Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 19:08, доклад
Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов препятствует развитию производства и угрожают жизни людей. Поэтому началось массовое движение общественности в защиту природы. Большинство экономически развитых стран и некоторые развивающиеся страны начали проводить государственную экологическую политику. Были приняты природоохранные законы, созданы государственные органы по охране окружающей среды. В результате, в 80-х гг. загрязнение окружающей среды в некоторых регионах мира постепенно уменьшается. Однако в большинстве стран экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной. Для проведения экологической политики оказалось недостаточно усилий отдельных стран. Необходимы усилия всего мирового сообщества
Экологическая политика в целом
Перемена отношений к проблемам экологического характера
Переход к жесткой экологической политике
Экологическая политика в России
Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Вывод
План
1. Экологическая политика в целом
Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов препятствует развитию производства и угрожают жизни людей. Поэтому началось массовое движение общественности в защиту природы. Большинство экономически развитых стран и некоторые развивающиеся страны начали проводить государственную экологическую политику. Были приняты природоохранные законы, созданы государственные органы по охране окружающей среды. В результате, в 80-х гг. загрязнение окружающей среды в некоторых регионах мира постепенно уменьшается. Однако в большинстве стран экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной. Для проведения экологической политики оказалось недостаточно усилий отдельных стран. Необходимы усилия всего мирового сообщества. В системе ООН существует специальная программа погружающей среде (ЮНЕП) и т.д. В этой работе принимают участие географы многих стран, включая Россию.
Организация должна определить
экологическую политику и обеспечить
формирование требований к СУОС. Экологическая
политика – заявление (декларация) о ее
намерениях и принципах деятельности
по отношению к общим характеристикам
окружающей среды.
Экологическая политика является двигателем
в деле внедрения и улучшения системы
управления окружающей средой для данной
организации, чтобы она могла поддерживать
и потенциально повышать свою экологическую
эффективность. Политика отражает обязательство
высшего руководства соблюдать применяемые
законы и постоянно улучшать систему управления
окружающей средой. Политика создает основу,
с помощью которой организация устанавливает
свои целевые и плановые показатели. Политика
должна быть достаточно четкой, чтобы
ее могли понять внутренние и внешние
заинтересованные стороны; она должна
периодически анализироваться и пересматриваться,
с тем чтобы отражать изменяющиеся условия
и информацию. Область применения политики
должна быть точно идентифицируемой.
Высшее руководство организации должно
определить и документально оформить
свою экологическую политику в рамках
экологической политики более крупной
корпоративной организации, частью которой
она является, и с одобрения этой организации,
если такая имеется.
Экологическая политика — публично декларируемые
принципы и обязательства, связанные с
экологическими аспектами деятельности
предприятия и обеспечивающие основу
для установления его экологических целей
и задач, в том числе:
- совмещение экологических целей и задач
с целями и задачами развития предприятия
в целом;
- осознанное принятие и активная поддержка
экологической политики и обязательств
руководством предприятия;
- экологическая культура производства,
т.е. сознательное использование в практической
деятельности предприятия основ современной
экологической культуры и экологической
этики; разделенная ответственность; вклад
в устойчивое развитие; цивилизованное
предпринимательство;
- добровольное расширение экологических
обязательств предприятия; охрана здоровья
и экологическая безопасность персонала
и населения в зоне влияния предприятия;
оценка отрицательного воздействия на
окружающую среду и его минимизация; развитие
более экологически чистого производства;
поддержка экологических научных исследований
и экологического образования и просвещения,
включая школьное экологическое образование;
развитие добровольного экологического
страхования; экологическая благотворительность;
- экономически эффективная экологическая
деятельность (экоэффективность), т.е.
достижение экономической эффективности
осуществляемой природоохранной деятельности;
- повышение качества продукции и услуг
за счет развития экологической деятельности;
- стремление к достижению и укреплению
экологической репутации производства;
- рациональное использование ресурсов;
- стремление к экологическому лидерству;
- доступность экологической информации
о деятельности производства для всех
заинтересованных лиц и сторон (экологическая
"прозрачность" предприятия); активная
демонстрация результатов деятельности;
- независимая оценка результатов экологической
деятельности предприятия (осуществление
систематического экологического аудирования);
- мотивация и вовлечение всего персонала
в экологическую деятельность предприятия;
- вовлечение поставщиков и смежников
в экологическую деятельность предприятия;
- вовлечение потребителей товаров и услуг
в экологическую деятельность предприятия;
- обязательное документирование предприятием
экологической деятельности и подробная
добровольная отчетность о результатах
деятельности ("зеленая отчетность"
предприятия); активное сотрудничество
со всеми заинтересованными в экологических
аспектах деятельности предприятия лицами
и сторонами, включая экологическую общественность;
сотрудничество со средствами массовой
информации;
- соответствие действующему природоохранительному
законодательству, экологическим нормам
и правилам; разработка и использование
собственных экологических норм и правил,
дополняющих государственные требования.
Для постановки экологических целей и
задач оцениваются и анализируются (ранжируются,
определяются приоритеты) следующие экологические
аспекты деятельности предприятия:
- существующая система управления предприятием
и система менеджмента в целом;
- существующая система экологического
управления, ее место и роль в общей системе
управления и менеджмента;
- существующая экологическая документация
(внешняя и внутренняя);
- готовая продукция (экологические аспекты);
- используемое сырье, материалы, энергоресурсы
(экологические аспекты);
- факторы воздействия на окружающую среду;
- источники выделения загрязняющих веществ
и образования отходов;
- источники воздействия на окружающую
среду и виды отходов;
- системы очистки сточных вод и отходящих
газов;
- системы размещения и удаления (использования,
переработки, ликвидации, захоронения)
отходов;
- существующая система экологического
мониторинга;
- эколого-экономические и эколого-правовые
аспекты деятельности предприятия;
- экологическая деятельность, осуществляемая
предприятием на добровольной инициативной
основе;
- существующая деятельность по предупреждению
чрезвычайных экологических ситуаций
и деятельность в условиях происходивших
чрезвычайных экологических ситуаций;
- меры по снижению отрицательных экологических
последствий предыдущей производственной
деятельности;
- формулировка экологических целей и
постановка нерешенных предприятием экологических
задач.
Экологическая
цель – экологически значимое направление
деятельности организации, установленное
экологической политикой этой организации.
Практически важно сформулировать ясные
показатели, характеризующие эти цели.
Экологическая цель должна быть увязана
с экологической политикой и обязательствами
предприятия, быть конкретной, быть доступной
и понятной для руководства, персонала,
внешних заинтересованных лиц и сторон.
Цель должна быть достижимой и иметь реальное
обеспечение необходимыми ресурсами.
Каждая цель должна быть мотивированной
для руководства предприятия и персонала
и связанной с получением определенных
выгод и преимуществ.
Экологические цели в первую очередь направлены
на развитие определенных процессов.
Экологическая
задача — конкретизация экологической
цели для определенных этапов ее достижения.
Для практической реализации экологических
целей и задач разрабатывается система
конкретных мероприятий и действий, составляющая
основу программы или ряда программ экологического
менеджмента на предприятии. В программах
менеджмента для каждого действия или
мероприятия указываются ответственные
исполнители, сроки реализации и необходимые
финансовые и материальные ресурсы, включая
источники финансирования.
2. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Переломным в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда надвигавшийся мировой экономический и топливно-энергетический кризис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребительского отношения к экологии. Практически полностью исчерпал себя прежний индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность перейти к качественно новому типу экономического развития в ус-ловиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающей среды.
В 70-е годы произошло изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп населения против виновников промышленного загрязнения сменило массовое общественное движение "зеленых". В сознание населения активно проникло понимание того, что нормальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой деятельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустроенность окружающей среды. Население все более определенно высказывает нежелание оплачивать свое материальное благосостояние тем или иным видом экологического ущерба.
Под воздействием острых кризисных явлении в 70-е годы в Японии, как и в других ведущих капиталистических странах, сложилась устойчивая государственная экологическая политика. На смену отдельных, нередко разрозненных мер государства по борьбе с: загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление.
К началу 70-х годов в Японии уже были приняты основные законодательные акты по охране окружающей среды. Аналогичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капиталистические страны (см. приложение, табл. 1). Объектами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва, а с другой - наиболее распространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение.
Организационная структура охраны среды в Японии следующая: Управление по окружающей среде, местные государственные п р ирод о о х р а н н ы е органы, а также с. т р у к туры управления, созданные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об управляющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что численность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. составила 20,6 тыс. человек. В Японии действует также экологическая полиция.
В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий.
3. ПЕРЕХОД К ЖЕСТКОЙ КОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Упор в достижении экологических целей был сделан на следующие административные средства воздействия:
- ужесточение стандартов и
- использование экологической
экспертизы производственных
- соглашения, заключаемые местными органами власти о контроле за загрязнением;
- системы арбитража
- природоохранительные
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсив-аых факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.
Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еше в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая.победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.
Сейчас очевидна острая необходимость в сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения в масштабах и глубине энерговещественного обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением нарушенных экологических связей. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства как общественного продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.
Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%.
Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.
Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.
Необходимость осуществления экологической программы должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности развитие системы мониторинга, а также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической информации. Данные по загрязнению окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно применять законы природы, нужно прежде всего знать их. Осознание необходимости перемен в сфере экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.
Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. Поэтому говоря о единой системе экологической защиты, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются :
- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;
- обязательная экологическая
- содействие развитию
5. Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Важнейшее направление работы органов экологической службы
- содействие созданию и
Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;
- переработки отходов в
- повышения степени
- производство чистой питьевой
воды. Можно организовать серийный
выпуск недорогих очистных
Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных налогов. Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предприниматепьства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.