Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:25, реферат
Целью данной работы является теоретическое обобщение и анализ основных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цель достигается путём ответов на следующие вопросы:
1.систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
2.раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
3.анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
4.оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
Введение 3
1. Понятие и виды экологических прав человека 5
2. Правовое регулирование экологических прав человека
по российскому законодательству 7
3. Защита экологических прав граждан в судебном и
административном порядке 11
3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти 12
3.2. Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ 13
3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации 14
3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по
правам человека 15
4. Роль общественных объединений в защите
экологических прав граждан 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
правам
человека в Российской
Федерации
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Институт
Уполномоченного по правам человека,
существующий в более чем 100 государствах,
помогает, дополняет и расширяет
традиционные контрольные функции
парламента в отношении других государственных
органов с позиций соблюдения
и защиты прав граждан. Он назначается
на должность и освобождается от должности
Государственной Думой в порядке, предусмотренном
Федеральным конституционным законом
от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации».
Учреждение должности Уполномоченного
по правам человека способствует восстановлению
нарушенных прав, совершенствованию законодательства
России о правах человека и гражданина
и приведению его в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного
права, развитию международного сотрудничества
в области прав человека, правовому просвещению
по вопросам прав и свобод человека, форм
и методов их защиты.
3.4. Защита экологических прав и
Европейский
суд по правам человека
С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.
Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.
Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.
11
мая 1994 г. члены Совета Европы
приняли Протокол №11 к Европейской
конвенции о защите прав
4. Роль общественных объединений в защите
экологических
прав граждан
Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды»7.
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать,
пропагандировать и реализовывать
в установленном порядке
б)
за счет собственных и привлеченных
средств осуществлять и пропагандировать
в области охраны окружающей среды,
воспроизводства природных
в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
г)
организовывать собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования, сбор подписей
под петициями и принимать
участие в указанных
д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;
к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».
Успешно
для российского отделения
Заключение
Мы живём в трудное время когда загрезнение окружайщей среды стало обыденным явлением, в такой ситуации человек чуствует себя не защищенным. По проведенным ЮНЕСКО исследования Россия одна из самых неблогоприятных стран для проживания с точки зрения экологической ситуации. Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого. И первостепенной задачей должна стать отработка правовых механизмов регулирования экологических правоотношений. Неэффективные механизмы должны быть удалены, а их место занять реально действующие. Это тяжёлая задача, как для государства, так и для общества, но её выполнение жизненно важно.
Государством осуществлены законодательные шаги в этом направлении, что дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Но существует прблемма с реализацией принятых норм, с контролем за их исполнением. Это можно объяснить правовым негилизмом нашего общества, корумпированостью чиновников.
Из вышесказанного
можно сделать вывод на данный момент
в России сущесвует современная система
правовых норм, защищаю экологические
права граждан. Проблема состоит лишь
в их правильной реализации, но это уже
предмет отдельного исследования.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Экологические права граждан Российской Федерации