Экологическая культура, как часть духовного развития человеческого общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:27, доклад

Краткое описание

Вопрос 3: Социальная экология – наука о проблемах взаимодействия общества и природы.
Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Естественно, ученые сразу начали предпринимать шаги к решению проблемы. Начиная с 1968 года, итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Тема 1: Экологическая  культура, как часть духовного  развития человеческого общества.

 

Вопрос 3: Социальная экология – наука о проблемах взаимодействия общества и природы.

 

Демографический взрыв и  научно-техническая революция привели  к колоссальному увеличению потребления  природных ресурсов.

Естественно, ученые сразу  начали предпринимать шаги к решению  проблемы. Начиная с 1968 года, итальянский  экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. В первых докладах Римскому клубу были успешно применены к изучению тенденций развития социально-природных глобальных процессов имитационные математические методы, разработанные профессором Массачусетского технологического института Джеем Форрестером. Впервые в социальном прогнозе были учтены составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности.

Прежние прогнозы, учитывавшие  лишь традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели оптимистический характер. Учет же экологических параметров сразу  перевел прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества к концу  первой трети XXI столетия в связи  с возможностью исчерпания минеральных  ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Последующие работы, выполненные по заказу Римского клуба  под руководством Д.Медоуза, а также М.Месаровича и Э.Пестеля, в основном подтвердили справедливость глобальных прогнозов, составленных Дж. Форрестером.

Так впервые в науке  была поставлена проблема возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждали  различные пророки, а в течение  весьма конкретного отрезка времени  и по вполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность в  такой области знания, которая  бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы. Этой областью знания стала социальная экология, задача которой состоит в изучении человеческого  общества в аспекте его совместимости  с особенностями природной среды.

Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая  основа. Первым теоретическим источником стало учение В.И. Вернадского о  биосфере и неизбежности её эволюционного  превращения в сферу человеческого  разума – ноосферу. В.И. Вернадский доказал, что человеческая деятельность становится ныне основным преобразующим  фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить её можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться разумом. Ноосферное развитие – это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.

Вторым источником формирования социальной экологии является современное техниковедение – совокупность технических наук, в которых рассматриваются многообразные функции техники как структуры технических систем и технологий, созданных в процессе труда для облегчения всех видов человеческой деятельности в аспекте воздействия их на окружающую природную среду.

Третьим источником становления  социальной экологии выступает комплекс социальных наук, раскрывающий сущность человека, социальную обусловленность  его мыслительной деятельности, чувств, волевых импульсов, ценностных ориентаций, установок в практической деятельности, в том числе и во взаимоотношении  с окружающей природной и социальной средой.

В качестве четвёртого источника  выступает глобальное экологическое  моделирование, методика которого разработана  Дж. Форрестером.

Функции и задачи социальной экологии.

Термин социология происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ”hoyos” (слово, учение). Из чего следует, что социология - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Взаимоотношения внутри общества и с окружающими его факторами.

На всех этапах истории  человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие социология было введено  французским философом Огюстом  Кантом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась  в XIX веке в Европе. Огюст Кант и  затем англичанин Герберт Спенсер  впервые обосновали необходимость  выделения социального знания в  самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки  и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы.

Экология – наука, изучающая  отношение организма к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических). Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому, какой является предмет социология. И тут и  там изучаются факты и процессы взаимодействия.

Экология – это не только наука о состоянии природной  среды. Это еще и наука о  путях сохранения среды обитания человека в условиях усиливающегося воздействия на нее его деятельности, и наука о путях восстановления разрушенных природных факторов. Поэтому вполне естественно говорить о наличии в структуре экологического знания как естественнонаучных, так  и социальных компонентов.

Социальная экология - научная  дисциплина, рассматривающая соотношение  общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. В поле зрения социальной экологии попадают не только и не столько естественные процессы взаимодействия живых организмов с природной средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с искусственно созданными, до человека не существовавшими, элементами среды, несущими на себе отпечаток деятельности людей. Разрушаются привычные перегородки между циклом естественных и социальных наук, но одновременно конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя различными группами наук.

Таким образом, социальная экология изучает структуру, особенности  и тенденции функционирования объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной  человеком предметной среды, взаимодействующей  с окружающей природной средой. Увы, именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем, которые и выступают в качестве объекта социально-экологического исследования.

Социальная экология как  наука имеет свои специфические  задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношений между  человеческими сообществами и окружающей географической, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние  производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли  как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа—общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает  вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии состоит  также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия  на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно  улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего  живого на Земле.

Факторы и источники возникновения социально-экологических  проблем.

Далеко не все серьезные  изменения, произошедшие в природной  среде за время существования  планеты, - дело рук человека. Никто  сегодня не будет спорить с  тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой  бывают очень значительны.

Так за последние десятки  тысячелетий одним из главных  факторов подобных «фоновых» перестроек ландшафтов был климат: существование  гигантских ледников на пространствах  Северной Евразии и Северной Америки  влекло за собой серьезные климатические  изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие  определенных циклов для этих самых  перестроек.

Например, для Европы более  того, для всего северного полушария  отмечено общее потепление и увлажнение климата, начавшееся примерно 11-12 тысячелетий  назад, после таяния ледникового  покрова (с волной общего похолодания - около 9 тысячелетий назад). Так  продолжалось до времени атлантического потепления между 8-5-м тысячелетием тому назад, когда широко распространилась теплолюбивая растительность. В последующий  период из-за общего похолодания ландшафтные  зоны сместились к югу. Наконец, около 2,5 тыс. лет назад началось некоторое  потепление климата. Выделяется нередко  и так называемый малый ледниковый период - волна общего похолодания, прокатившаяся сравнительно недавно, несколько столетий назад.

Но никто не станет спорить  и с тем, что в последние  десятки тысячелетий с антропогенным  воздействием на природу планете  приходится считаться. Многие исследователи  сам факт появления и значительного  распространения человека на Земле  называют одной из крупнейших экологических  катастроф древности.

Взаимодействие  молодого человечества и природы.

Формирование и становление  кроманьонского человека завершилось  в течение считанных тысячелетий. Сравнительно быстро это событие  вызвало экологические последствия. И, прежде всего - небывалое в геологической  истории распространение одного биологического вида практически на всей обитаемой суше. Никогда - за миллионы, миллиарды лет - ни один вид не имел такого распространения.

Именно тогда и зародилось неразрешимое до сих пор противоречие между катастрофически быстро развивающимся  биологическим видом-потребителем природных ресурсов и самой природной  средой. А всё начиналось с огня…

Так, голландский мореплаватель  А.Я. Тасман, первым из европейцев увидевший  берега Тасмании, аборигенов не обнаружил, хотя обратил внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над  лесом. Последующие исследователи  острова постоянно сталкивались с лесными пожарами или с обилием  костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством, собирательством, главным «рычагом», с помощью которого они «переворачивали» свою землю - перестраивали ландшафты радикально, - был огонь. В результате подобной «природопреобразующей деятельности» на обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности; произошли изменения в характере почвы, изменился климат. В Исландии до появления человека до 40% площади острова были заняты березовыми лесами с примесью ивы, рябины и можжевельника, ныне же площадь лесов не превышает 0,5%.

К тому же результату привела  система первобытного земледелия: выжигание  огромных лесных пространств регулярно - раз в несколько земледельческих  сезонов. Также, в числе первых экологических  катастроф, привнесенных в жизнь  планеты молодым человечеством, называют и последствия такого «чистого и безобидного» занятия, как обыкновенная охота.

Доказан учеными факт, что  у нетронутых человеком естественных природных комплексов большая продуктивность, чем у экосистем, искусственно им созданных. Но именно разрушающее воздействие  человека на окружающую среду стимулировало, как ни странно это звучит, развитие цивилизации - в поисках новых  ресурсов человечество постепенно переходило от присваивающего хозяйства к производящему. Но созданная примитивными способами новая природная среда чрезвычайно хрупка, быстро истощает почву и нежизнеспособна в обычных условиях. Выжигание растительности, рыхление поверхности земли в сочетании с уничтожением деревьев и кустов наносит значительный ущерб почве, приводит к эрозии. Поэтому осваиваемые первобытным человеком участки земли вскоре приходили в полную непригодность и люди вынуждены были искать новые территории. Следами тех экологических катастроф древности планета покрыта до сих пор: это извечные степи и пустыни.

Один из тяжелейших экологических  кризисов имел место уже в начале неолита. Научившись достаточно хорошо охотиться на животных, люди своими действиями привели к исчезновению многих из них, в том числе и  мамонтов. В результате резко сократились  пищевые ресурсы множества человеческих сообществ, а это, в свою очередь, привело к массовому вымиранию. По различным подсчётам, население  сократилось тогда в 8-10 раз. Это  был колоссальный экологический  кризис, переросший в социально-экологическую  катастрофу. Выход из него был найден на путях перехода к земледелию, а затем и к скотоводству, к  осёдлому образу жизни. Тем самым  экологическая ниша существования  и развития человечества существенно  расширилась, чему в решающей мере способствовала аграрно-ремесленная революция, приведшая  к возникновению качественно  новых орудий труда, позволявших  многократно усилить воздействие  человека на окружающую природную среду. Оказалась завершена эра «животной  жизни» человека, он начал «активно и целенаправленно вмешиваться  в природные процессы, перестраивать  естественные биогеохимические циклы».


Информация о работе Экологическая культура, как часть духовного развития человеческого общества