город, потому что имеется в виду компактное и достаточно большое по численности населённое место, где большая часть людей занимается несельским трудом. И в то же время – сад, потому что труд, быт, отдых – вся жизнь населяющих город людей протекает не в каменном мешке, а в культивированном природном ландшафте.

Она сыграла важную роль в развитии градостроительных идей XX века.

Говард пришел к мысли о необходимости разработать новый тип поселения который бы сочетал в себе преимущества городской и сельской жизни, а также устранял их недостатки.

Анализируя условия жизни в городе и деревне, он  критически оценил характерные для города оторванность от природы, загрязнение воздуха, трущобы, отметив в то же время и позитивные черты городской жизни-более высокая оплата труда, концентрация культурных учреждений и т. д. В деревне он, высоко оценил близость к природе и здоровые условия жизни, отметил негативные черты - плохо оплачиваемая сезонная работа, отсутствие общественно-культурной жизни.

Каждый город-сад , по  Говарду , должен иметь расчётную численность населения 32 тысячи человек. Теорией не предусматривается расширение города-сада, рост населения должен приводить к возникновению новых городов-садов, объединенных в группу.

  Такая группа могла образовывать ассоциации с единым центром, с общей численностью населения до 250 тысяч человек. Говард представлял  город-сад  в виде жесткой геометрической схемы. Застройка располагалась кольцом в радиусе примерно до одного километра. Центр города занят круглым в плане цветником, на который выходят главные общественные здания (городская ратуша, театр, музей, больница и др.). Вокруг этих зданий расположен центральный парк, окаймленный с внешней стороны стеклянной галереей для прогулок, в которой размещаются зимний сад и магазины. Средняя кольцевая магистраль ("большое авеню") - это широкий кольцевой парк, в котором размещаются школы, культовые сооружения и здания культурного назначения.

 По периферии кольца  размещались фабрики, мастерские  и сельскохозяйственные угодья. Сама жилая застройка – малоэтажная, в основном коттеджная, с небольшими  приусадебными участками.

Из общей площади города-сада (около 240 га) лишь одна шестая (т.е. 40 га) предназначена для городской территории, остальная же площадь отводится под сельскохозяйственные культуры, сады, огороды и т.д. Этот сельскохозяйственный пояс является резервуаром чистого воздуха для собственно города и поставляет его жителям продукты (из 32 тыс. жителей города-сада 2 тыс. - это земледельческое население). Основными недостатками города-сада была сравнительно высокая стоимость строительства малоэтажной застройки, да ещё на значительном удалении от города-центра. Попросту говоря, дорогое жильё не слишком многим оказалось по карману, что сыграло свою роль в судьбе первых городов-садов.

Главное, не удалось преодолеть издержки, связанные с отрывом от большого города. Очень трудно оказалось вывести из города и разместить на значительном удалении от него промышленные предприятия, пускай даже небольшие. Слишком тесно они связаны с крупным городом, и как с потенциальным рынком сбыта, и как с управленческим центром, и как с источником рабочей силы. Да и население с трудом отрывается от крупного города – слишком велик разрыв в уровне общения и тех возможностей, которые он предоставляет в области образования, культуры, общественного обслуживания

Идеи Говарда нашли широкий отклик как в Англии (где они были" применены на практике при строительстве города Лечворса и пригорода Лондона - Хемстеда)

Движение в пользу Г.-с. наибольшее развитие имеет в Англии, где с 1899 г. существует об-во Г.-с: «Garden-Cities and Town Planning Association», имеющее свой журнал. Ко времени империалистской войны страна имела уже 58 городов- и поселков-садов, применивших полностью или частично принципы Г.-с. Кроме того около 50 рабочих поселков и пригородов-садов находилось в процессе сооружения. Г.-с. в Англии осуществляются главным образом в форме строительства акционерных об-в и товариществ, нередко с участием средств муниципалитетов и фабрикантов.

Значительное развитие Г.-с. получили также в Германии, где уже ко времени начала империалистской войны имелось до 24 об-в по постройке поселков и пригородов-садов для рабочих

В 1903 году  Говарду  удалось основать компанию которая приступила к практической реализации идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечвортс

Для покупки был выбран земельный участок на расстоянии 50 километров от Лондона по Большой Северной железной дороге с ответвлением на Кембридж, расположенный почти целиком на территории графства Хертфордшир . На участке располагалось несколько небольших деревень, по названию одной из которых - Лечвортс – и получил название Город-Сад.

 

Говард предложил сдавать землю на 1000 лет с условием, что размер арендной платы может меняться каждые четыре года в соответствии с ростом стоимости земли. Он надеялся, что рост земельной ренты позволит выделить больше средств на развитие города: ведь весь налог-рента после выплаты по кредитам и дивидендов оставался бы в распоряжении городского управления. Работы по разработке плана города и проекта системы водоснабжения и дренажа были сделаны очень быстро. Пока шли эти работы, общество вступило в переговоры с железной дорогой с целью построить станцию и организовать движение поездов. В октябре 1903 решение о постройке станции было принято, и к будущей станции была подведена дорога, но развитие города началось еще до того, как станция открылась. План Города-Сада подготовили архитекторы Унвин (Unwin) и Паркер (Parker), при этом многие черты Лечвортса оказались обусловлены взглядами его планировщиков: Паркер и Унвин разделяли цели Говарда, но имели свой взгляд на пути их реализации. Им была чужда геометрическая простота планов Говарда, поэтому немалая часть отступлений от плана была вызвана их эстетическим взглядами.

Прежде всего, сельскохозяйственный пояс не окружает город, как требуется по схеме Говарда, западная часть города не защищена от неприятного соседства в виде фабрик, заводов, которые могут быть построены на соседнем участке, а при господствующих ветрах с запада на восток дым и копоть могут заноситься в Лечвортс. Вследствие того, что в Лечвортсе были допущены, кроме электрической и другие виды энергии на фабриках, авторы плана поместили промышленный район не вокруг города, а только в восточной части города, имея в виду господствующие ветры с запада на восток. Туда проведена с товарной станции особая ветвь. Главной улицей города является Broadway, идущая от станции к южной части имения. На этой улице будут расположены муниципальные здания, на этой улице далее расположена центральная площадь, с которой лучами расходится ряд улиц. В сущности, только эта центральная площадь придает схеме Лечвортса подобие говардовской схемы, в остальном Лечвортс ушел довольно далеко от нее: нет в нем кольцевого пояса парков – взамен его есть один парк в центральной части города и несколько в других частях. Кроме того, в плане замечается не один, а три центра, часть, лежащая к востоку от Norton way также носит какой-то обособленный характер, не вяжущийся с центральной площадью, и как бы играет роль отдельного предместья, то же можно сказать о частях, лежащих к северу от железной дороги. При рассмотрении плана с точки зрения трассировки улиц план Лечвортса не имеет недостатков. Магистральные улицы проведены по тальвегам или водоразделам (см. Broadway, Pixmore way, Spring road, Norton way), так что в этом случае имеют небольшой продольный уклон. Что же касается жилых улиц, то направление их принято всецело согласно трассировки, оттого первоначальный план так изменился в окончательном проекте, многие прямые улицы превратились в кривые, а в других случаях совершенно изменили свое направление, а следовательно, и общую схему города. Участки в Лечвортсе имеют отношение сторон в среднем 1 к 4, кварталы, благодаря холмистой местности и соответствующей трассировке улиц, получили самую разнообразную форму, что повлекло за собой применение разнообразной линии застройки, открытие дворов и улиц местного пользования.

В восточной части Лечвортса, между Newton way и промышленным кварталом, находятся три квартала, обладающие указанными чертами. Здесь встречается открытый двор трапециевидной формы, улица частного пользования, проходящая через ядро квартала с Pidge road на Brughton Hill, несмотря на это, благодаря излому в виде буквы Z, улица не теряет черт тупиковой улицы частного пользования» . Пришлось смириться с тем, что железная дорога разделяла город надвое, и поместить железнодорожную станцию в центре города: если бы она располагалась на окраине, возникла бы проблема «тяготения» города к ней, чему пришлось бы сильно противодействовать.

Унвин и Паркер придали Лечвортсу некий архаический облик, взяв за образец средневековую английскую деревню, которая выглядела в их глазах идеалом общинной жизни. Они не разделяли веру Говарда в успехи индустриализации и быстрые социальные изменения.

Таким образом, Лечвортс превратился в развивающийся город, в котором росло население, удалось привлечь торговлю и промышленность. В городе открывались школы, общественные здания и церкви, а в 1926 году был открыт и свой театр. Даже сельскохозяйственный пояс, бывший первоначально источником проблем, после того как в 1910 году First Garden City Ltd вложила средства в его развитие, отремонтировала или перестроила фермы, разделила слишком крупные фермы на части, стал приносить доход и привлекать новых жителей. Конечно, далеко не все замыслы Говарда были реализованы, но в целом проект оказался удачным. Говоря инженерным языком, «опытный образец продемонстрировал удовлетворительные характеристики, близкие заданным, и может быть доведен до нужных параметров при дальнейшей доработке».

Успех Лечвортса вдохновил Общество Городов-Садов, которое превратилось в массовое движение, на новые проекты, однако деятельность эта приобрела совсем не то направление, на которое рассчитывал Говард.

Всего к началу первой мировой войны в Англии было организовало 58 общин наиболее известные из которых:

Поселок-сад Борнвиль (Bournville) расположенный в 8 км от Бирмингема по железнодорожной ветке. В 1878 году владелец фабрики какао в Бирмингеме Кедбери приобрел 225 десятин земли, чтобы перенести туда фабрику. При фабрике был построен рабочий поселок, и рабочим были проданы дома дешево и в рассрочку, но началась спекуляция жильем. Тогда Кедбери скупил дома обратно, и стал отдавать их в долгосрочную аренду, а затем отдал этот поселок в руки самих рабочих (общество Bournville village trust). Дома отдавались в аренду на 99 лет, как в городе-саде, а в 1906 году было создано общество арендаторов, уже по образцу настоящего города-сада.

Поселок-сад Порт-Сенлайт (Port-Sunlight) расположен к юго-западу от города Birkenhaed. В 1894 образовано товарищество арендаторов, с это времени рассматривается как поселок-сад.

Предместье-сад Гемпстед (Hampstead), пригород Лондона. В мае 1907 года акционерная компания “The Hampstead Garden Suburb Trust, Ltd” купила участок для постройки предместья-сада. Гемпстед демонстрирует те эффектность и блеск, которых не хватает Лечвортсу, так как Гемпстед был спланирован уже после начала активного движения в Англии городского планирования. В 1914 году он насчитывал 1550 построек и 5000 жителей.

Предместье-сад Брентам (Brentham) рядом с Лондоном, общество по постройке которого было создано в 1901 году.

Предместье-сад Гарборн (Harborne) в 3,75 километрах от центра Бирмингема, насчитывающее 499 домов и 1600 человек.

Предместье-сад Вэветри (Wavetree), расположенное рядом с Ливерпулем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России

В России в предреволюционное десятилетие идеи города-сада использовались в основном при разработке проектов пригородных жилых и дачных поселков, лишенных, как правило, промышленной зоны.

Наиболее характерным примером российского города-сада является разработанный в 1912-1913гг. В.Семеновым проект поселка на станции Прозоровская под Москвой. Планировочная структура поселка создается тремя сходящимися у железнодорожной станции лучевыми магистралями и дуговыми улицами. Учет природных условий, обилие зелени и малоэтажная застройка делали этот проект одной из попыток реализации на практике говардовской идеи города-сада, тем более что В. Семенов перед его разработкой ознакомился на месте с Лечворсом. В 1914 г. на станции Прозоровская были развернуты подготовительные работы по строительству поселка, однако первая мировая война прервала начатые работы. тДанный проект так и не был реализован.

Архитекторами посёлка «Сокол» была реализована популярная в начале XX века концепция «города-сада». Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом в 1898 году. Уже в 1903 году появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914—1917 годов помешали его реализации

В градостроительных планах 1920-х годов — «Новая Москва» Алексея Щусева и «Большая Москва» Сергея Шестакова — также широко использовалась идея «города-сада». Окраины и пригороды Москвы предполагалось застроить посёлками, состоящими из невысоких домов, в которых должны были быть свои библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки, детские сады.

При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х годов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.

Информация о работе Эбенизер Говард. Концепция города-сада