Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 13:51, реферат
И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ 4
1.1 Региональная экологическая политика. 5
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
2.1. Бюджетное финансирование. 7
2.2. Внебюджетные фонды 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Автономная некоммерческая
организация высшего
профессионального
образования
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Менеджмента
Кафедра: Общих
гуманитарных, социально-экономических
и естественнонаучных
дисциплин
«Экологическая политика в России»
Реферат по
дисциплине: «Экология»
Выполнилa: | |||
Группа: | |||
Контактная информация: | |||
Отметка о регистрации: | |||
Проверил: | |||
Дата: | Оценка: | ||
Примечания: | |||
Пермь 2012г.
Оглавление
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещ далека от своего решения. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным эффектом бумеранга разрушение природы оборачивается экономическим yщep6oм и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными силами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие, воссоздавать изъятые у не блага в соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост , основывающийся на традиционных принципах, становится угрожающе опасным.
И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.
Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В условиях плановой экономики проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления - экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности.
Социальным
и экологическим факторам уделялось
второстепенное значение, хотя задачи
экологизации и социальной ориентации
производства постоянно декларировались
в программных
1.1 Региональная экологическая политика.
Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За центром остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий. Поэтому говоря о единой системе экологической защиты, нужно прежде ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова 40 теряется у производителя, около 20 - в процессе транспортировки и хранения и 40 - у потребителя. Необходимость осуществления экологической программы должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит е выполнение, иначе она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности развитие системы мониторинга, а также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической информации.
Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных налогов. Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п. смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предприниматепьства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных
в экологической
чистоте среды обитания. Помимо финансовых
льгот, непременным условием широкого
привлечения
Система
страхования заключается в
В
условиях децентрализации управления
природоохранной деятельностью, углубления
процесса суверенизации субъектов
Рocсийской Федерации, перехода к
рыночным отношениям, дефицита бюджете
процесс гарантированной
2.1. Бюджетное финансирование.
Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающим проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий -71,4 млрд. руб. программ и инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд. руб что составляет соответственно 1,8, 0,38 и 0,22 в общих расходах республиканского бюджета.
Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению. Так, если в 1987-1988 гг. они составляли 100 в общем объеме инвестиции, то с 1989г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7, в 1991 г. до 38,5. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13 в Ивановской области до 83 в Пензенской.
2.2. Внебюджетные фонды
Другим
источником финансирования природоохранной
деятельности стали внебюджетные целевые
фонды, создаваемые для исключения
остаточного принципа выделения
средств на выполнение природоохранных
мероприятий, перехода к экономическим
методам управления природопользованием
и охраной природы. В настоящее время формируются
следующие государственные внебюджетные
фонды - воспроизводства минерально-сырьевой
базы - воспроизводства, охраны и защиты
лесов - восстановления и охраны водных
объектов. Новым элементом современного
экономического механизма природопользования
являются и внебюджетные экологические
фонды. Последние созданы для финансирования
неотложных природоохранных задач, восстановления
потерь в окружающей природной среде,
компенсации причиненного вреда и др.
Федеральный, республиканские, краевые,
областные и местные экологические фонды
образуют единую систему внебюджетных
фондов, формирующихся за счет средств
предприятий-