Экологическая ситуация в г. Ноябрьске и ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы -определить экологическую ситуацию в г. Ноябрьске и ЯНАО.
Задачи:
проанализировать экологическую обстановку
рассмотреть нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа
изучить факторы воздействия
4. предложить меры по ее улучшению.

Содержание

Введение 5
1 Географическое описание 6
1.1 Ямало-Ненецкий автономный округ 7
1.2 Город Ноябрьск 7
2 Нефтегазовый комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа 11
2.1 Недропользователи 11
2.2 Объемы добычи нефти и газа 11
2.3 Геологоразведочные работы 12
2.4 Крупнейшее месторождение Ямала 13
2.5 Крупнейшие предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа (нефтегазовая промышленность) 16
2.5.1 ООО «Ноябрьскгаздобыча» 16
2.5.2 ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» 19
2.5.3 ООО «Сервисная буровая компания» 20
3 Факторы воздействия 22
3.1 Атмосфера 22
3.2 Нефтяные загрязнения местности 24
3.3 Твердые и концентрированные городские отходы 29
3.4 Автотранспорт 31
3.5 Загрязнение придорожных земель 33
3.6 Влияние шума на организм человека 35
3.6.1 Допустимые уровни шума для населения 37
3.7 Состояние гидросферы 39
4 Способы преодоления 40
4.1 Защита от транспортного загрязнения 40
Пути решения экологических проблем 42
4.3 Меры для охраны природы 45
4.4 Защита от шума автомобилей 50
5 Расчеты 52
Заключение 57
Список используемой литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тело.doc

— 979.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы экологии следует рассматривать в тесной связи с экономическим развитием, поскольку именно оно во многом определяет состояние окружающей среды и  масштабы работ по его оздоровлению.

Важным источником финансирования мероприятий по оздоровлению окружающей среды следует считать внедрение действенного механизма платного природопользования, включающего рентные и компенсационные платежи-отчисления на решение экологических проблем. Реализация указанных направлений экологической политики может гарантировать устойчивое развитие региона, которое обеспечивает удовлетворение разумных потребностей нынешних поколений людей с сохранением возможностей аналогичного удовлетворения потребностей будущих поколений.

Актуальной  задачей сегодняшнего дня в округе является щадящий режим природопользования, направленный на сохранение лесов, чистоты рек и озер, обеспечение воспроизводства флоры и фауны, охрану редких и исчезающих животных и птиц.

Достигается это  путем создания сети заповедных и особо охраняемых природных территорий, разработки и внедрения экологически чистых методов добычи нефти и газа, применения в лесной промышленности безотходных технологий, строительства эффективных очистных сооружений.

Для осуществления этих задач должна быть разработана концепция эколого-экономической сбалансированности развития промышленного и жилищного комплексов автономного округа, претворение в жизнь которой позволяет решать накопившиеся проблемы.

С целью  уменьшения загрязнения окружающей среды нефтегазодобывающим комплексом ведутся разработки и внедряются новые природосберегающие технологии. Осваивается безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов. Ведется строительство заводов по антикоррозийному покрытию трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика, срок эксплуатации которых не ограничен. Нарабатываются технологии по эффективной очистке загрязненных поверхностей с применением бакпре-паратов и различных промывочных жидкостей. С целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ведутся работы по использованию газа, сжигаемого в факелах, для производства бензина и выработки электроэнергии.

В соответствии с регламентом, установленным законом, в округе проводятся контрольные проверки на 2100 предприятиях, дающих выбросы в атмосферу.

 

    1. Меры для охраны природы

 

Большие возможности открывает тщательная и принципиально проводимая экологическая экспертиза, способная предотвратить экологически опасные технические решения. Важно размещать объекты в природных комплексах, обладающих значительной устойчивостью к техногенным воздействиям. Зоны влияния технических объектов должны располагаться вне пределов территорий приоритетного природопользования коренных народов, водоохранных зон, заповедников, заказников, памятников природы. От антропогенной нагрузки должны быть освобождены коренные гнездовые обитания животного мира.

Производство  должно стать экологически безопасным и предельно ответственным, необходимо расширение сети очистных сооружений и полигонов для захоронения отходов.

В создавшейся  ситуации все планы развития новых производств должны рассматриваться только с учетом современной экологической ситуации в округе.

Говоря о  процессах восстановления нефтезагрязненных почвенных экосистем, многие исследователи (например, Т.П. Славина, М.И. Кахаткина и др., 1986) обращают внимание на то, что обычные рекультивационные мероприятия имеют ряд недостатков - не всегда способствуют восстановлению почв и растительности и часто сами наносят долговременный вред природе. Землевание замедляет процессы разложения нефти. Вывоз загрязненного слоя создает новые очаги вторичного загрязнения. Исследования показывают, что при сжигании нефти сроки естественного восстановления нефтезагрязненных почв значительно увеличиваются, происходит образование полициклических ароматических УВ, обладающих канцерогенными свойствами, следовательно увеличивается токсичность почв, затормаживается восстановление всех блоков экосистемы.

В настоящее  время научно обоснованные методы ликвидации последствий загрязнения отсутствуют. Для максимального уменьшения неблагоприятного воздействия необходимо знание законов трансформации загрязненных экосистем и загрязняющих веществ, прогноз их изменения во времени.

Н.М. Исмаилов, Ю.И. Пиковский (1988) считают, что концепция восстановления загрязненных экосистем должна опираться на следующий принцип: не нанести экосистеме больший вред, чем тот, который уже нанесен при загрязнении. Суть концепции - максимальная мобилизация внутренних ресурсов экосистемы на восстановление своих первоначальных функций. Рекультивация, по определению исследователей, - это продолжение процесса самоочищения, при котором используются природные резервы экосистемы: климатические, микробиологические, ландшафтно-биохимические.

Концепция восстановления загрязненных земель исходит из положения, что в разных почвенно-климатических  и ландшафтно-геохимических условиях процессы трансформации загрязнителей  аналогичного типа в одних и тех  же дозах происходят с разной скоростью и останавливаются на разных стадиях. Различаются и результаты воздействия разных доз загрязнителей на экосистемы. Самоочищение и самовосстановление экосистем - стадийный биохимический процесс трансформации загрязняющих веществ, сопряженный со стадийным восстановлением биоценоза.

В соответствии с этапами биодеградации происходит регенерация биоценозов. Процессы идут разными темпами на разных ярусах экосистем. Значительно медленнее, чем микрофлора и растительный покров, формируется сапрофитный комплекс животных. Полной обратимости процесса, как правило, не наблюдается. Наиболее сильная вспышка микробиологической активности приходится на второй этап биодеградации нефти. При дальнейшем снижении численности всех групп микроорганизмов до контрольных значений, численность углеводородоокисляющих организмов на многие годы остается аномально высокой по сравнению с контролем.

Н.М. Исмаилов, Ю.И. Пиковский (1988) неоднократно подчеркивают, что механические и физические методы рекультивации не могут обеспечить полное удаление нефти и нефтепродуктов из почвы. Разложение нефти в почве в естественных условиях - процесс биогеохимический, в котором главное и решающее значение имеет функциональная активность комплекса почвенных микроорганизмов, обеспечивающих полную минерализацию нефти и нефтепродуктов до углекислого газа и воды. Ускорить очистку почв с помощью микроорганизмов можно в основном двумя способами: активизацией метаболической активности микрофлоры почв путем изменения физико-химических условий среды ( агротехнические приемы ) или внесением специально подобранных активных нефтеокисляющих микроорганизмов в загрязненную почву.

Анализ многочисленных работ по рекультивации нефтезагрязненных  почв дает противоречивые результаты - одни и те же мероприятия в разных условиях приводят к неодинаковым последствиям. Вышеупомянутые авторы намечают наиболее общие принципы интенсификации самоочищающей способности почв. На первом этапе, когда геохимическая обстановка наиболее токсична, целесообразно проводить подготовительные мероприятия: аэрацию, увлажнение, локализацию загрязнения. На втором этапе возможен пробный посев культур с целью оценки остаточной фототоксичности почв, работы по регулированию водного режима и кислотных условий, в случае необходимости - рассоление. На третьем этапе восстанавливаются естественные растительные биоценозы, создаются культурные фитоценозы, практикуется посев многолетних растений. Длительность процесса рекультивации зависит от почвенно-климатических условий и характера загрязненности.

В настоящее  время все способы рекультивации  почв не являются достаточно приемлемыми. Рассмотрим их основные недостатки: Обработка почвы сольвентами приводит к частичному или полному уничтожению в почве колоний микроорганизмов, что приводит соответственно к обеднению почвенного состава и уничтожению  всех плодородных свойств почвы. В результате выпаривания, которое происходит при температуре не ниже 700-800С вся почвенная органика сгорает в прямом смысле слова. В результате этих мер очистки почвы мы имеем полностью стерильную почву, которая не пригодна для жизни растений и останется такой еще в течении многих лет, даже если пытаться стимулировать рост бактерий, внося в почву новые штаммы микро организмов или производя смешивание “пустой” почвы с почвенными культурами, взятыми из других областей.

С экономической  точки зрения данный метод также является невыгодным, т.к. вещества, которыми обрабатывается почва используются в больших количествах и являются дорогостоящими. Срезка зараженного грунта приводит, прежде всего, к образованию новых очагов загрязнения. В результате срезки появляются места с почвенным голоданием, что особенно актуально в местах наиболее частых разливов нефти, т.е. за Полярным кругом. При выполнении этих работ затрачивается большой объём средств, т.к. необходимо эвакуировать большое количество зараженного грунта, что приводит к занятости большого числа людей и техники.

Наиболее перспективным  методом обеззараживания почв, по мнению автора данного доклада является принудительное окисление нефти и нефтепродуктов при помощи почвенных микроорганизмов. Практика внесения в почву бактериальных штаммов сейчас пока еще не очень распространена.Этому имеется много причин, одной из которых является несовместимость условий нормальной жизнедеятельности бактерий с условиями данного региона. Например в местах основной нефтедобычи, т.е. в условиях крайнего севера, многие виды бактерий не жизнеспособны в следствии низких температур и специфического почвенного состава. Поэтому необходимо производить исследования для выявления возможных бактериальных штаммов.

В настоящее  время ведутся исследования в области искусственного стимулирования роста бактериальных штаммов. Известны два основных направления:

1) внесение в почву, загрязненную нефтью аналогичной незагрязненной почвы для образования семейств бактерий и стимуляции их роста.

2) Использование металлических соединений. В почву в виде суспензии вводятся металлические соединения, в результате вокруг катиона металла образуется магнитное поле в котором молекулы воды , кислорода , азота ориентируются особым образом , что создает особый водно-кислородный режим , из-за которого значительно улучшаются физико-химические свойства почв . Кроме этого в магнитном поле катиона гораздо лучше развиваются бактерии , в результате деятельности которых идет процесс окисления нефти . В природных условиях В качестве катионных центров обычно выступают щелочные металлы Ca , K ,Na . Исследования показывают , что потенциал переходных металлов гораздо больше , что и учитывается в приготовлении почвенных добавок . Обычно используются ферриты Fe-S,Fe2-S2  и т.д. В этом случае имеется еще один плюс в том что эти вещества в огромных количествах встречаются в отвалах теплоэлектростанции и при их отделении они получаются почти чистыми . Внесение их в зараженную почву имеет двоякий эффект во-первых стимуляция роста бактериальных семейств , во-вторых окультуривание почв.

 

4.4 Защита от шума автомобилей

 

Один из основных источников шума в городе – автомобильный  транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных  улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

Уровень уличных  шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль  улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

В промышленной зоне обычно высок процент грузового  транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории города тяжёлый шумовой режим.

Шум, возникающий  на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия  шума находятся части кварталов  и микрорайонов, расположенных вдоль  магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Акустическая  характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя. Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

За последнее  время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот  почему проблема борьбы с шумом в  городе приобретает всё большую  остроту.

 

 

 

 

5 Расчеты

Расчёт  выбросов вредных веществ при сжигании топлива в котельной.

В качестве топлива для сжигания в котлах применяют жидкое и газообразное топливо.

Годовой расход топлива составляет:

Наименование  топлива

Зольность топлива

АГ,%

Содержание серы

SГ,%

Низшая  теплота сгорания

, ккал/м3

(МДж/кг)

Мазут высокосернистый

0,1

2,8

9260

(38,770)

Природный газ

__

__

8620

(36,090)

Информация о работе Экологическая ситуация в г. Ноябрьске и ЯНАО