Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 20:20, доклад
Костромская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству состояния природной среды. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего состояния всего региона, его населения.
Как показывает мировой и отечественный опыт, проекты и мероприятия экономическо- го развития, даже приносящие быстрые и значительные выгоды, но осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий и сохранения критического природного капитала, оказываются убыточными. Очевидный экономический рост во многом может оказаться ил-люзией из-за неспособности людей учитывать сокращение природного потенциала, который является основой для дальнейшего развития территории.
Общая площадь функционирующих ООПТ – 102,3 тыс.га, что составляет 1,7 % от площади области. Основное количество охраняемых территорий сосредоточено на землях лесного фонда – около 71 тыс. га.
В 2008 году были завершены работы по формированию схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области. Обосновывающие материалы получили положительное заключение государственной экологической экспертизы. Схема утверждена постановлением администрации Костромской области №172-а от 16 июня 2008 года.
Схема ООПТ Костромской области и научное обоснование к ней признано лауреатом Всероссийского конкурса на соискание премии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Лучший экологический проект года» в номинации «Природоохранные технологии».
Схема ООПТ Костромской области включает 71 территорию: 18 памятников природы и 53 заказника, в том числе 43 комплексных, 5 гидрологических, 3 ботанических и 2 зоологических. Общая площадь земель, включенных в схему ООПТ составляет около 205 тыс.га (3,4 % территории области), в том числе на землях лесного фонда– около 145 тыс. га (4 % от общей площади лесного фонда). Распределение ООПТ по землям других категорий следующее – на землях сельхозназначения – 24 тыс. га, на землях населённых пунктов – 160 га, на землях водного фонда – 12 тыс. га, на землях запаса – 1,5 тыс. га. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Распределение площади особо охраняемых природных территорий по районам
Муниципальный район |
ООПТ | ||
Площадь, га |
% от площади района | ||
1 |
Антроповский |
0 |
0 |
2 |
Буйский |
5494,9 |
1,69 |
3 |
Вохомский |
2175,08 |
0,64 |
4 |
Галичский |
23843,8 |
8,48 |
5 |
Кадыйский |
8330,5 |
3,56 |
6 |
Кологривский |
381,8/29400* |
0,11/8,32 |
7 |
Костромской |
375,2/12000* |
0,18/5,91 |
8 |
Красносельский |
0/24000* |
0,0/25,24 |
9 |
Макарьевский |
30782 |
6,34 |
10 |
Мантуровский |
0/10900* |
0,0/4,09 |
11 |
Межевской |
9401.7 |
4,32 |
12 |
Нейский |
1139.8/3300* |
0,43/1,25 |
13 |
Нерехский |
0 |
0,00 |
14 |
Октябрьский |
8385.6 |
4,50 |
15 |
Островский |
6499,0 |
2,67 |
16 |
Павинский |
2,0 |
0,001 |
17 |
Парфеньевский |
2361.8/9500* |
0,96/3,85 |
18 |
Поназыревский |
26178.0 |
12,42 |
19 |
Пыщугский |
5736.0 |
2,99 |
20 |
Солигаличский |
16134.3 |
5,28 |
21 |
Судиславский |
2150.0 |
1,41 |
22 |
Сусанинский |
1009.0 |
0,93 |
23 |
Чухломский |
18501.7/5800* |
5,08/1,59 |
24 |
Шарьинский |
16308,2 |
4,08 |
Итого |
204765.9/95110* |
3,42/1,59 | |
* площадь ООПТ федерального значения |
Схема ООПТ Костромской области включает 71 территорию: 18 памятников природы и 53 заказника, в том числе 43 комплексных, 5 гидрологических, 3 ботанических и 2 зоологических. Общая площадь земель, включенных в схему ООПТ составляет около 205 тыс.га; в том числе на землях лесного фонда– около 145 тыс. га (4 % от общей площади лесного фонда). Распределение ООПТ по землям других категорий следующее – на землях сельхозназначения – 24 тыс. га, на землях поселений – 160 га, на землях водного фонда – 12 тыс. га, на землях запаса – 1,5 тыс. га.
Таким образом, общая площадь заповедного фонда Костромской области (по состоянию на 01.01.2009 года) - 371 тыс.га, что составляет 6,2% от общей площади области. При этом по площади на долю федеральных ООПТ приходится - 44%; региональных - 56%.
По согласованию с Министерством природных ресурсов РФ, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2008-2010 годах проведены работы по подготовке материалов для изменения границ государственного природного заказника «Сумароковский». В связи с расположением заказника в непосредственной близости от областного центра, изменение его границ должно решить проблемы обеспечения популяций дикого и одомашненного лося естественной кормовой базой, снизить уровень фактора беспокойства диких животных, а также способствовать социальному развитию населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от города Костромы. Обосновывающие материалы по изменению границ заказника получили положительное заключение государственной экологической экспертизы и направлены в Министерство природных ресурсов и экологии России для подготовки соответствующего правового акта.
Красная книга Костромской области
В целях сохранения редких видов на территории Костромской области учреждена областная Красная книга. Разработан и принят ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих юридическую защиту видов, нуждающихся в охране. На территории области действует Закон Костромской области от 07.12.2006 года №93-4-ЗКО «О Красной книге Костромской области», определен уполномоченный орган по ведению Красной книги Костромской области, создана Комиссия по ведению Красной книги. В целях обеспечения корректного отбора видов на этапе формирования списков Красной книги, специалистами-биологами разработаны критерии внесения видов в Красную книгу Костромской области.
В работе над созданием Красной книги Костромской области был использован весь научный потенциал области (КГУ им.Некрасова, КГТУ, ФГУ ВНИИЛМ «Костромская лесная опытная станция», Костромская государственная сельскохозяйственная академия, ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес» им. М.Г.Синицына»), а также специалисты сопредельных областей: Лаборатория высшей водной растительности Института биологии внутренних вод им.И.Д.Папанина РАН (г.Борок, Ярославская обл.), Институт проблем экологии и эволюции (г.Москва), НИАНО «Международного института леса» (г.Москва), Плесский музей заповедник (г.Заволжск). Красная книга была создана в 2009 году.
Перечень видов, занесенных в Красную книгу Костромской области включает 280 видов живых организмов, в том числе: 86 - позвоночных животных, 38 - беспозвоночных животных, 141 - высших растений, 13 - мхов, 1 - лишайников, 1 - водорослей.
Типографское издание Красной книги запланировано на 2011 год.
Дальнейшая работа по ведению областной Красной книги будет направлена на организацию и обеспечение мониторинга видов, занесенных в Красную книгу, разработку рекомендаций по сохранению редких видов, формирование базы данных о редких видах, обитающих на территории Костромской области.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В части реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности региона, в том числе в сфере обращения с отходами принята Концепция обращения с отходами производства и потребления в Костромской области на 2010-2020 годы, которая определяет стратегию управления потоками отходов производства и потребления, и направлена на создание поэтапной системы управления в сфере обращения с отходами, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В целях её реализации на территории области начаты работы по инвестиционному проекту ОАО «Управляющая компания «Эко-Система» по созданию современной комплексной системы обращения с отходами в Костромской области, с предполагаемым объемом инвестиций – порядка 600 млн. рублей. Результатом будет внедрение системы селективного сбора отходов, строительство мусоросортировочных комплексов и современного полигона ТБО.
Для решения вопросов управления и контроля в сфере обращения с отходами и обеспечения чистоты и порядка на территории Костромской области в 2008 – 2010 годах приняты законы «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области и «Об обеспечении экологической безопасности на территории Костромской области». Разработан порядок ведения регионального кадастра отходов, который позволит создать банк данных о наилучших технологиях по утилизации отходов производства и потребления и вести учет образовавшихся отходов.
С целью ликвидации накопленного экологического ущерба в Костромской области, в 2006 – 2009 годах проведены работы по утилизации 30 тонн пришедших в негодность и запрещенных к использованию ядохимикатов и пестицидов, оставшихся после изменения форм собственности сельскохозяйственных организаций.
РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА
В результате мониторинга данных радиационного контроля радиационная обстановка на территории области - стабильна и оценивается как удовлетворительная.
Участков загрязнения радионуклидами, радиационных аномалий на территории области не выявлено, аварийных ситуаций не зарегистрировано. Структура доз облучения населения за счет различных источников не изменилась, превышения основных дозовых пределов не отмечено.
В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий, анализа результатов лабораторно-инструментальных исследований, данных радиационно-гигиенических паспортов предприятий и организаций, можно сделать вывод, что уровень обеспечения радиационной безопасности на объектах, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения - удовлетворительный.
На предприятиях и в организациях, эксплуатирующих источники ионизирующего излучения персонал обеспечен средствами измерения индивидуальных доз облучения персонала группы А, имеются инструкции по радиационной безопасности, по действиям в случае радиационной аварии выполняются мероприятия в соответствии с программами производственного радиационного контроля.
При анализе данных радиационно-гигиенического паспорта области на протяжении ряда лет, наиболее значимый вклад в формирование структуры годовой коллективной дозы облучения населения области вносят природные радионуклиды - 78,7%. Для обеспечения контроля за влиянием природных источников ионизирующего излучения проводится радиационный контроль воды, строительных материалов из минерального сырья, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов при его добыче, производстве, потреблении.
Вся ввозимая на территорию области продукция (пищевые продукты, строительные материалы, минеральное сырье) проходит радиационный контроль. На протяжении ряда лет не регистрировались случаи завоза продукции с превышением гигиенических нормативов по показателям радиационной безопасности.
Проводится измерение уровня радона и гамма-фона при отводе участков под застройку на территории всей области, вводе в эксплуатацию и эксплуатируемых жилых и общественных зданиях. Превышений нормативных уровней не установлено.
Актуальным остается вопрос радиационного контроля металлолома как наиболее значимый по возможным экономическим и экологическим последствиям. На каждую отправляемую партию металлолома оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение. На предприятиях, осуществляющих переплавку металлолома, организован производственный контроль, включающий радиационный контроль на рабочих местах, очистительных фильтров, готовой продукции.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в 2010 году осуществлялись следующие виды контроля:
При осуществлении государственного контроля и надзора ДПР Костромской области взаимодействовал с Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой, прокурорами районов и подразделениями УВД, а также федеральными органами исполнительной власти.
В рамках всех видов государственного контроля и надзора в течение года проведено 140 проверок исполнения природоохранного законодательства, в том числе плановых – 136 и внеплановых – 4.
За отчётный период государственными инспекторами департамента рассмотрено 323 административных дела
К административной ответственности привлечено 246 лиц, в том числе:
53 юридических лиц;
131 должностных лица;
60 индивидуальных
2 физических лица.
По результатам рассмотрения административных дел на 20 декабря 2010 года сумма наложенных на правонарушителей административных штрафов больше чем за 2009 год (3363,9 тыс. рублей), и составляет 4207,1 тыс. рублей. Взыскано административных штрафов на 20 декабря текущего года на сумму 2646,2 тыс. рублей (табл.№1).
таблица № 1
№ п/п |
Наименование показателей |
Показатели за 2007 год |
Показатели за 2008 год |
Показатели за 2009 год |
Показатели за 2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Наложено административных штрафов |
1503,0 т.р. |
1837,5 т.р. |
3363,9 т.р. |
4207,1 т.р. |
2 |
Взыскано административных штрафов |
803,0 т.р. |
1569,1 т.р. |
2242,65т.р. |
2646,2 т.р. |
3 |
Направлено в службу судебных приставов |
- |
- |
892 т.р. |
2109 т.р. |
4 |
Взыскано ССП |
- |
- |
344,83 т.р. |
1390,0 т.р. |
5 |
Не взыскано по различным причинам, в том числе по причине банкротства хозяйствующих субъектов |
- |
- |
225,83 т.р. |
- |
6 |
Находится в производстве в ССП |
- |
- |
- |
619,0 т.р. |
7 |
Не вышли сроки добровольной оплаты |
- |
- |
- |
447,9 т.р. |
Информация о работе Экологическая ситуация в Костромской области