Экологическая безопасность (понятие, пути ее достижения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Принципы экологической безопасности образуют основу для создания национальной концепции экологической безопасности. Поэтому их исследование приобретает особое значение и актуальность.
Термин «принцип» буквально (от лат. principium) означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.).
В юридической литературе принципы экологической безопасности не имеют должного доктринального обоснования. В основном речь ведется лишь об одном, едином «принципе экологической безопасности», но не о системе нескольких принципов. Таким образом, экологическая безопасность как многогранное и многофункциональное явление, базируется только на одной концептуальной основе.

Вложенные файлы: 1 файл

4.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

 

Филиал

 

Вид работы

 

Название дисциплины

Экология

Тема

Экологическая безопасность (понятие, пути ее достижения)

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Группа

 

 

Содержание

Экологическая безопасность (понятие, пути ее достижения)…………3

Основная часть

Глава основной части

 

Принципы экологической  безопасности образуют основу для создания национальной концепции экологической  безопасности. Поэтому их исследование приобретает особое значение и актуальность.

Термин «принцип» буквально (от лат. principium) означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение  какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.).

В юридической литературе принципы экологической безопасности не имеют должного доктринального обоснования. В основном речь ведется лишь об одном, едином «принципе экологической безопасности», но не о системе нескольких принципов. Таким образом, экологическая безопасность как многогранное и многофункциональное явление, базируется только на одной концептуальной основе.

Впервые принципы экологической  безопасности нашли свое закрепление  в рекомендательном законодательном  акте «О принципах экологической  безопасности в государствах Содружества» принятом Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 29 декабря 1992 года, которые сформулированы в ст.4 указанного законодательного акта и определены как «общие принципы формирования национальной политики в области экологической безопасности». Всего принципов названо восемнадцать. Основными из них следует назвать следующие: приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, общечеловеческих ценностей перед любыми другими сферами деятельности; суверенитет государства над природными ресурсами; непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства; согласование экологической политики государств; согласование законодательной политики государства в области обеспечения экологической безопасности.

Принцип предупреждения особо важен для установления и взимания экологических платежей. В своей управляющей функции экологические платежи мотивируют такое поведение плательщика, которое зачастую позволяет избежать, т.е. предупредить, загрязнение окружающей среды.

Принцип платности природопользования и возмещения гражданам и окружающей среде ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологическим законодательством  устанавливается два вида платежей - за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются в основном природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

К видам негативного воздействия  на окружающую среду согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относятся:

- выбросы в атмосферный воздух  загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства  и потребления;

- загрязнение окружающей среды  шумом, теплом, электромагнитными  ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия  на окружающую среду.

Закон предусматривает, что внесение платы за негативное воздействие  на окружающую среду не освобождает  субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения наносимого ей вреда.

Порядок исчисления и взимания платы  за негативное воздействие на окружающую среду может устанавливаться  только законодательством Российской Федерации. До недавнего времени действовал Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, который предусматривал, что базовые нормативы платы устанавливаются за негативное воздействие на окружающую среду в пределах допустимых нормативов или в пределах установленных лимитов. Ранее функционировавшее Минприроды РФ в 1992 году утвердило базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды. Кроме того, во исполнение названного постановления Правительства РФ решением МПР России ежегодно производится индексация платы за загрязнение окружающей природной среды.

Ставки платежей за загрязнение  непосредственно для предприятий, организаций устанавливаются представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием территориальных органов Министерства природных ресурсов России, санэпиднадзора и предприятия-загрязнителя. Органы представительной и исполнительной власти вправе повышать коэффициенты экологической значимости и при сверхлимитных загрязнениях среды устанавливать плату для предприятий-загрязнителей в увеличенных размерах (до 20% - в крупных городах и промышленных центрах; в два раза - в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, в особо охраняемых заповедных зонах, эколого-курортных регионах).

Платежи за выбросы вредных веществ  и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а за сверхлимитные загрязнения - за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Сроки поступления платежей согласовываются с местными органами охраны окружающей природной среды.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают в том числе проведение мероприятий и выполнение программ по охране окружающей природной среды, с другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать и предотвращать вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.

Законодательством предусмотрены  два вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. В свою очередь постановлением Правительства РФ утвержден Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

Платность природопользования является важнейшим элементом экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок исчисления и  применения нормативов платы за использование  природных ресурсов определяется федеральными законами и издаваемыми в их развитие правовыми актами Правительства РФ. Так, плата за использование земли согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ осуществляется в двух формах: земельного налога, который действует до введения в действие налога на недвижимость, и арендной платы. Размер земельного налога за конкретный земельный участок зависит от категории земель (сельскохозяйственного назначения, земли поселений и др.), их состава, качества, площади и места расположения. Земельным кодексом РФ предписано, что порядок определения размера арендной платы устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления применительно к землям, относящимся к объектам собственности соответственно государственного или муниципального уровней. С учетом инфляционных процессов периодически путем принятия специальных федеральных законов устанавливается коэффициент увеличения ставок земельного налога и арендной платы.

Ст. 39 Закона РФ «О недрах» устанавливает, что при пользовании недрами существуют следующие виды платежей:

а) разовая плата за пользование недрами при наступлении  определенных событий, оговоренных  в лицензии;

б) регулярные платежи  за пользование недрами;

в) плата за полученную геологическую информацию о недрах;

г) сбор за участие в  конкурсе (аукционе);

д) сбор за выдачу лицензий.

Вступившая в силу с 1 января 2002 года глава 26 Налогового кодекса  РФ устанавливает налог на добычу полезных ископаемых. При этом налоговая  база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Согласно ст. 123 Водного  кодекса РФ осуществляются платежи  за использование водных объектов. Глава 13 Лесного кодекса РФ устанавливает, что за пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда или арендной платы при аренде участков лесного фонда. Система платежей за пользование животным миром установлена ст. 52 Федерального закона «О животном мире».

Таким образом, платежи  за негативные воздействия на окружающую среду воспринимаются преимущественно как инструмент налогового законодательства. Такой подход существенно снижает его потенциал в достижении целей обеспечения экологической безопасности. В науке, не только эколого-правовой, но и экономической, обосновано различие между налогами и платежами. «Хотя внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны, необходимо все же провести грань между этими инструментами. Когда мы произносим слово «налог», то подразумеваем, что, во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет никаких особых причин, кроме пополнения казны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платеж за загрязнение - это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом окружающей природной среды, пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.д.».

Убедительную аргументацию приводит Т.В. Петрова в пользу неналогового характера платы за загрязнение окружающей среды. Суть доводов ученого заключается в:

- компенсационном характере  платы за загрязнение окружающей  среды, ее соотнесении (хотя  и неполном) с размерами вреда,  причиняемого окружающей среде  выбросами, сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов, иными видами вредного воздействия. Данная функция платы обеспечивается путем установления целевого характера ее использования на осуществление мероприятий природоохранного характера;

- возмездном характере  отношений, связанных с взиманием данной платы, что отличает ее от налоговых, индивидуально безвозмездных отношений. Субъект платит за природопользование, выражающееся в предоставлении возможности привнесения в окружающую среду (размещение в ней) определенного количества вредных веществ. Плату за нормативное загрязнение поэтому относят на себестоимость, как один из видов производственных издержек (как относят на себестоимость плату за землю, за водопользование и пр.). Данному пониманию платы соответствует экономический подход к ее содержанию как форме компенсации вреда, возникающего в результате природопользования;

- понимании платы за  загрязнение как элемента экологических,  а не налоговых отношений. На  наш взгляд, она представляет  собой оригинальную правовую  форму, сложившуюся (хотя и не окончательно) в рамках экологического законодательства, аналогов которой нет ни в налоговом, ни в гражданском, ни в ином законодательстве. Представляется, что ее дальнейшее развитие должно происходить также в общем контексте развития экологического, а не налогового законодательства, цели которого в этом смысле могут быть принципиально иными.

Подтверждение названных  различий проявляется и в правоприменительной  сфере. Так, Правительство РФ направило  в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Как утверждается в запросе, платежи за загрязнение окружающей среды не являются налоговыми платежами, не обладают необходимыми признаками налоговых обязательств в их конституционно-правовом смысле и, следовательно, не включаются в систему платежей, которые согласно ст. 57 и 75 (ч. 3) Конституции РФ должны устанавливаться законом. По мнению заявителя, названное постановление принято в соответствии с конституционными полномочиями Правительства РФ и не нарушает предписаний федеральных законов, а потому - вопреки решению Верховного Суда РФ - подлежит действию.

Принцип возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным  воздействием окружающей среды. Компенсация  ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется специальным законодательством.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 77 Федерального закона об охране окружающей среды). В соответствии с нормами гражданского законодательства и упомянутого Закона возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах.

При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:

- степень утраты трудоспособности  потерпевшим;

- затраты на лечение и восстановление здоровья;

- затраты на уход  за больным;

- затраты, связанные  с необходимостью изменения места  жительства и образа жизни,  профессии;

- потери, связанные с  моральными травмами, невозможностью  иметь детей или риском рождения  детей с врожденной патологией;

- иные расходы, в  том числе упущенные профессиональные  возможности.

Информация о работе Экологическая безопасность (понятие, пути ее достижения)