Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:23, реферат

Краткое описание

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

Содержание

Введение.
1. Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.

2. Экологические права граждан.

3. Способы защиты экологических прав.


4. Экологические обязанности граждан.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ЭКО..docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

● использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

● получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

● отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

● на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

● в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

● быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

● обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

● участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

● на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.

 

3. Способы защиты экологических  прав.

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

● непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

● активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

● выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

● оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

● о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

● об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

● об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

● об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

● нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

●  принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

4. Экологические обязанности  граждан.

Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции РФ, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства.

В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.

В самом деле, сохранять природу можно путем активного волеизъявления, например, делая добровольные взносы на реализацию природоохранных мероприятий. Но такие действия, как указывалось выше, относятся к правам граждан. В тоже время непринятие гражданином никаких мер для сохранения окружающей среды в своей повседневной жизни тоже нельзя вменять ему в вину в случае фактического отсутствия вреда окружающей среде от его бездействия.

А ведь смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами, на которых возложены такие обязанности, должно влечь за собой негативные последствия для нарушителей.

Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.

Содержательная сторона экологических обязанностей может выражаться как в форме закрепленных в законодательных и подзаконных актах требований воздержаться от совершения чего-либо, так и форме требований совершить какие-либо действия.

В первом случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда физическое лицо – предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должен соблюдать требования, выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.

В свою очередь исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином-предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.

Установленные в нормативных правовых актах требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.

Например, ст. 92 Водного кодекса РФ прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное в подзаконном правовом акте, но достаточно ясное (прямое) требование по соблюдению установленного режима.

В тоже время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнять требования, содержащиеся в предписании.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:

● в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;

● в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;

● в обеспечении законными, своевременными и адекватными средствами принуждения любого факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.

Целью установления экологических обязанностей является обеспечение рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Давая определение экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо не надлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке.

 

 

Заключение.

 

Сегодня в России продолжается кропотливая работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Хотя закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ" от 12.12.1993 г.

2. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ ОХРАНЕ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (принят ГД  ФС РФ 20.12.2001)

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЕ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О  ЖИВОТНОМ МИРЕ» от 24.04.1995 № 52-ФЗ. С  последующими изменениями и дополнениями.

6. ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.12.2007) "О НЕДРАХ"

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан