Экологические права граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обобщение и анализ основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается путём ответов на следующие вопросы:

1.систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
2.раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
3.анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
4.оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.

Содержание

Введение 3


1. Понятие и виды экологических прав человека 5


2. Правовое регулирование экологических прав человека

по российскому законодательству 7


3. Защита экологических прав граждан в судебном и

административном порядке 11


3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти 12


3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ 13


3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации 14


3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по

правам человека 15


4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан 17


Заключение 19


Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

эко.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

      3.3. Защита экологических  прав Уполномоченным  по 

      правам  человека в Российской Федерации 

      Нарушенные  экологические права человека и  гражданина могут быть защищены и  Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

      Институт  Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет  традиционные контрольные функции  парламента в отношении других государственных  органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. 

      3.4. Защита экологических  прав и 

      Европейский суд по правам человека 

      С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

      Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того,  должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

      Такими  документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.

      Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

      11 мая 1994 г. члены Совета Европы  приняли Протокол №11 к Европейской  конвенции о защите прав человека  и основных свобод, который предоставил  права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель. 
 

 

      4.  Роль общественных  объединений в  защите

     экологических прав  граждан 

      Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

      Полномочия  общественных экологических объединений  в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды»7.

      Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать  в установленном порядке программы  в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

      б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

      в)  оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении  вопросов охраны окружающей среды;

      г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать  участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

      д)  обращаться в органы государственной  власти и к должностным лицам  о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

      е) участвовать в установленном  порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

      ж) обращаться в органы государственной  власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

      з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

      и) организовывать и проводить экологическую  экспертизу;

      к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

      л) подавать в органы государственной  власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

      м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

      н) осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

      В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

      Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

      По  иску партии «зеленых» к Правительству  Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».

      Успешно для российского отделения Гринпис  и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.  

     Заключение 

      Мы  живём в трудное время когда  загрезнение окружайщей среды стало  обыденным явлением, в такой ситуации человек чуствует себя не защищенным. По проведенным ЮНЕСКО исследования Россия одна из самых неблогоприятных стран для проживания с точки зрения экологической ситуации. Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

     Защита  нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой  бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого. И первостепенной задачей должна стать отработка правовых механизмов регулирования экологических правоотношений. Неэффективные механизмы должны быть удалены, а их место занять реально действующие. Это тяжёлая задача, как для государства, так и для общества, но её выполнение жизненно важно.

     Государством  осуществлены законодательные шаги в этом направлении, что дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Но существует прблемма с  реализацией принятых норм, с контролем за их исполнением. Это можно объяснить правовым негилизмом нашего общества, корумпированостью чиновников.

Из  вышесказанного можно сделать вывод на данный момент в России сущесвует современная  система правовых норм, защищаю экологические права граждан. Проблема состоит лишь в их правильной реализации, но это уже предмет отдельного исследования. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.
  2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001,  23 марта.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.
  5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.
  6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.
  7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.
  8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.
  9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.
  10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.
  11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.
  12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р./на Дону: Феникс, 1996.
  13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.
  14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

Информация о работе Экологические права граждан Российской Федерации