Экологичекая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание

Введение
Экологическая политика России
Стратегические цели ее реализации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экология реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

                         Содержание:

 

  • Введение
  • Экологическая политика России
  • Стратегические цели ее реализации
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды - воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Экологическая политика России.

 

Российская экологическая политика проделала сложную эволюцию. Периоды зарождения и развития сменялись на долгое время пресловутыми лозунгами «Нам нечего ждать милостей у природы - взять их наша задача!» 
  Прообразом экологического регулирования можно считать развитие санитарного законодательства, наибольший вклад в которое одним из первых внес Петр I, установивший ряд прогрессивных санитарно-гигиенических законоположений, основанных на достижениях иностранной и отечественной науки того времени. 
  Начало активной природоохранной деятельности приходится на конец XIX-начало XX века, совпавшие с массовым наступлением на окружающую среду развивавшейся промышленности. В это время под эгидой Императорского географического общества была создана постоянная природоохранительная комиссия. В ряде городов появились местные общества по охране природы. Некоторые российские исследователи отмечают, что уже тогда в России существовало движение за охрану природы (Экологическая политика .  В советский период экологическое регулирование резко отошло назад. Были практически утрачены четко определенные в законах Российской империи критерии оценки экологических правонарушений. 
  Сформировавшиеся «снизу» путем гражданских инициатив в 20-е годы ХХ века экологические движения в условиях хозяйственной и политической централизации страны постепенно были сведены на нет. Образованная в 1924 году при поддержке государства первая официальная организация движения - Всероссийское общество охраны природы (ВООП) в условиях нараставшей централизации поставила главной целью содействие реализации государственной природоохранной программы, внедрению государственного планирования. Последовавшая вскоре индустриализация однозначно определила приоритеты не в пользу природоохранных мероприятий. 
  Экологическое движение вновь обозначилось только к 60-м годам ХХ века. 1960-1970-е годы стали периодом пассивного экологического движения, когда возникали первые неформальные экологические организации, так как экологическая обстановка была в то время чуть ли не единственно политически безопасной сферой деятельности. С 1980-х гг. началась активная фаза экодвижения, связанная, с одной стороны, с международной обстановкой, а с другой стороны, аварией на Чернобыльской АЭС. С 1990-х годов вновь обозначился спад всего мирового экологического движения. 
  До конца 1980-х годов в СССР практически не существовало законодательства в области экологии и экологической оценки, только в Уголовном кодексе были две статьи, относящиеся к экологическим правонарушениям. В РСФСР действовал закон «Об охране природы РСФСР» 1960 года. Государственные органы проводили природоохранные мероприятия, руководствуясь, к примеру, хозяйственным законодательством. Предпринимавшиеся меры были непоследовательными и часто оставались на бумаге в качестве договоров и соглашений. 
  Начиная с 1970-х годов, появились некоторые базовые элементы экологической экспертизы. Однако эксперты имели доступ лишь к незначительному числу проектов, не учитывалось мнение населения, а главное - решение экспертизы не было напрямую связано с принятием решения за или против той или иной деятельности. 
  С середины 1980-х годов государством стали вводиться концепции превентивного регулирования охраны окружающей среды. Был создан научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. 

В конце 80-х гг. был издан Указ «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», который уполномочил  образованный Государственный комитет  по охране природы проводить государственную  экологическую экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий. А с 1989 года запрещалось финансирование проектов и программ, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы. 
  Недооценка вопросов сохранения экологического баланса при строительстве промышленных объектов в СССР, форсированное развитие экономики, проблемы командно-административной системы привели к резкому ухудшению медико-санитарной ситуации в РФ, демографическому спаду, росту финансовых затрат на природоохранные мероприятия. 
  Политические и экономические реформы, начавшиеся в СССР в середине 80-х годов разрушили действовавшие механизмы принятия решений, в том числе в сфере экологии. После распада СССР в России некоторое время продолжало действовать советское природоохранительное законодательство, постепенно вытесняемое новыми нормами права. 
  В настоящее время основы экологической политики России закреплены в Конституции РФ 1993 года, Федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 года, «Об экологической экспертизе» 1995 года, Указах Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» 1994 года, Экологической доктрине РФ. 
  Конституция РФ 1993 года закрепила право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическим правонарушением. Правовое регулирование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обозначено как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. 
  Федеральным законом «Об охране окружающей среды» 2002 года были определены основные принципы охраны окружающей среды. Среди них названы следующие: 
  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека; 
  • ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 
  • сохранение биологического разнообразия; 
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; 
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; 
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. 
  Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях, а реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного управления. 
  Законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды осуществляют Совет Федерации и Государственная дума. В Совете Федерации за охрану окружающей среды отвечает Комитет РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В состав Государственной думы входят Комитет по экологии и Комитет по природным ресурсам. 
  Исполнительная ветвь власти в области охраны окружающей природной среды представлена Министерством природных ресурсов РФ, ответственным за осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды; Министерством здравоохранения РФ, в состав которого входит ведомство, занимающееся санитарно-эпидемиологическим надзором; Гидрометеорологическая служба РФ, осуществляющая мониторинг состояния окружающей среды; Минатом РФ, занимающийся атомным надзором и устанавливающий порядок обращения с радиоактивными и опасными отходами; Министерство внутренних дел, в том числе занимающееся борьбой с экологическими правонарушениями; Федеральное агентство по образованию, реализующее государственный проект экологизации образования; Министерство сельского хозяйства, Министерство рыбного хозяйства. 
  Данные органы государственной власти РФ занимаются координацией и реализацией мероприятий по охране окружающей среды; устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, подготавливают и распространяют ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды; проводят государственную экологическую экспертизу. 
  За экологические правонарушения устанавливается гражданско- правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. В целом, нормативно-правовая база экологической политики РФ не уступает общемировым стандартам, хотя и ей присущи серьезные недостатки. Так, остались несколько важных областей, не охваченных необходимыми законодательными актами, в том числе о разграничении прав собственности на природные ресурсы, о статусе зон экологического неблагополучия; об экологической безопасности; об охоте и охотничьем хозяйстве; о рыболовстве и охране водных биоресурсов; об экологических фондах и другие. 
  Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определены законом РФ «Об охране окружающей среды». К ним относятся: 
  • определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации, учитывающих географические, природные, социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации; 
  • реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов РФ; 
  • разработка, совершенствование и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды; 
  • разработка и утверждение нормативных и иных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих требования соответствующих федеральных нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; 
  • организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации государственного мониторинга окружающей среды; 
  • организация и проведение экологического страхования на территориях субъектов Российской Федерации; 
  • формирование и использование средств целевых бюджетных экологических фондов субъектов Российской Федерации; 
  • организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации; 
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации и т. д.  

Очевидно, что на формирование механизмов принятия природоохранных решений  оказывает влияние региональная специфика: политические традиции, степень развития общественных движений, приоритеты экономического развития и др. 
  Следует также учитывать, что реализация экополитики в России происходит с учетом международных факторов, прежде всего, межгосударственного согласования целей экологического регулирования, а также стремления российских компаний добиться конкурентоспособности на мировых рынках.

За годы реформ экополитика выделилась в относительно самостоятельную  сферу политической практики. Само понятие экополитики в России трактуется неоднозначно, начиная от охраны природы и заканчивая средоохранной, средовоспроизводствениой деятельностью. В этой связи представляет интерес мнение общественности о роли экологической политики в России. 
  В качестве приоритетов экологической политики общественность, согласно экспертным опросам, выделяет борьбу с рисками прошлого, опасностями и катастрофами настоящего, сохранение среды обитания для будущих поколений.  

В настоящее время, по мнению многих исследователей, экологическая политика России - как доктрина и как политическая практика - находится в точке бифуркации: ее содержание и вектор развития неопределенны.

В России используется весь инструментарий экологической политики, однако его  эффективность низка.  

Оценивая экологическую обстановку в России, характеризуя экополитику РФ, нельзя не учитывать роль экологической компоненты в геополитической безопасности России. 
  Реализация экополитических интересов России, равно как и любой другой страны, наталкивается на сопротивление других государств, запуская экополитические конфликты. Практика экспорта экологических проблем за пределы собственного государства (так называемая политика экоимпериализма) угрожает национальным интересам нашей страны, становится серьезным вызовом отдельным регионам России или стратегически значимым для нее соседним государствам. В связи с этим возникает настоятельная необходимость оценить конфликтогенный потенциал экологического фактора на территории РФ, выявить зоны повышенного риска. 
  Ярким примером экополитического конфликта, угрожающего безопасности России является ситуация в Каспийском регионе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегические  цели ее реализации.

Стратегическими целями государственной  экологической политики являются:

  • реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания;
  • обеспечение неистощительного, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов;
  • обеспечение устойчивого развития и обеспечение экологической безопасности России.

Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными направлениями государственной экологической политики России являются:

a) Обеспечение устойчивого природопользования. Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

b) Снижение загрязнения окружающей  среды и ресурсосбережение. Основной  задачей в указанных сферах  является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами, отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;

c) Сохранение и восстановление  природной среды. Основными задачами  в указанной сфере являются  сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  .

 

Заключение.

 

Одним из наиболее вероятных выходов  из тяжелейшего эколого-экономического кризиса может быть переход на модель устойчивого развития всех сторон социально-экономической, социально-демографической и социально-политической жизни общества. Устойчивое развитие предполагает такое развитие, при котором в каждый данный период времени обеспечиваются потребности и интересы как ныне живущих, так и будущих поколений людей. Этот аспект представляется главным, поскольку другие стороны устойчивого развития фактически ориентированы на достижение неопределенно долгого развития человечества.

В социально-демографическом плане  требования к модели устойчивого  развития предопределяют необходимость  комплекса мер, направленных на борьбу с нищетой, изменение структуры  потребления, регулирование роста  населения, сохранение здоровья человека, формирование системы социально-экологической защищенности женщин и детей.

На пороге третьего тысячелетия  главным условием жизнеспособности страны выступает на первый план человеческий фактор. Совершенствование человека как личности, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают как важнейшие компоненты в системе экологического образования и воспитания. Формирование экологического массового сознания происходит по разным каналам школьного и внешкольного образования и воспитания, средств массовой информации, различных форм народного просветительства (лектории, клубы, музеи, заповедные места, туризм). Немаловажное значение имеет проведение массовых общественных акций: конференций, симпозиумов, праздников леса, различного рода гидротехнических, жилищных, транспортных благоустройств и т.д.

Однако на пути экологического воспитания и образования самым трудным, как показывает опыт, является, пожалуй, экологическое перевоспитание взрослых, особенно тех из них, которые не привыкли соблюдать элементарные правила "игры с природой".

Эффективное решение экологических  проблем становится возможным на базе системного подхода, весьма заметно  расширяющегося и практически использующего  огромный опыт как в мировом сообществе, так и в отдельных странах.

Поиски выхода из системного кризиса в стране, выработка объединяющей идеи, переход страны в будущем на новую модель развития - не утопия. Россия в будущем может быть центром стабилизации окружающей среды. Таким образом, у России имеется только два пути: через стабилизацию к возрождению или к глобальной катастрофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. – М., 2002.

2. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М. 1998

3. Алимов А.А. Социальная  экология:  наука,  образование,  культура  //

Экол. императив устойчив, развития России.— СПб, 1996.— С. 91-100




Информация о работе Экологичекая политика России