Экологические основы природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Экологические проблемы в той или иной мере решались человечеством стихийно на протяжении всей естественной истории. Корни экологического знания уходят в глубокую древность. Идея охраны природы и, в частности, красоты естественных лесов была близка жителям Древней Греции. Древнегреческие мыслители передали эстафету римским ученым.
Великие географические открытия эпохи Возрождения послужили толчком для развития природопользования. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения об их зависимости от условий произрастания или возделывания Описания животных сопровождались сведениями об их повадках, местах обитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Ноосфера (от греч. noos - разум) – это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Понятие и термин «ноосфера» были введены в науку французскими учеными – математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.П. Вернадским.

Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию – процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок – от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету.

В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера – материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействие людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого»15.

Вернадский говорил об «эпохе ноосферы», утверждая необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история.

Таким образом, ноосфера – это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управлять высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей.

 

3. Современные методы  регулирования численности населения  и его рост.

Первые люди существовали под властью природы и в ее составе. Численность первобытных людей была невелика и контролировалась различными природными факторами согласно природной экологической нише: с одной стороны – хищниками, паразитами, с другой стороны – конкурирующими видами человекообразных, внутривидовой борьбой. Кроме того, со временем численность человека регулировалась истощением кормовых ресурсов.

Современный человек расширил границы местообитания. Однако за пределами первоначального ареала он может выжить не благодаря физиологической адаптации, а с помощью специальных защитных устройств и приспособлений (отапливаемые жилища, одежда, кислородные приборы и т.п.).

В XIX-XX вв. проявились признаки нового мирового демографического перехода – демографического взрыва, резкого увеличения скорости роста народонаселения Земли, связанного с изменениями социально-экономических и общеэкологических условий жизни.

Постоянно увеличивающееся население мира требует все больше пищи и энергии, минеральных ресурсов, что вызывает возрастающее давление на биосферу планеты. При этом наблюдается неравномерные прирост населения в различных регионах мира, наблюдается ускоренный процесс урбанизации населения.

Можно выделит основные методы по решению проблемы увеличения численности и поддержания равновесия человечества:

-регулирование численности населения через экономическое развитие;

-регулирование численности населения через планирование семьи;

-регулирование численности населения через социально-экономические изменения.

К мерам по урегулированию популяционного равновесия относят ряд международных соглашений, принятых в рамках ООН, в частности, соглашение по народонаселению. На основе программ ООН с целью снижения уровня рождаемости и уровня смертности разработана политика помощи развивающимся странам, а также экономические меры, призванные поднять и образованность населения. Кроме того, были разработаны международные проекты, в рамках которых развивающимся странам передавались современные технологии, ориентированные не на крупные промышленные или сельскохозяйственные производства, а на небольшие семейные и фермерские хозяйства. Преимущественно, это экологически оптимальные технологии, обеспечивающие высокую производительность труда.

 

4. Экологический кризис, экологическая катастрофа: их причины, масштабы и последствия.

В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба.

На переломе XX – XXI вв. перед цивилизацией встала угроза глобального экологического кризиса.

Под экологическим кризисом понимается, прежде всего, груз разнообразных экологических проблем. Теоретик современной экологии Н.Ф. Реймерс определил экологический кризис как напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы16. Одна из характеристик экологического кризиса – увеличение влияния измененной людьми природы на общественной развитие. При этом кризисы не разрушают систему полностью, а приводят ее в состояние неустойчивости, из которого возможен выход к изменению уровня функционирования или управления системой, либо гибелью системы. Таким образом, кризис может быть обратимым.

Экологическая катастрофа – комплекс изменений в системе, которые ведут к ее исчезновению. При катастрофе нарушается одновременно большое количество взаимосвязей, прекращает функционировать системообразующий фактор, и система, как таковая, перестает существовать.

К причинам экологических катастроф можно отнести необратимые природные явления (локальные засухи, моры), а также перестройки (прежде всего климатические) во всей биосфере, связанные с периодами горообразования, глобальных потеплений или похолоданий, образования и таяния ледников.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, а среди международных экологических конфликтов можно выделить четыре категории: распределение водных ресурсов, загрязнение морей, чистота воздуха, чистота воды.

Основные глобальные экологические проблемы современности:

  • изменение климата Земли, парниковый эффект (глобальное антропогенное потепление);
  • разрушение озонового экрана, возникновение озоновых дыр, снижающих защитные свойства атмосферы;
  • химическое загрязнение атмосферы и, как следствие, образование кислотных осадков;
  • демографический взрыв, относительное перенаселение Земли в некоторых регионах;
  • чрезмерная урбанизация – рост количества и численности городов, что приводит к существенным перестройкам ландшафтов Земли;
  • загрязнение почв;
  • загрязнение Мирового океана и имение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов;
  • загрязнение поверхностных вод суши;
  • опустынивание обширных территорий; истребление лесного покрова Земли;
  • уменьшение биологического разнообразия флоры и фауны и устойчивости экосистем;
  • замусоривание околоземного космического пространства.

Таким образом, суть экологической угрозы заключается в том, что всевозрастающее давление на биосферу антропогенных факторов может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов. Это, в свою очередь, вызовет резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой гибель не только населения, но и планеты.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экология как наука представляет собой область знаний, рассматривающую взаимодействие живых организмов со средой их обитания. Экология сравнительно молодая наука, но экологические проблемы в той или иной мере решались человечеством на протяжении всей естественной истории.

Одним из центральных является понятие биосфера – оболочка земли, населенная живыми организмами. Основоположником учения о биосфере, является В.И. Вернадский, который подчеркивал, что биосфера – результат сложнейшего механизма геологического и биологического развития и взаимодействия косного и биогенного вещества. Основа стабильности биосферы – биологическое разнообразие всего живого на Земле.

Современный этап развития биосферы характеризуется увеличением антропогенного пресса на природные экосистемы в связи с развитием промышленного производства и освоением человеком новых промышленных технологий. Изменение биосферы идет одновременно по многим направлениям. «Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что она возрастает, и предела ее возрастания нам не видно…» - отмечал в конце XIX-начале XX вв. В.И. Вернадский17. К началу третьего тысячелетия изменения природной среды стали заметны не только специалистам.

Все это привело к глобальному кризису, следствием которого являются такие негативные последствия, как парниковый эффект, кислотные осадки и истончение озонового слоя, деградация почвенного покрова и опустынивание, уменьшение площадей лесного покрова земного шара. Поэтому проблема защиты окружающей среды признается одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

 

Список литературы

 

  1. Акимова, Т. А. Экология. Природа - Человек - Техника: учеб. для студ. вузов /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2007. – 509 с.
  2. Акимова, Т. А. Экология. Человек - экономика - биота - среда: учеб. для студ. вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 495 с
  3. Алексеенко, В. А. Жизнедеятельность и биосфера: учеб. пособие для студентов вузов /В. А. Алексеенко. - М.: Логос, 2005. - 229 с.
  4. Бродский, А. К. Общая экология: учебник для студентов вузов / А. К. Бродский. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 253 с.
  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2004. – 580 с.
  6. Гурова, Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования: учеб. пособие  /Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. - М.: ОНИКС, 2005. - 222 с.
  7. Данилов-Данильян, В. И. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России  /В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф - М.: ИНФРА-М, 2009. – 222 с.
  8. Керженцев, А.С. Вся надежда на просвещенный разум /А.С. Керженцев //Экология и жизнь. – 2012. - № 10. – С. 11-16
  9. Колесников, С. И. Экология: учеб. пособие /С. И. Колесников. - 4-е изд. - М.: Академцентр, 2009. - 383 с.
  10. Маврищев, В. В. Общая экология: курс лекций / В. В. Маврищев. - 3-е изд. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. - 298 с.
  11. Маринченко, А. В. Экология : учеб. пособие для студентов вузов /А. В. Маринченко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 326 с.
  12. Николайкин, Н.И. Экология: учеб. для вузов /Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 622 с.
  13. Основы экологии и охраны природы: учебник / [Л. И. Коваленко [и др.]; под ред. А. П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2008. - 414 с.
  14. Охрана окружающей среды: учебник для студ. Вузов / [Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С.П. Киселева]; под ред. Я.Д. Вишнякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
  15. Парамонова, М. Учение о ноосфере зародилась на Тамбовской земле /М. Парамонова //Родина. – 2013. - № 1. – С. 154-155
  16. Передельский, Л. В. Экология: учебник / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. - М.: ПРОСПЕКТ, 2009. - 507 с.
  17. Сынзыныс, Б. И. Экологический риск: учеб. пособие /Б. И. Сынзыныс, Е. Н. Тянтова, О. П. Мелехова. - М.: Логос, 2005. - 166 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Маврищев, В.В. Общая экология. Курс лекций /В.В. Маврищев. – 3-е изд., стер.- Минск: Новое знание; М., 2011. – с.8

2 Николайкин, Н.И. Экология: учеб. для вузов /Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – с. 11

3 Маврищев, В.В. Общая экология. Курс лекций /В.В. Маврищев. – 3-е изд., стер.- Минск: Новое знание; М., 2011. – с.11

4 Маринченко, А. В. Экология : учеб. пособие для студентов вузов /А. В. Маринченко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. – с. 57

5 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2002. – с. 21

6 Маврищев, В.В. Общая экология. Курс лекций /В.В. Маврищев. – 3-е изд., стер.- Минск: Новое знание; М., 2011. – с. 167

7 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2004. – с. 61

8 См. там же,  с. 95

9 См. там же , с. 123

10 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2004. – с. 125

11 См. там же, с. 127

12 См. там же, с. 129

13 См. там же, с. 130

14 Керженцев, А.С. Вся надежда на просвещенный разум /А.С. Керженцев //Экология и жизнь. – 2012. - № 10. – С. 11-16

15 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М., 2004. – с. 165

16 Маврищев, В. В. Общая экология: курс лекций / В. В. Маврищев. - 3-е изд. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011. – с. 189

17 Охрана окружающей среды: учебник для студ. Вузов / [Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С.П. Киселева]; под ред. Я.Д. Вишнякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 15

 

 


Информация о работе Экологические основы природопользования