Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

В конце ХХ века к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценен, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное; как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества. Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах.

Содержание

1. Биоэкология. Ее основные разделы и понятия.
2. Экологическая культура.
3. Компоненты экологической культуры.
4. Экологическая культура, экологическая и методическая грамотность воспиталеля.
5. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание био.docx

— 20.01 Кб (Скачать файл)

                                      Содержание

  1. Биоэкология. Ее основные разделы и понятия.
  2. Экологическая культура.
  3. Компоненты экологической культуры.
  4. Экологическая культура, экологическая и методическая грамотность воспиталеля.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

  1. Биоэкология. Ее основные разделы и понятия.

Биоэкология – это экология в первоначальном понимании термина, то есть часть биологии, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и окружающей средой. Вместе с тем – это биологическая основа современной экологии.

Основные разделы и понятия биоэкологи.

Структура экологии рассматривается с различных точек зрения, и единой системы пока не существует. Биоэкология является теоретической основой для прикладной, социальной и другой экологии и включает ряд разделов:

  1. Аутэкология  (от греч. аutos – сам) – раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма с внешней средой, в основе которых лежат его морфофизиологические реакции на воздействия среды. С изучения этих реакций начинается любое экологическое исследование.
  2. Демэкология  (от греч. demos – народ) – или популяционная экология изучает естественные группировки особей одного вида, то есть популяции – элементарные надорганизменные макросистемы. Важнейшая задача демэкологии – выяснение условий формирования популяции, а также внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, структуры, динамики численности популяции.
  3. Эйдэкология (от греч. eidos – образ, вид), или экология видов, - наименее разработанный раздел современной экологии. Вид как уровень организации живой природы, как надорганизменная биологическая макросистема только начинает становиться объектом экологических исследований. В экологической науке в основе интеграции  живых организмов в системы традиционно лежит следующая схема: особь – популяция – биогеоценоз – биосфера. Вид в этой схеме не нашел отражения. Таким образом, любая новая особь и популяция как представители конкретного вида одновременно входят в состав определенного биоценоза, то есть как бы имеют двойное подчинение. Эту вторую систему интеграции живой природы можно представить следующей схемой: особь – популяции – вид – биосфера.
  4. Синэкология ( от греч.sun – вместе), или экология сообществ, изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, их формирование и развитие, структуру, динамику, взаимодействия с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности. Базируясь на аут-, дем- и эйдэкологии, синэкология приобретает собственный четко выраженный характер. Синэкологические исследования направлены на изучение взаимоотношений популяций, сообществ и экосистем со средой.

 

  1. Экологическая культура.

Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой обитания.

В конце ХХ века к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное  переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценен, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное; как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества. Современная  напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах.

Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого достижения и преобразования человеком окружающего мира. Словно « культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли.   

Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно корректируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным , но нравственно порочным.

Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры.

Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возрасту человека к единству с природой должна быть формой теоретического возраста с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становления искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя.

  1. Компоненты экологической культуры.

Существует пять компонентов:

  • Научно-познавательный;
  • Ценностный;
  • Нормативный аспект;
  • Практически-деятельный аспект;
  • Экологизация.

 

  1. Экологическая культура, экологическая и методическая грамотность воспитателя.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры(термин выдвинут Д.С.Лихачевым), память о духовной жизни народа.

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание,- указывает, например, С.Н.Артановский,- становится  органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры». Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н.Ф.Реймерс и А.В. Яблоков определяют экологичекое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависит благополучие людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

 

 

 

Список  литературы.

  1. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1992.
  2. Лихачев Д. С. Экология культуры //Альманах Всеросийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.
  3. Артановский С.Н. Критика буржуазных теорий культуры и проблемы идеологической борьбы. Л.,1991.
  4. Экология России. Хрестоматия. М., 2000. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическая культура