Экологическая безопасность и проблемы развития нефтедобычи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Экологические загрязнения нефтепродуктами - очень актуальная и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и при этом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты, ведь только за 20 век было истощено большее количество нефтяных запасов нашей планеты. При этом ущерб, который был нанесен за этот сравнительно короткий отрезок времени, не сравнится ни с одной катастрофой, произошедшей за всю историю человечества.

Содержание

Введение
1. Значение нефти для российской экономики и экологические проблемы нефтедобычи.
1.1 Нефть России - это наше все или почти все
1.2 Нефтяные корпорации РФ
1.3 Экологические проблемы нефтегазодобычи в Росси
1.4 Пути решения экологических проблем
2. Исследование на тему: «Актуальные экологические проблемы при добыче нефти и газа на территории ЯНАО»
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Воздействие нефтегазового комплекса на природные комплексы
2.2.1 почвенно-растительный покров
2.2.2 подземные воды
2.2.3 речная сеть
2.2.4 отходы производства и потребления
2.2.5 рыбохозяйственный комплекс
2.2.6 животный мир
2.3 Пути решения выявленных проблем
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы нефтедобычи.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

И, наконец, еще  одна серьезная экологическая проблема нефтегазодобычи - сейсмоопасность  старых нефтепромыслов. На сегодня имеются научные данные о постоянных техногенных землетрясениях на территории Ханты-Мансийского автономного округа, на Ромашкинском месторождении (Татария), на Дальнем Востоке в других нефтегазовых регионах России и мира. При подземных работах, как правило, нарушается тысячелетиями складывавшаяся система геологических и гидрологических комплексов. Бурением скважин, системой поддержания пластового давления, заменой выкачанной нефти газом, подземными взрывами неизбежно повреждается гидро- и газонепроницаемость отдельных свит пород, появляются просадки или оползни грунтов или происходят спровоцированные землетрясения.  

 

Причины вредного влияния отрасли на окружающую среду известны. Это неадекватность требованиям экологической безопасности применяемых технологий добычи и транспортировки нефти; низкий процент финансовых вложений в развитие научных разработок и их осуществление; крайне недостаточное материальное оснащение и обновление основных фондов; низкая экологическая культура производства; изоляция отрасли от государства и общества.

Что касается технологий. Можно привести много примеров, когда  в существующих технологиях отсутствуют решения по надежной герметизации технологических процессов, хотя проекты всегда предусматривают полную герметичность системы нефтесбора.

При бурении  скважин отрываются земляные амбары, в которых после освоения скважин  скапливаются шлам (выбуренная порода), соленые воды и нефть. По результатам исследований, в Татарии при бурении одной скважины в грунт просачивается в среднем около 500 м  соленой воды (с общей минерализацией 20 г/л) и глубина фильтрации достигает 70-80 м. При этом подземные воды засолоняются до 9-11 г/л. В атмосферу выпускается около 400-600 м  газа, в землю закапывается 20-60 т нефти после освоения скважины. Всего ежегодно при бурении образуется 148 тыс. т шлама, 233 тыс. куб.м водонефтяной эмульсии и 257 тыс.м  глинистого раствора, требующих регенерации. Проблема утилизации их и переработки решается крайне медленно.

Существующие  технологии безамбарного бурения, методы гидроизоляции земляных амбаров  все еще не нашли широкого практического  применения, т.к. не решены вопросы обезвреживания и утилизации отходов бурения. А в условиях тюменских болот вопрос гидроизоляции амбаров вообще нет смысла ставить.

При наличии  столь серьезных экологических  проблем, средств на научное обеспечение  их решения выделяется до смешного мало, и тратятся они довольно неэффективно.

До сих пор  при нефтедобыче не хватает коррозионно-устойчивых труб, резервуаров, насосного оборудования, запорно-регулировочной аппаратуры. Обычная стальная труба из-за высокой агрессивности попутных соленых нефтяных вод выдерживает не более 3 лет, затем начинаются порывы трубопроводов. Примерно через 3 года выходят из строя насосы на КНС, перекачивающие соленую воду. Всего по объединению «Татнефть» при общей протяженности нефтепроводов более 30 тыс. км происходило в 90-тые годы по 7 тыс. порывов в год. При этом потери обводненной нефти составляли около 88 тыс. м?, а площадь ежегодно загрязненных нефтью земель достигала более 60 га. Общая протяженность водоводов составляло 11,3 тыс.км, из них 6,9 тыс. км перекачивали соленую воду. Количество порывов - 6,5 тыс. в год. При этом изливаются рассолы с минерализацией 100-120г/л, которые уничтожают растительность и образуют солончаки. В этих условиях установленные нормы амортизационных отчислений в размере 8% в год являлись абсолютно недостаточными, заниженными в 2-3 раза.

И, конечно же, особую опасность представляют аварии на магистральных нефтепроводах, связанных с попаданием нефти в водные объекты. Так, на магистрали Туймазы-Омск-Новосибирск за последние 8 лет только на территории Башкирии произошло 3 крупных аварийных порыва с залповым загрязнением реки Белая и ее притоков. Причины – крайняя изношенность нефтепромысловых коммуникаций.

При испытании  скважин нефтяники редко укладываются в расчётный объём сжигания нефти и, как правило, нефтегазовая смесь сбрасывается на факел от скважины еще несколько дней. Подъездные пути к буровым площадкам размываются осадками и талыми водами, сами площадки буровых после ландшафтной планировки не проходят биологической рекультивации и в последствии в большей части также сильно подвергаются водной эрозии. Смонтированные или уже отбуренные буровые стоят без надлежащего присмотра, что приводит к размыванию площадки и природоохранных сооружений (канав, обваловок, амбаров, мест хранения химреагентов).

 

1.4  Пути решения экологических проблем

Первое: законодательство должно принять за единый субъект воздействия на окружающую среду именно нефтегазовое месторождение, рассматривать его как самостоятельный технологический комплекс и предусматривать соответственнопредпроектную, проектную, стадию строительства, стадию разработки, стадию ликвидации (консервации) месторождения.

Однако, ни экологическое  законодательство, ни действующие строительные нормы и правила не содержат таких  жестких требований. На сегодня, процесс добычи нефти и газа разделяется на вполне самостоятельные технологические этапы: сейсморазведка, геологическое разведочное бурение, разведочное глубокое бурение, эксплуатационное бурение, освоение скважин, обустройство и эксплуатация (зачастую по этапам). То есть, единое проектирование разведки и добычи нефти (включая ликвидацию) не производится, а значит и невозможно комплексно провести оценку воздействия на окружающую среду всего месторождения при государственной экологической экспертизе, а значит и определить в полном объеме экологический ущерб и разработать план природоохранных и восстановительных мероприятий. Эту проблему нужно решать в первую очередь.

Кроме того, требуется разработка (или пересмотр) специальных методик оценки ущерба, наносимого на всех стадиях добычи нефти и газа природным сферам и природным комплексам.

Вторая  серьезная правовая проблема - размытость процедуры лицензирования в плане ответственности недропользователя. Проблема в том, что эти лицензионные требования по охране природы носят декларативный характер, и на сегодня отсутствует механизм ответственности недропользователя за их невыполнение. Хотя законодательство и предусматривает аннулирование или приостановку действия лицензии при несоблюдении природоохранных требований, на практике возникает вопрос о возмещении материального ущерба недропользователю, если вдруг решение о прекращения действия лицензии выдано необоснованно. Месторождение технологически нельзя быстро «выключить» из эксплуатации требуется длительная специальная консервационная или ликвидационная технологическая процедура. Видимо, в таких случаях более целесообразны финансовые санкции к недропользователю и установление технологически обоснованного срока для реализации безопасных ликвидационных процедур.

Третья  основная проблема — повсеместное фактическое отсутствие«ликвидационного» денежного фонда для месторождений, находящихся в поздней стадии эксплуатации. Федеральный закон должен закрепить эту обязанность недропрользователя и предусмотреть механизм контроля и ответственности за целевым расходованием данного фонда. В противном случае старые выработанные месторождения будут просто брошены вместе с сотнями не нужных скважин, шламовыми амбарами, аварийными трубопроводами, загрязненными водными объектами и выведенными из сельхозоборота землями. Зачем ликвидировать последствия и наводить после себя порядок, если просто можно все бросить и уйти?

И четвертая  горящая проблема - крайняя необходимость  организации эффективного, квалифицированного экологического и геологического контроля за деятельностью компаний, а также общего государственного контроля за процедурой лицензирования (или концессии) недропользования. Нужен специальный федеральный закон, который позволит превратить в систему сотни нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере, а также федеральная программа по экологической безопасности нефтегазового комплекса страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научно-практическое исследование

на  тему: «Актуальные экологические  проблемы при добыче нефти и газа на территории ЯНАО»

 

Ямало-Ненецкий автономный округ относится  к числу наиболее обеспеченных энергетическими ресурсами регионов Российской Федерации. С конца 80-х годов Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из основных в мире добывающих регионов природного газа, на его долю приходится более 90 % добываемого газа, 12 % нефти и газоконденсата в Российской Федерации.

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает мощным нереализованным нефтегазовым потенциалом.

Суммарные извлекаемые  ресурсы Ямало-Ненецкого автономного  округа, утверждённые Межведомственной комиссией в 1993 г. составляют:

Нефти – 8237 млн. тонн;

Конденсата  – 5117 млн. тонн;

Газа – 92842 млрд. м3.

Доля начальных сырьевых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа в объёме суммарных начальных  ресурсов (СНР) всего Мира составляет почти 17 % газа и 2,5 % жидких углеводородов, в объёме СНР Российской Федерации, соответственно 43 % и  15 %.

К настоящему времени на территории округа открыто 200 месторождений углеводородного  сырья, из них 140 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных, 59 газовых  и газоконденсатных.

В разработке находится 43 месторождения, 12 месторождений подготовлено к  освоению. По состоянию на 01.01. 2010 г. из недр округа добыто:

Нефти  - 400,3 млн. тонн:

Конденсата  – 58,7 млн. тонн;

Газа – 8517,4 млрд. м3.

2.1 Цели и задачи исследования

Цель исследования – выявить степень загрязнения окружающей среды и его основные источники при добыче нефти и газа на территории ЯНАО.

 Задачи  исследования – установить основные причины возникновения экологического загрязнения при добыче нефти и газа, установить динамику экологической обстановки.

Предмет исследования – влияние добычи нефти, газа на почву, воздух, воду,  растительный и животный мир ЯНАО.

Практическая  значимость – защита окружающей среды , сохранение ее во имя жизни будущих поколений. Чистая окружающая среда – залог здоровья и процветания наших детей и внуков.

Методы  исследования – интервью, опрос, изучение статистических данных, изучение документов, обобщение, теоретическое исследование.

2.2.Воздействие нефтегазового комплекса на природные комплексы

Нефтяная и газовая и горнодобывающая  промышленность являются не только ведущими отраслями экономики, но также оказывают  наиболее негативное воздействие на почвы и земельные ресурсы  Ямало-Ненецкого автономного округа и на окружающую природную среду.

                   Воздействие нефтегазового комплекса на природные комплексы прослеживается по ряду направлений:

  • прямое изъятие ресурсов (нефть, газ, газоконденсат, поверхностные и артезианские воды, нерудные строительные материалы, древесина и др.);
  • использование ресурсов (водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира, рыбные ресурсы);
  • поступление загрязнений в окружающую среду (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы и на рельеф, закачка сточных вод в подземные горизонты, отходы, шум и вибрации, электромагнитное излучение, тепловое и световое загрязнение и др.);
  • изменение рельефа и ландшафта.

Основными нарушениями  на объектах нефтегазового комплекса  являются:

  • строительство объектов по проектам, не имеющим положительного заключения экологической экспертизы;
  • невыполнения условий лицензионных соглашений по оценке исходного состояния территорий вновь вводимых месторождений нефти и газа, несоблюдение сроков, установленных лицензионными соглашениями, замеров фоновых уровней загрязнения атмосферного воздуха, почвы, воды на территориях лицензионных участков;
  • несвоевременное и не в полном объёме представление информации по аварийным ситуациям на трубопроводах различного назначения;
  • несоблюдение правил обращения с отходами при бурении геологоразведочных и эксплуатационных скважин;
  • несоблюдение установленных уровней утилизации попутного нефтяного газа;
  • загрязнение земель нефтепродуктами (нефтью);
  • захламление земель производственными отходами;
  • самовольный захват земель;
  • уничтожение и нарушение почвенно-растительного покрова и др.

Интенсивное техногенное  воздействие природные комплексы  Ямало-Ненецкого автономного округа начали испытывать сравнительно недавно (40-30 лет назад), но темпы и масштабы этого воздействия в настоящее  время возрастают. Промышленное освоение региона, в настоящее время, носит очаговый характер, однако как интенсивность воздействия и степень изменения природных комплексов  в различных очагах, так и их общее число позволяют сказать, что развитие природы округа вступило в новый этап - антропогенный.

2.2.1 Почвенно-растительный покров

Информация о работе Экологическая безопасность и проблемы развития нефтедобычи в России